cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Русское мыло

1

Сериалы прочно вошли в нашу жизнь — сегодня, пожалуй, нет ни одного молодого человека, который бы не сидел на сериальной игле. А еще многие говорят о том, что сериалы — это современное искусство. Мол, искусство давным-давно покинуло стены галерей и перекочевало в индустрию развлечений. Как правило, мысль, разделенная большинством, a priori ошибочна, но не в этом случае — действительно,  современные сериалы претендуют на столь громкое звание. И отечественное мыло в том числе — искусство бывает разное.

Смотреть сериалы можно по-разному, как и относится к искусству.

2

Кто-то смотрит сериалы, ассоциируя себя с одним из главных героев, а кто-то занимает индифферентную позицию к происходящему на экране. Кто-то полагается на сюжет, и таких зрителей большинство — они как в пионерском лагере сидят у костра с открытым ртом и ждут, когда сценарист-рассказчик удивит их неожиданным поворотом событий, а кто-то играет в Шерлока, занимает активную позицию, пытаясь предугадать, что произойдет в следующие две минуты. Такой типаж тоже очень распространен — еще открывающие титры не закончились, а он уже пытается найти убийцу, и раздражает всех своей болтовней.

Сериалы — это изначально телевизионный продукт со всеми вытекающими. Главным на телевидении всегда была реклама, а не то, что показывали между рекламными блоками. Но отношение изменилось — обратите внимание, как композиционно сейчас строят кадры в сериалах, какое трепетное отношение к картинке, даже на фоне общей спешки (исторически с картинкой в сериалах ведется мало работы из-за стоимости и телепомех). Но чтобы понять, чем сериалы стали, нужно определить, чем же они были.

История сериала начинается с американских радиопостановок 30-х годов (более известных как «мыльные оперы», потому что в них рекламировалось мыло), но с развитием технологий подобный формат перебрался в телевизор и обрел те черты, которые и по сей день являются основообразующими для любого современного сериала. В самом начале хронометраж серий не превышал и 15 минут, но уже к 70-ым продолжительность увеличилась до часа и более. Сериалы показывали преимущественно по выходным, а в 80-ых появился привычный для нас сезонный формат с показом одной серии в неделю.

Сериал — это сложный продукт, над которым трудятся умные люди, продукт с четко структурированным набором компонентов, жанровых рамок и драматургических характеристик. Сериал — идеальная среда для насаждения обучающих методик: ритмика просмотров, дозированность информации от серии к серии, непрерывность потока, возможность подключиться к зрелищу в любой момент, постоянное возвращение к пройденному материалу в начале каждой новой серии.

3

Сегодняшние же сериалы рассчитаны на полное погружение, не терпят прерывистости, и даже насилие, которое еще вчера пряталось за рамками кадра, вышло на сцену. Сегодняшний сериал — это Франкенштейн, гибрид горизонтальных и вертикальных построений, одновременно и хтоническое, и абсолютно невинное зрелище — спид-метал на фоне эмбиента. Тем не менее, на мировой карте поп-культуры до сих пор нет места российским сериалам — и совершенно зря! Многим из нас до сих пор интересно — «а как там?», «правда ли они улицы моют с шампунем?», смотрим и диву даемся, как «там» решают точно такие же вопросы.  При этом западного зрителя не очень интересует, чем живут русские. Безусловно, «менты» мало кому интересны за пределами России, потому что Дукалис — это не Брюс Уиллис. Зато как в «Улицах разбитых фонарей» достоверно передан нищий нуар конца 90-ых —  «спортивного телосложения» пьющие опера на фоне грязного Питера шагают под минорную музыку Андрея Сигле. Фантастическое зрелище.

Давайте постараемся выйти за рамки «ой, примитив» и рассмотрим сериал исключительно как культурное явление.

