Итак, начнем с “Краткой истории Вестероса для тех, кто ленится читать книги”. События “Песни Льда и Пламени” разворачиваются на двух больших континентах, разделенных Узким морем - Вестеросе и Эссосе. Нас, прежде всего, интересует первый - ведь именно в классическом феодальном обществе Вестероса происходит львиная доля событий саги.
Первые человеческие обитатели Вестероса, пришедшие туда с Эссоса по перешейку, именуются Первыми Людьми. Черноволосые переселенцы с бронзовым оружием в руках потеснили автохтонных “детей леса”, ими был основан Ночной Дозор и создано самое потрясающее сооружение - Стена, архитектурная загадка похлеще египетских пирамид. Следом приплыли светловолосые андалы - вторая волна переселенцев с Эссоса. Они принесли с собой сталь и централизованную религию. Андалы покорили материк, кроме Севера. Северное Королевство сумело сохранить независимость. Большая часть населения Вестероса - прямые потомки андалов. В жилах же северян течет кровь первых людей. Религия почитания Семи в мире Мартина весьма гуманна - северянам позволяют поклоняться древним богам, вместо того, чтобы собирать Крестовый поход и заготавливать хворост для костра инквизиции.
На разных концах материка сформировалось несколько независимых королевств, каждое из которых соответствует географическому и экономическому макрорегиону, и в каждом - “своя атмосфера”.
Для жителей бесплодных Железных Островов любимым занятием стало пиратство. Грабеж считается доблестью, покупка - позором. Бейлон Грейджой, встречая своего сына Теона, первым делом интересуется - золотом или железом он заплатил за свои побрякушки? И остается недоволен ответом. Они обладают своеобразной религией - поклоняются Утонувшему Богу, не то умирающему и воскресающему, не то хтоническому.
Благодаря суровому климату, жители Севера так не смогли откормить свою элиту до уровня лордов центральных регионов. Старки не слишком выделяются на фоне своих подданных - сами чинят суд, сами рубят головы. Свои в доску. И, в отличие от всего цивилизованного Вестероса, продолжают молиться деревьям.
Королевства жили бурной жизнью, воюя друг с другом за каждый клочок земли. Пока в один прекрасный день в Вестерос не явилась централизация. Семейство Таргариенов - выходцы из почившей в пламени природного катаклизма Валирии - прилетели на трех драконах и быстро объяснили лордам Вестероса преимущества подавляющей огневой мощи, в прямом смысле. Эйегон Завоеватель покорил шесть королевств из семи.
Седьмое? Ах да, Дорн. Самую южную часть материка населяют потомки ройнаров - третьей волны великого переселения народов в Вестерос. Дорнийцы не могли сражаться с драконами, зато вражеских солдат вырезали с большой охотой - “чем дальше в Дорн, тем толще партизаны”. Дорн был присоединен позже, когда обе стороны устали от сражений и заключили династический брак. Посмотреть на чудесное семейство дорнийских Мартеллов зрители сериала смогут в следующем сезоне.
Таргариены правили вплоть до восстания Роберта Баратеона, произошедшего за 15 лет до событий саги. Автор любит иронию - предки Баратеонов когда-то приплыли в Вестерос вместе с Таргариенами.
Формально Вестерос является единым государством, но на практике - это семь разных регионов, лишь формально зависимых от центра. Единственное, что связывает их воедино - мрачная тень Железного Трона, созданного из мечей сепаратистов, расплавленных в драконьем пламени. Но, помимо этого недвусмысленного напоминания, какие причины есть у лордов Вестероса держаться вместе?
Глядя на нынешних Старков, и не подумаешь, но Старки правили Севером в течение 10 000 (!) лет. Большую часть времени они были королями и только 300 лет - Хранителями Севера.
Железные люди убеждены, что все остальные были созданы, чтобы стать объектом пиратства, грабежа и убийства. Как только хватка Железного Трона слабеет - они с радостью берутся за старое.
Дорнийские Мартеллы тоже монарших кровей - происходят от великой королевы ройнаров Нимерии. Тиреллам не повезло с происхождением - бывшие стюарты были произведены в лорды за то, что сдали замок после того, как их король сгинул в пламени (они изначально отличались практическим складом ума). Зато принадлежащий им Предел - наиболее плодородный регион страны, способный кормить самую большую армию. В этом плане, они будут богаче Ланнистеров - владельцев западных золотых приисков. Ведь золотом солдат не накормишь. Подобно Ланнистерам, в составе лоскутного королевства их удерживает хитрый план по захвату самого Железного Трона.
Дело осложняется тем, что за 300 лет правления Таргариенов, никто не озаботился созданием административного аппарата. Бюрократия Вестероса находится в зачаточном состоянии. Министерство финансов совмещено с борделем, а таким важным делом, как Тайная Полиция заведует один человек. Да и тот, извините, без яиц - не лучшее качество для шефа Гестапо.
Помимо Железного Трона с драконами, в мире Вестероса существует только один объединяющий фактор - это Иные, от которых когда-то отгородились Стеной. Иные способствовали единству первых людей, объединили одичалых под началом Манса, но лорды Юга не спешат верить в сказки.
В общем, партия “Единый Вестерос” представлена двумя фракциями - драконами и Иными. Тогда как люди - убежденные сепаратисты, готовые вцепиться друг другу в глотку при любом удобном случае. И это именно то, что придает саге Мартина фирменный привкус исторического реализма. Первый политический урок мартиновской саги - общества и королевства создаются снизу, локально. И лишь потом прилетает дракон и объединяет их. Второй урок - этот дракон отнюдь не вечен.
Знаменитый исследователь Джаред Даймонд перелопатил всю историю человечества, и по его утверждению - ни разу не встречал случая, когда к какому-либо крупному государству присоединялись бы добровольно. Современные сепаратистские движения Каталонии, Шотландии и Северной Италии, которые выводят на улицы миллионы - прекрасная тому иллюстрация. (с)
А вы читаете эту книгу или сериал смотрите? Что интереснее для вас?
Journal information