cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Как снимаются фильмы. "Парк Юрского периода" часть2

Начало тут  http://cinematographua.livejournal.com/698353.html

«Терминатор 2» еще не вышел на экран - до премьеры оставалось несколько месяцев. Никто и представления не имел о том, насколько совершенная графика будет в этом фильме. Поэтому нет ничего удивительного в том, что идею нарисовать динозавров на компьютере поначалу никто не воспринял всерьез – слишком сложна была задача. Работа над «Парком» могла затянуться – ведь специалисты из ILM не давали никаких гарантий того, что результат будет соответствовать каким-то стандартам, и даже не могли назвать точные сроки. Во многом это был эксперимент. Но продюсеры приняли решение рискнуть – и на студии началась работа над спецэффектами, которые потом назовут революцией в кино, и поставят даже выше достижений «Судного дня».

Скелет динозавра в движении

Аниматоры двигались наощупь, действуя путем проб и ошибок. Сначала был создан трехмерный скелет динозавра, включавший в себя все основные кости, воссозданные с полной точностью с реальных окаменевших костей динозавров. Располагая эти кости в трехмерном пространстве, аниматоры ILM начали экспериментировать с различными движениями, которые мог бы совершать динозавр.

Скелет галимимуса

Следующим этапом работы стало включение движущихся скелетов в живой пейзаж. Художники смоделировали движения бегущих галимимусов, изучив движения живых людей – для этого несколько сотрудников студии бегали перед телекамерами, прижав руки к груди и перепрыгивая через препятствия.

Имитация бега галимимусов

Тогда еще не было технологии motion-capture, так что специалисты просто анализировали движения людей визуально. Потом аниматоры перенесли эти движения на динозавров, и в итоге получили на редкость естественные фигуры бегущих рептилий, обладающих весом и передвигающихся в пространстве по правдоподобным траекториям. Несколько динозавров поставили на реальный фон. Результат показали Спилбергу, и он был поражен натуралистичностью и плавностью нарисованных рептилий.

Бегущие скелеты галимимусов

Спилберг: «Как будто в палеонтологическом музее вдруг ожили экспонаты, соскочили со своих подставок и помчались вдаль! Я никогда не забуду того дня, когда Деннис показал мне ролики. Это было как документальный фильм Нэшнл Джиографик, только со скелетами динозавров.»

Несмотря на некоторое несовершенство первых роликов, стало ясно, что куклы Фила Типпетта все же могут быть с успехом заменены компьютерной анимацией. Спилберг не решался сказать мастеру о том, что его динозавры больше не востребованы, и вместо этого привел Фила на просмотр «парадного» демонстрационного видеоролика, на котором тираннозавр во всей красе охотился на галимимусов… Шкура животного перекатывалась над мышцами, движения были плавными и естественными, и создавалось полное впечатление, что динозавр настоящий. Никакая покадровая анимация не могла бы дать подобного эффекта.

Ролик с тиранозавром

Спилберг: «Я взглянул на Фила, а он вздыхает и говорит: Похоже, я вымираю… Я потом использовал это выражение в фильме, в диалоге Малкольма с Грантом на лестнице.»

Для Фила Типпетта это был тяжелый удар. Он был совершенно уверен, что сделает всю анимацию для Спилберга, и вдруг тот отказался. Но для Типпетта все же нашлось место в проекте! Дело в том, что художники ILM довольно мало знали про то, как именно должны двигаться рептилии. А Фил так много знал про динозавров, что стал настоящим экспертом-палеонтологом, и в итоге его взяли в качестве консультанта по повадкам динозавров, и в этой должности он благополучно закончил фильм вместе со всеми остальными. Многочисленные движения динозавров, придающие им большую живость и естественность – это заслуга аниматора Фила Типпетта, хотя в фильме нет ни одной сцены с кукольной анимацией. Именно сотрудничество Типпетта и его специалистов с художниками из ILM и сделало конечный результат столь потрясающим. В конце 91-го года две команды экспертов, объединившись, приступили к созданию самой совершенной компьютерной графики в мире.

Панорама острова Кауаи

Тем временем Спилберг отправился на натуру – закончился период «пре-продакшн», и нужно было приступать к съемкам. В августе 92 года съемочная группа вылетела на гавайский остров Кауаи, который славился своими сногсшибательными долинами и панорамами. Это была идеальная локация для съемок, потому что это место обладало собственной мощной энергетикой, оно не было нейтральным, и лишний раз подчеркивало самобытность и опасность динозавров, которые прекрасно вписывались в такую среду.

Посетительский центр на острове Кауаи

Декораторы принялись превращать Кауаи в Парк Юрского периода, возводя многочисленные постройки и загоны для динозавров. Работа над фильмом к тому моменту шла уже почти год, но только сейчас начались съемки реальных актеров.

Спилберг: «Главным для меня была реалистичность всей истории. Я считаю, что чем невероятнее история, тем тщательнее нужно создавать антураж – тогда зритель поверит в самые невероятные вещи. Именно поэтому я не стал брать в проект звезд кино, хотя у меня и был соблазн снять в роли Гранта Харрисона Форда. Но в итоге я пригласил не очень известных, но по-настоящему сильных актеров – американку Лору Дерн и новозеландца Сэма Нила. Также моим бесспорным выбором был Джефф Голдблюм – признаться, он один из самых колоритных и харизматичных артистов, которых я знаю. Почти весь его текст в фильме – чистая импровизация, и он был блистателен.»

Игра актеров настолько хороша, что они приковывают к себе внимание не хуже динозавров, а это очень важно для хорошего кино.

Трицератопс. Как снимался Парк Юрского периода

К первой сцене с динозавром Стэна Уинстона приступали с большим волнением – по итогам этого дня выяснится, что ждет съемочную группу – успех или провал. Это был эпизод с лежащим трицератопсом, которого ученые обнаружили на поляне, покинув джип во время экскурсии. Кстати, в эпизодической роли доктора Хардинга, встретившего героев у динозавра, в картине появился ее продюсер Джеральд Молен. Сказать, что трицератопс отработал на отлично – значит ничего не сказать. Все прошло великолепно.

Стэн Уинстон: «Это было хорошим началом рабочего процесса. Впереди нас ожидали очень, очень сложные вещи. Сцена с трицератопсом стала отправной точкой для начала большой и сложной работы.»

Встреча с брахиозавром

Встреча с брахиозаврами – длинношеими гигантами, пасущимися на берегу реки, стала встречей с пустой лужайкой. Эти травоядные были добавлены на натурные съемки на стадии «пост-продакшн», поскольку они полностью нарисованы на компьютере в студии ILM. Интересно, что прямо во время съемок эпизода Спилберг придумал несколько ракурсов, которые не были запланированы ранее – например, когда Грант и Элли смотрят на щиплющего дерево брахиозавра снизу вверх. Во время съемок с невидимыми динозаврами Спилберг помогал актерам вообразить, что перед ними рептилии, изображая крики ящеров при помощи мегафона.

Спустя пять недель после начала съемок на Кауаи обрушился ураган Иники, причинив серьезные разрушения, и задержав производство фильма на неделю. Спасаясь от стихии, съемочная группа перебралась с Кауаи на соседний остров Оаху (крупнейший остров архипелага). Чтобы не терять времени, там была снята одна из сцен – та, в которой тиранозавр хватает одного из галимимусов. Это была единственная сцена, снятая не на Кауаи.

По возвращении гости из Голливуда принялись помогать местному населению ликвидировать последствия урагана… К счастью, других неожиданностей не было, и в октябре, спустя два месяца после прилета на Гавайи, съемочная группа покинула тропический остров, чтобы продолжить работу в Америке.

Сцена с раскопками, с которой начинается фильм, была сделана уже после всех гавайских эпизодов – ее сняли в пустыне Мохаве рядом с Лос-Анжелесом. Вся остальная работа была проделана уже в студиях компании Universal – включая знаменитую сцену с тираннозавром, вырвавшимся на свободу из вольера в дождливую ночь.

Нога динозавра в фильме парк юрского периода

Это была самая сложная сцена за весь период работы, сцена, в которой многое пошло не так, и которая отняла значительно больше средств и сил, чем предполагалось. Чучело тираннозавра было колоссальных размеров, для управления им требовались усилия полутора десятков человек, и все они должны были действовать слаженно. Более того: тираннозавр еще и должен был нужным образом взаимодействовать с окружением, в частности с джипом, и нужно было сделать множество дублей, прежде чем получалось именно то, что нужно.

Стэн Уинстон: «Сцена должна была сниматься под проливным дождем. А у нас все оборудование электрическое! Все это хозяйство и в сухом-то виде постоянно давало сбои, что уж говорить о ситуации, когда все ходят по колено в воде. Это была самая тяжелая работа за всю мою карьеру.»

Но главная проблема была впереди.

Сцена с тиранозавром

По сюжету, в эпизоде шел тропический ливень, так что в павильоне работали дождевальные установки, щедро поливавшие тираннозавра водой. И вот после нескольких часов съемок техники с ужасом обнаружили, что латекс, из которого была сделана массивная шкура хищника, впитал воду в мельчайшие поры и сильно отяжелел – до такой степени, что макет переставал работать как надо. В самый ответственный момент тираннозавр начинал лихорадочно трястись, как от сильного озноба, непоправимо портя дубль. Съемки постоянно прерывали, чтобы сушить латекс десятками фенов, и все последующие дубли снимали как можно быстрее, чтобы динозавр не успел снова пропитаться водой. Постоянное высушивание чучела увеличило время съемок сцены в несколько раз, и после окончания работы все, включая режиссера, были похожи на выжатый лимон…

Но при вопросе о том, какая сцена была самой трудной, мастера спецэффектов неизменно вспоминают эпопею со стаканом воды, в котором идут круги из-за тяжелых шагов динозавра.

Спилберг: «Эта идея с водой пришла мне в голову, когда я слушал громкую музыку в машине, и видел, как из-за басов расплывается отражение во внутреннем зеркале заднего вида. Тогда-то я и подумал, что было бы неплохо, чтобы от шагов приближающегося тиранозавра возникала низкочастотная вибрация, которая заставляла бы расплываться отражение в зеркале, и от которой по воде в стакане на передней панели шли бы круги».

Стакан с водой

Казалось бы, простая задача, но она стоила мастерам огромного количества нервов. Вот как вспоминает об этом один из создателей спецэффектов, Майкл Лантьери: «Стивен несколько дней звонил и спрашивал: Ну как там стакан? Я говорил: Мы работаем над этим. В конце концов он взорвался: Черт побери, неужели так трудно сделать чертовы круги в стакане? А мы и впрямь не могли сделать эти чертовы круги! Ничего не получалось. Я позвал звукотехников, физиков, операторов волновых бассейнов в аквапарках, но они ничем не помогли. Я уже начал думать, что это невозможно. И вот однажды я сидел дома, и словно по какому-то наитию, взял гитару, поставил на нее стакан и дернул струну. И увидел в стакане те самые круги, за которыми мы охотились столько времени! На другой день я прибежал в студию с гитарой и струнами, мы натянули струну между передней панелью джипа и кузовом, и мой ассистент по сигналу дернул за эту струну. По воде в стакане, стоящем на панели, пошли круги. Мы сделали это. Но и пришлось же нам попотеть!..»

Спилберг и не подозревал, какого труда стоил этот спецэффект.

Сцена с тираннозавром, атакующим машины под дождем, неожиданно получилась невероятно впечатляющей. Отсмотрев полученный материал, Спилберг понял, что тираннозавр – главная звезда картины. В итоге было принято решение изменить сценарий, и включить гигантского хищника в финальную сцену.