4

Все это записывают в минус, забывая, что абсолютно любое зрелище нуждается в коллективном восприятии, и даже артхаусное кино выстроено так, чтобы входить в резонанс сразу с большой группой людей. Поэтому комментарии в стиле «уже сто раз было» — это не всегда плохо, ведь «набор штампов и клише» — это всего лишь разговор на известном собеседнику языке. Штампы, несмотря на свою кажущуюся избитость, разговаривая со средним зрителем, не фальшивят и не врут, потому что они работают с глубинными страхами и архетипами, если угодно, не оглядываясь при этом на бытовое правдоподобие (как и все сказки).

По ходу повествования суровым испытаниям подвергаются коллективно выработанные человечеством заблуждения, вроде «добро всегда побеждает зло», чтобы в финале подтвердить их незыблемость. Если сериальная драматургия работает на подтверждение базовых иллюзий, то авторское кино работает со сломом иллюзий: большинство зрителей испытывает дискомфорт, случись злу победить добро, а герою в финальной битве потерпеть поражение, как, допустим, в «Твин Пиксе», и лишь некоторая часть зрителей в состоянии легче переживать этот стресс.

5

Именно поэтому хэппи-энд столь востребован и желанен — это уже новозаветное желание получить воздаяние на земле — как за хорошее, так и за плохое.

Вот, например, «Настоящий детектив», от которого все в диком восторге, — это какая-то не очень понятная русскому человеку метафизика. В отечественных сериалах мы имеем дело с более понятной метафизикой — метафизикой бутылки.  И эта тема педалируется из серии в серию, даже присутствует в заставке «Улиц разбитых фонарей». А герои сериала «Агент национальной безопасности», например, Леха Николаев (Николай Пореченков в роли Джеймса Бонда на службе ФСБ) каждую серию выпивает со своим напарником Красновым (Николаев и Краснов — наш аналог Шерлока Холмса и доктора Ватсона), и в этот момент решаются очень важные дела — после застолья неразрешимые тайны мгновенно разрешаются, а преступники так и льнут в руки правосудия. И это говорит о нас больше, чем мы привыкли думать.

6

Вообще занятно, как темы, опробованные в зарубежных сериалах и фильмах, отражаются в зеркале русской души. Например, тот же Пореченков снял совершенный в своей нелепости фильм «День Д» — ремейк «Коммандос». Такое еще постарайся специально снять, не получится — тут талант нужен от дьявола.

Возвращаясь к тезису о искусстве. Давайте вспомним, например, знаменитую сцену с мухой в Breaking Bad — артистический жест и привет Марселю Прусту. Использовать такой ход в сериале, чей рейтинг зашкаливает, — очень смело. Ведь в сериалах, как и в большом кино, сюжет постоянно должен колоть иголкой зрителя, чтобы тот не заснул. Сложно пока представить размах такого уровня в российском продукте. Дело в том, что на Западе крупные телеканалы не боятся инвестировать деньги в сомнительные с коммерческой точки зрения сериалы, не ориентированные на массового зрителя, исключительно за счет диверсификации рисков — один крупный проект окупает провальный. Так и живут, совмещая количество с качеством. Российское мыло пока берет количеством, создавая достаточно посредственные, но не менее интересные образцы массовой культуры. Впрочем, вот мерцает свет надежды в конце тоннеля  — школьные DIY ютуб-сериалы, наподобие «Опасного района» или «Стервочек», ставят на колени все ваши «игры престолов».

Многие из нас до сих пор высокомерно относятся к отечественному продукту, в то время как западные сериалы — часть поп-культуры, и никто этого не стесняется. Нужно быть ближе к народу — вся правда и соль в нем. И сериалы лучше, конечно, смотреть, чем о них читать. И мой вам совет — не поленитесь и пересмотрите  хотя бы бразильскую классику, если на все русское у вас аллергия. И не нужно снобствовать — у нас под ногами даже не лежат, а валяются шедевры, совершенно неисследованные и крутые. Вот, например, российский сериал «Физрук», я его еще не успел посмотреть, но как говорит Александр Павлов, «Дмитрий Нагиев не может подвести». И я с ним полностью согласен — я пересмотрел все выпуски скандального шоу «Окна» и знаю, что на этого парня можно положиться. (с)

Tags: сериал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua декабрь 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments