cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

На что снимать кино?



Киностандарт на 24 кадра в секунду существует с 1932 года, когда его приняла Американская академия киноискусства. Затем он распространился и на европейское кино, где вплоть до конца 30-х годов некоторые студии использовали старые камеры со скоростью 16 кадров в секунду (именно так работал киноаппарат братьев Люмьер). 24 кадра получились не случайно: при такой скорости картинка идеально синхронизировалась со звуковой фонограммой, изображение было непрерывным и достаточно плавным. Стандартная частота тесно связана с общим восприятием кино как визуального искусства: происходящее на экране, с одной стороны, достаточно реально, с другой — кажется включением из параллельной вселенной, окном в другой мир. Мир реальный при этом движется куда быстрее, а 24 кадра позволяют кино держать художественную дистанцию. Телевидение работает чуть быстрее (30 кадров в США и 25 — в Европе), но у телевидения другие задачи — оно стремится к документальной точности.

Идея увеличить частоту кадров появлялась в разное время, но только во время съёмок «Хоббита» у неё появился такой мощный евангелист, как Питер Джексон. Это был эксперимент (48-кадровую версию фильма можно было увидеть только в избранных кинотеатрах со специальным оборудованием), и он прошёл неудачно: в таком виде «Хоббит» оказался похожим на телерепортаж. 24 кадра в секунду складываются в непрерывную картинку благодаря инертности зрения, частота вдвое выше делает кино слишком подробным — как и в случае с HD-камерами, видно гораздо больше, чем хотелось бы.

Кинокартинка стала слишком подробной

Почему новые технологии в кино бывают лишними. Изображение №2.

↑ «Голова-ластик», дебютная полнометражка Линча, снята на довольно примитивную 16-миллиметровую камеру Eclair.

В 2006 году, на пороге массового перехода киноиндустрии к цифровым HD-камерам, режиссёр Дэвид Линч в своей книге «Поймать большую рыбу» объяснял, почему работает далеко не с самой современной Sony PD150: «Полученные кадры напоминают мне фильмы 1930-х годов. В то время эмульсия была несовершенна и на экране почти отсутствовали мелкие детали. С камерой Sony PD та же история: нет и намёка на высокую чёткость. А ведь порой в кадре за размытым изображением или тёмным пятном может скрываться притягательная недосказанность, тайна. Если же на экране кристально чёткая картинка, то там ничего больше и быть не может — это всё, что есть. И, к сожалению, высокое разрешение передаёт даже то, чего бы вам не хотелось».

Что именно режиссёры не хотели бы отпечатывать в кадре слишком чётко? Да практически всё: гвозди на декорациях, слои грима, швы на костюмах, искусственную паутину в углу. Чтобы убедиться в том, насколько игрушечная обстановка обычно царит на съёмочной площадке, достаточно посмотреть «фильм о фильме» любого блокбастера, снятый, как правило, на обычные ТВ-камеры. «Пираты Карибского моря», один из самых дорогих и зрелищных фильмов в истории, вживую похож в лучшем случае на фестиваль косплея.

В конце концов, визуальная недосказанность — важнейший художественный приём. Альфред Хичкок, среди прочего, утверждал, что страшнее того, что ты показываешь, может быть только то, чего ты не показываешь. Убийство в душе из «Психо» — вероятно, самая знаменитая сцена в истории кино. Но «Психо» выходил в прокат во времена строгой цензуры, при действующем кодексе Хейса (этические принципы, принятые в Голливуде в 1930 году и упразднённые в 1967-м), и, чтобы вставить в фильм такую откровенную и жестокую сцену, потребовался ювелирный монтаж. В итоге ни один удар ножом по-настоящему не попал в кадр — только замахи и крики. Но сцена произвела такое впечатление, что потом долго ходили слухи, будто кровь на секунду из монохромной превращается в красную. Это неправда (специалисты проверили сцену покадрово), но так и работает кино как искусство: в кадре — многое, но у вас в голове — ещё больше.

Снятое на цифровую камеру кино похоже на бытовые кадры

Почему новые технологии в кино бывают лишними. Изображение №3.

↑ Цифровая камера Red Epic, одна из самых популярных сегодня в Голливуде.

Лучи света проходят через линзу и сталкиваются с лентой, покрытой серебряными микрокристаллами. Происходит химическая реакция, микрокристаллы меняют цвет, и на светочувствительном слое появляется захваченное лучами изображение. Так работает плёночная кинокамера. Цифровая устроена почти так же, только свет, пройдя через линзу, сталкивается с полотном из пикселей. Разница в изображении становится всё менее и менее очевидна с каждым годом, но она по-прежнему существует.

Цифровые камеры во многом удобнее: компактнее, проще в обслуживании, ими можно снимать часы напролёт, дубль за дублем, без стопа (хватило бы аккумулятора и карты памяти), в то время как один заряд плёнки вмещает менее 10 минут. Снятые кадры можно тут же отсмотреть, тогда как плёнку нужно обработать химикатами и проявить. Проверить, что же ты снял, можно только на следующий день, не говоря уже о том, что сама плёнка стоит дорого, и начинающим режиссёрам без цифровых камер просто не обойтись.

Забавно, что объяснить, чем же именно плёночная картинка отличается от цифровой, довольно трудно. Обычно говорят про глубину, цвет и светотень, но эта разница не столько техническая, сколько на уровне ощущений: всё, что снято на хорошую плёнку, кажется художественным и величественным, а цифровые кадры воспринимаются как скучная фиксация реальности. Традиционное мнение — цифра без проблем справляется с картинами в стиле Годара или Бергмана: с камерным кино про людей, где природа и экстерьеры не играют большой роли (впрочем, Вуди Аллен, снимающий именно такие фильмы, предпочитает плёночную систему Panavision), а вот там, где важны сложные визуальные образы, — например, океан «Соляриса» — плёнка всё ещё вне конкуренции. Бескрайняя пустыня из «Лоуренса Аравийского» навсегда прописалась в учебниках по операторскому мастерству — это самый характерный пример того, на что способен целлулоид.

Почему новые технологии в кино бывают лишними. Изображение №4.

↑ «Начало» Нолана снято на плёнку, и множество спецэффектов там — технические, а не компьютерные.

В 2012 году Киану Ривз спродюсировал документальный фильм «Бок о бок», посвящённый как раз проблеме перехода Голливуда на цифровую съёмку. Весь фильм состоит из череды интервью с режиссёрами, операторами, продюсерами и монтажёрами. В качестве главных аргументов в пользу цифровых технологий называли простоту и мобильность, и, хотя у новых камер есть ярые сторонники вроде Джорджа Лукаса (именно он стал первопроходцем, сняв на HD-камеру «Атаку клонов»), многие признаются, что отказались от плёнки лишь потому, что это неожиданно начали делать все вокруг и им захотелось попробовать новую игрушку. Поддаются тем не менее не все: плёнке верен и Пол Томас Андерсон («Магнолия», «Нефть»), и Брэд Берд («Миссия невыполнима: Протокол Фантом»), и Стивен Спилберг, сделав исключение только для полумультфильма «Приключения Тинтина: Тайна единорога», который нельзя было снять на плёнку чисто технически.

В фильме Ривза другой защитник плёночных камер — режиссёр Кристофер Нолан — говорит, что любые неудобства на площадке окупаются конечным качеством изображения. Нолан — далеко не ретроград, отдельные экшен-сцены он снимает на последние модели IMAX-рекордеров, но, по его словам, сегодня студии закупают новые цифровые камеры так же машинально и необдуманно, как обычный человек импульсивно покупает новый iPod, когда его полностью устраивает старый. Гонка технологий в итоге приводит к комичным ситуациям: цифровые камеры ценят за удобство, но у той модели Red Epic, на которую снимали «Хоббита», были проблемы с цветопередачей, поэтому все декорации, костюмы и грим делали неестественно красными, а ранние версии Alexa, купленные множеством продюсеров, грелись так сильно, что их пришлось нагружать пакетами со льдом.

Иногда Голливуд хоронит технологии навсегда, иногда лишь забывает о них на время. С одной стороны, никто больше не снимает кино на 65-миллиметровую камеру, и фильм «Далеко-далеко» Рона Ховарда, пытавшийся в 1992 году возродить моду на формат, делу не помог. С другой стороны, после провала «Трона» (1982) режиссёры на десятилетие практически забыли про CGI, а к стереоскопической картинке после первых неудачных опытов индустрия не возвращалась полвека. Пока плёнкой перестали пользоваться в кино, она неожиданно пригодилась на ТВ: «Во все тяжкие» и «Настоящий детектив» сняты на Kodak, и никогда ещё сериалы не выглядели так хорошо.



Tags: кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…