Спилберг: «В сценарии не было тираннозавра в финале. В эпизоде в круглом зале посетительского центра должны были участвовать только маленькие велоцирапторы, один из них застревал в скелете динозавра, и тот давил его, обрушиваясь вниз. Но я понял, что эта сцена станет гораздо масштабнее, если включить в нее Ти-Рекса. И тогда мы стали думать над тем, как это сделать.»

На съемках Парка Юрского периода

Было решено нарисовать всех динозавров в этом эпизоде на компьютере, да еще добиться четкого взаимодействия нарисованных рептилий с реальным окружением. Задача была неимоверно сложная, и на ее решение ушла масса времени и сил. Спилберг, Мюрен и Типпетт вместе буквально по мгновениям разобрали эту сцену, и снимали материал так, будто рядом находились динозавры, что было очень непросто сделать должным образом. Тираннозавра изображал лично Фил Типпетт, державший вырезанную из картона голову хищника, прикрепленную к длинному шесту – это было сделано для того, чтобы все люди в кадре смотрели одновременно именно туда, где должен быть динозавр.

Сцена в круглом зале стала финальной съемкой – работа была завершена с опережением графика на 12 дней.

Настал период «пост-продакшн» - работа была далека от завершения. Сперва Спилберг вместе с монтажером Майклом Каном, который работал со Стивеном еще над легендарной трилогией про Индиану Джонса, принялись собирать фильм воедино, пока в кадре еще не было ни одного динозавра.

Майкл Кан: «Я говорил Стивену: И без динозавров получается великолепно. Представь, как это будет выглядеть с динозаврами! Получится фильм на века.»

Как выяснилось позже, он был прав.

создание компьютерного динозавра для парка юрского периода

Завершив монтаж, Спилберг передал пленку волшебникам из ILM, чтобы они добавили в уже готовый фильм нарисованных на компьютере динозавров. В начале 93-го работа над «Парком Юрского периода» вошла в свою решающую стадию: нужно было добавить около пятидесяти эпизодов с компьютерной графикой. Мощности компьютеров для спецэффектов были сравнимы с мощностью вычислительных машин NASA и военных систем Пентагона – более высокой производительности на тот момент просто не существовало. В начале девяностых это были самые мощные машины в мире, но и они едва справлялись с немыслимым объемом работы, которую нужно было провернуть, чтобы показать динозавров во всех подробностях.

Динозавр на компьютере

Аниматоры буквально сами выступили в фильме в качестве актеров, исполняя роли динозавров. Они пытались представить себе, что думает огромная рептилия в той или иной ситуации, и каков наиболее естественный вариант поведения. Для того, чтобы художники поняли, каким образом создать реалистичные движения, Фил Типпетт устроил им занятия пантомимы, чтобы они повторяли все движения динозавров во всех ситуациях в фильме, и на примере движения собственных тел поняли, как наиболее достоверно двигалась бы рептилия, существуй она на самом деле.

Слон для аниматоров фильма парк юрскогопериода

Через некоторое время стало ясно, что человеческое тело слишком сильно отличается от тела динозавра, чтобы можно было смоделировать все его движения и получить достоверный результат. Тогда аниматоры ILM стали изучать движения животных – в студию притащили игуан, варана и даже маленького аллигатора, во двор студии привезли из зоопарка настоящего слона, и он ходил перед видеокамерами с маркерами, нанесенными на его шкуру, чтобы дать представление о том, как должен передвигаться массивный брахиозавр… Была идея даже привезти страусов, но ограничились лишь изучением имеющихся съемок бегущих птиц. Работа была проделана огромная. Только на то, чтобы научить тираннозавра правильно гнаться за убегающим джипом, ушло два месяца! Но результат поразил воображение всех, кто видел это: впервые в истории на экране появились абсолютно живые и реалистичные существа, которые вымерли в природе миллионы лет назад.

Немаловажным компонентом реализма стал звук. Как кричали динозавры? Никто даже понятия не имеет – голосовые связки не сохранились. Но они, определенно, обменивались звуковыми сигналами, точно так же, как это делают животные в наше время. И вот звукооператоры стали думать о том, какими голосами наделить нарисованных существ. А помогали им в этом все те же ученые-палеонтологи.

Спилберг: «Рев Годзиллы тут не подошел бы – звуки должны были быть сложными, мощными и глубокими, но они должны были работать на общий реализм. Это была непростая задача.»

Звуки взяли из животного мира. Так, ядовитая ящерица, напавшая на Денниса Недри, издает целую гамму звуков от разных видов: вначале кричит как лебедь, а потом испускает смесь звуков ястреба, гремучей змеи, да еще и тропической обезьяны-ревуна. Ужасающий рев хищных велоцирапторов получили от двух вполне безобидных животных – дельфина и моржа.

Конечно же, нельзя не упомянуть о музыкальном сопровождении, за которое отвечал один из лучших композиторов в мире кино, прославленный автор бессмертной музыкальной темы "Звездных войн" Джон Уильямс. Великолепная музыка фильма "Парк Юрского периода" многим запомнилась не меньше, чем его визуальная составляющая.

Работа над компьютерной графикой подходила к концу. Уже в процессе этой работы художники начали дорабатывать разнообразные мелочи при помощи анимации, не запланированные заранее. Так, они убирали из кадра случайно попавшее туда съемочное оборудование наподобие проводов и осветительных приборов, стирали ненужные отражения в стеклах…

Лекс-каскадер

Лекс-актриса

Когда снимали сцену, в которой Лекс проваливается сквозь потолок, женщина-каскадер случайно взглянула вверх. На стадии добавления компьютерного динозавра на задний план аниматоры просто приставили к ней лицо актрисы Арианы Ричардс, игравшей Лекс. Таких доработок было множество. Но несмотря на колоссальный объем проделанной работы, картину успели закончить точно в срок, чтобы выпустить ее на экраны 11 июня 1993 года.

Постер Парка Юрского периода

Мир словно сошел с ума. Уж насколько огромный был успех «Индианы Джонса», но даже он не мог сравниться с триумфом «Парка Юрского периода» по всему миру. Новый фильм Спилберга не просто сравнялся с его предыдущими шедеврами, но и превзошел их по всем статьям. Долгое время, до самого выхода на экраны «Титаника» в 1997-м, «Парк» оставался самым кассовым фильмом в мире, а на сегодняшний момент официальная сумма выручки составляет более девятисот миллионов долларов.

Вдохновенный и новаторский, уникальный в своей зрелищности и интуитивно понятный, фильм Спилберга навсегда останется в списках лучших картин всех времен и народов благодаря не только бесспорному таланту режиссера, но и одаренности и увлеченности всех его создателей. Разумеется, фильм получил несколько Оскаров - за звук, звуковые эффекты, и визуальные эффекты, являвшиеся лучшими в мире на тот момент.

финальная сцена фильма парк юрского периода

Стэн Уинстон: «Я смотрел на это и думал: Как мы это сделали? В какой-то момент я начисто забыл о том, что сам несколько месяцев подряд работал над этим фильмом, вместе со своими помощниками проделав немалую часть работы.»

Спилберг: «Это был удивительный сплав спецэффектов и актерского мастерства, науки и технологии. Успех фильма основан на том, что он рассказывает о гигантах древней истории. Он вышел таким, как мне хотелось, и, если честно, даже лучше, чем я представлял.» (с)

Tags: за кадром, закулисье, как делается кино
Subscribe

  • Карма Айтишника

    Жил был один айтишник, работал не на галерах, а в продуктовой компании. Создавал продукт который должен принести людям радость, допустим…

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments