cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Categories:

театральные приемы в кино и элементы киноязыка в театре



Театр и кино, как изначально близкие виды искусства, в последнее время активно взаимодействуют: кинорежиссеры все чаще заимствуют театральные приемы, а театр, используя элементы киноязыка, становится все менее условным и более реалистичным. Как меняются театр и кино под влиянием друг друга – в этом материале

Раньше театральные приемы в кино воспринимались скорее как нестандартные креативные решения, к которым прибегали режиссеры, не

боящиеся экспериментов: Лукино Висконти, Ингмар Бергман, Ален Рене, Райнер Вернер Фассбиндер, Питер Гринуэй и другие. Например, действие фильма Ларса фон Триера «Догвилль» происходит на площадке, где белыми линиями размечены условные дома, деревья, дороги, и даже собака. При этом сохранен лишь тот реквизит, который традиционно используется в театре: столы, стулья, предметы быта, костюмы. Иными словами, режиссер ставит актеров фактически в условия театральной сцены, не отвлекая внимание зрителя от их игры дополнительными эффектами.

Эффект театральности на экране возникает и тогда, когда режиссер задействует пышные декорации. Например, одним из мест действия в «Анне Карениной» Джо Райта стала настоящая сцена с занавесом, которая трансформировалась в новые пространства. Благодаря этому создавалось ощущение бутафорских декораций и театральности происходящего. В результате фильм был отмечен Американской киноакадемией за оригинальное визуальное оформление. Подобный прием был использован и в еще нескольких фильмах последних лет – например, в «Великом Гэтсби» База Лурмана.


Кадр из фильма "Анна Каренина" (2012)

Еще один театральный прием, нередко применяющийся в кино ‑ единство действия, места и времени. Этот принцип может быть особенно полезен при ограниченном бюджете. Например, в фильме Романа Полански «Резня» всего четыре главных героя, а события происходят в течение полутора часов в одной квартире. Все это позволило снять фильм за сравнительно небольшую сумму, при этом исполнителями основных ролей стали оскароносные актеры - Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристоф Вальц.

Также кинорежиссеры часто используют такой театральный прием, как деление фильма на акты. Например, уже упоминавшийся «Догвилль» фон Триера состоит из девяти глав с прологом. Этот же принцип режиссер задействует и во многих других работах, например «Нимфоманке». А в фильме Алена Рене «Мелодрама» акты даже разделяются друг от друга настоящим театральным занавесом.

Наконец, эффекты 3D и 5D, которые стали все чаще появляться в кино, являются ничем иным, как новыми способами сделать кинозрителя соучастником событий, как это часто и происходит в театре. Зритель теперь может видеть живых актеров, объемные декорации и спецэффекты, иногда даже ощущать запахи: так же, как в театре можно ощутить, например, запах дыма со сцены.


Наиболее логичным путем эволюции кинематографа является его интеграция с другими видами искусства


Что касается кинематографических средств в театре, то они стали применяться практически с того самого момента, когда был изобретен кинематограф. Уже в 1904 году в Париже в мюзик-холле «Фоли-Бержер» театральный режиссер включил в свое представление специально для него снятый фильм Жоржа Мельеса «Рейд Париж – Монте-Карло за два часа». В 1920-е прием введения в пространство спектакля фильмов был так распространен, что драматурги даже стали указывать в своих пьесах, что в постановке надо задействовать кинопроекцию: например, так поступил немецкий драматург Иван Голль в своей драме «Мафасуил. Вечный буржуа» 1923 года. В это же время режиссеры Эрвин Пискатор в Германии и Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд в СССР начинают активно использовать этот прием в своих спектаклях.

Особенно активно видео в спектакле применяется начиная с 1980-1990-х годов. Начало тенденции положили спектакли чешского театра Laterna magika, нью-йоркского The Wooster Group, британских Forced Entertainment и Forkbeard Fantasy и канадского Ex Machina Робера Лепажа. Сейчас видео может включаться в спектакли в трех основных формах: как съемка в режиме реального времени, как декорация и для показа крупного плана актеров.


"Гамлет" в постановке театра The Wooster Group

При съемке в режиме реального времени режиссеры часто специально вводят в пространство спектакля новое лицо – оператора, который не участвует в основном действии, но снимает на камеру происходящее, и видео проецируется на экран. Это использовалось, например, в спектаклях Франка Касторфа, Хайнера Гёббельса. Иногда камеру в руки берут даже сами актеры. Например, в постановке «Гамлета» Томаса Остермайера принц снимает своего рода хоум-видео, которое тут же проявляется на полупрозрачном занавесе.

Использование видеопроекторов, позволяющих показывать на сцене крупный план, и микрофонов, дающих возможность актерам говорить с естественными интонациями, сделали театр менее экспрессивным и условным. Классический театр, ориентирующийся на условную экспрессию, сегодня постепенно отходит на второй план и уступает место более естественному, реалистическому театральному искусству, который прибегает к мультимедийным средствам видео и звукоусиления. Поначалу это встретило даже некоторое сопротивление у многих театральных актеров. Например, Пабло Шрайбер («Вики Кристина Барселона», «Ночи в Роданте»), исполняющий одну из главных ролей в бродвейском спектакле по пьесе Юджина О’Нила «Любовь под вязами» говорил, что сначала был против надевать микрофон, но после репетиций изменил свою точку зрения: «В сцене, где мой герой шепчет своей возлюбленной что-то на ухо, ничего в зале не было слышно, а говорить громким шепотом было неестественно. С помощью микрофона удалось достигнуть необходимой интимности и нежности».

Все больше кинорежиссеров сегодня приходят к выводу, что наиболее логичным путем эволюции кинематографа является его интеграция с другими видами искусства. Например, Питер Гринуэй не раз заявлял, что кино в своем прежнем смысле уже не существует и, чтобы развиваться, должно стать мультимедийным. И в рамках такого подхода заимствование художественных приемов из смежных искусств и, главным образом, именно театра как наиболее близкого, является одним из основных путей этого развития. (с)

Tags: кино, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments