cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Categories:

Кто является главным героем современного молодежного фильма: гендерный портрет

Кто является главным героем современного молодежного фильма: гендерный портрет

Доктор социологических наук, профессор Университета Миссури-Колумбия Элизабет Бем-Моравиц, просмотрев 20 американских молодежных фильмов с самым большим бокс-офисом и вышедших с конца 1990-х по 2010-е годы, определила типичные черты современного героя в молодежном кино.

Согласно собранным данным, более половины (54,7%) всех современным киногероев-подростков – это девушки; соответственно, 45,3% – молодые люди. Также был определен возраст типичного героя фильма этого времени – в большинстве случаев это старший школьный – примерно 15-16 лет (87% от числа всех персонажей), чуть реже, в 12,2% главным героем оказывается студент или студентка колледжа или университета и совсем редко – персонажи младшего подросткового возраста (10-12 лет).

Так как юношеский период интересен прежде всего тем, что в это время подросток проходит важный этап социализации и активнее общается со сверстниками, чем представителями других возрастных категорий, были выявлены наиболее частые типы взаимоотношений героев. Общение подростков в школьном периоде, согласно фильмам, делится на два типа, – социально кооперативное, предполагающее дружбу, любовь и взаимопомощь, и социально агрессивное, под которым понимается конкуренция, ненависть и вражда, открытая или скрытная.

Всего в 20 проанализированных фильмов были зафиксированы 534 фактов агрессивного поведения и 337 факта кооперативного. Что интересно, если кооперативное поведение наблюдалось в равной степени как у героев мужского, так и женского пола, то агрессивно себя вели преимущественно (в полтора раза чаще) женские персонажи. Наконец, исследование показало, что агрессивное поведение персонажей в большинстве случаев, по сценарию не наказывалось, а даже оправдывалось и поощрялось.

Таким образом, главный персонаж современных молодежных картин – это социально активная девушка старшего школьного возраста. Причем, если в 1980-е девушка, как правило, изображалась милой, доброй, неуклюжей, и самой неразрешимой проблемой для нее оказывалось признаться в любви понравившемуся мальчику («16 свечей»), а в 1990-е возникла мода на «слабую» героиню-жертву, за которой охотится маньяк («Крик 1,2,3», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»), то теперь женские персонажи-подростки не только принимают самостоятельные решения, противопоставляют себя обществу («Дрянные девчонки», «Отличница легкого поведения»), но даже способны на физическую расправу с врагом («Голодные игры», «Сумерки»). В киноцикле о вампирах по романам Стефании Майер, помимо важной любовной линии, развивается вторая – личностного изменения Беллы Свон: из слабой и неловкой старшеклассницы она превращается в активную героиню, и ее трансформация в сильного вампира может восприниматься как метафора. В «Голодных играх» девушка борется уже не с конкретным врагом, а с целой системой и способна разрушить ее.

В другом типе молодежных картин, в которых в центр сюжета ставятся преимущественно юноши, их внимание все равно сконцентрировано именно на персонажах женского пола. При этом в молодежных фильмах 1970-1990-х годов герои-юноши были более самодостаточны и сюжет не смещался в сторону только линии их взаимоотношений с противоположным полом. Например, главный герой классического молодежного фильма «Американские граффити» весь фильм решает мучительный вопрос, остаться ли ему в родном городке или поехать учиться в престижный колледж; подростки из «Клуба "Завтрак"» главным образом дискутируют на тему проблематичного общения с взрослыми.

Ситуацию кардинально изменил «Американский пирог» Пола и Криса Вайцов, вышедший как раз в конце девяностых – начале нулевых.  Идеей-фикс основных персонажей этого фильма становится поиск девушек, которые могли бы помочь им начать половую жизнь, что для героев-подростков равносильно стать по-настоящему взрослыми. Главным героем фильма «Евротур», появившийся в середине 2000-х, движет мысль отыскать девушку, с которой он долгое время общался по интернету и которая ему очень нравится. Для этого юноша едет из Америки в Европу и пересекает по меньшей мере семь стран. Примерно та же идея ложится в основу фильмов «Superперцы», «Переростки» и ряда подобных. Даже в фильме «Хорошо быть тихоней» главный герой подпадает под обаяние девушки и общение с ней становится самым сильным воспоминанием юности.

Наконец, в третьем типе сюжета, предполагающем равноправие героев обоих полов («Спеши любить», «Помни меня», «Захватывающее время»), также героиня оказывается морально сильнее героя, помогает ему измениться, пройти процесс самоидентификации или сделать сложный моральный выбор. Во всех фильмах этого типа появляются клишированные образы подростков – «плохого» парня и «хорошей» девочки, и, как правило, именно девочка оказывает на юношу свое влияние, а не наоборот.




Tags: кинобизнес
Subscribe

  • Как и Где отдыхают блогеры ?

    Как вы думаете где такая красота и тишина? не далеко от Киева, 28 км новообуховской трассы с. Романков, улица Сосновый…

  • Где взять карнавальный костюм?

    Как все помнят я имел честь быть приглашенным на вечеринку блогеров в Замке Радомысль. Тема мероприятия - Англия, 19 век. То есть нужно было…

  • Как тяжело было раньше фотоблогерам

    Сейчас каждый второй имеет цифровой фотоапарат или мобильный с 5-8 мегапиксельной камерой. И все свои фотки выкладывает в ЖЖ и считает себя…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments