cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Как снимаются фильмы. "Парк Юрского периода" часть1

Для своего времени этот фильм был прорывом эпохального значения. Никогда прежде монстры, которые не существуют в реальном мире, не были настолько живыми и натуралистичными – но если бы дело было только в них! Стивен Спилберг в расцвете творческих сил, дерзкий и талантливый, выдал миру творение, которое в мире кинематографа значит то же, что Мона Лиза в мире изобразительного искусства.

Спилберг: «Моей первой игрушкой был маленький трицератопс, отлитый из свинца. Мне купили его на выставке настоящих скелетов динозавров, на которую мы ходили всей семьей. Помню, какое впечатление произвели на меня эти кости. Я был потрясен тем, что на Земле жили когда-то подобные чудовища – огромные, с мощными конечностями… Я пытался представить, какими они были при жизни, какие крики они издавали - и моя кожа покрывалась мурашками. Самое потрясающее, что эти невероятные существа когда-то действительно ходили по Земле, и были не менее реальны, чем мы с вами.»

Майкл Крайтон

Эта связь доисторических существ с реальностью вдохновила замечательного писателя Майкла Крайтона на создание романа, который и был экранизирован Стивеном Спилбергом. Именно Крайтон придумал историю об эксцентричном миллиардере, нашедшем способ с помощью новейших достижений генной инженерии возродить к жизни динозавров, и построившем на острове Нублар недалеко от побережья Коста-Рики развлекательный парк. Он должен был привлечь толпы туристов, но вместо этого стал смертельно опасной ловушкой для группы людей, оказавшихся с гигантскими рептилиями лицом к лицу…

Эскиз панорама

Спилберг: «То, что динозавров давным-давно нет на свете, порождает вокруг них целую мифологию. Динозавры притягательны благодаря своей абсолютной недоступности, они находятся в области непознанного, и потому так поражают воображение. Как только я узнал о том, что Майкл пишет роман об оживших динозаврах, я моментально загорелся идеей снять об этом приключенческий фильм».

Эскиз с тиранозавром

Крайтон: «В восьмидесятые годы было много шумихи о потенциальной возможности воссоздания давно умерших живых существ по остаткам их тел, в которых мог сохраниться генетический материал. То было время стремительного развития генетики во всем мире, делалась масса открытий, и возрождение доисторических существ обсуждалось в научных журналах на полном серьезе. Тогда-то я и задумал написать этот роман. Вначале я говорил об этом как бы между делом, но реакция людей была однозначной: пиши! Я был уверен, что получится нечто очень интересное.»

Бестселлер Крайтона

Крайтон с самого начала хотел экранизировать свой роман, запросив солидные полтора миллиона долларов в качестве гонорара. Книгой всерьез интересовались кинокомпании Warner Brothers (режиссером мог стать Тим Бертон), Columbia Pictures (Ричард Доннер) и 20th Century Fox (Джо Данте), но повезло в итоге Universal, а все потому, что режиссер этой кинокомпании Стивен Спилберг и писатель Майкл Крайтон – давние знакомые.

Спилберг: «Мы с Майклом работали над другим проектом – он писал сценарий – и я спросил его – ну, что новенького в мире книг? И тут он отвечает: я пишу о динозаврах и ДНК. Я не давал ему прохода до тех пор, пока он не дал мне рукопись! С этого все и началось.»

Эскиз Спилберга

Спилберг остался в полном восторге от прочитанного. Он немедленно предложил Майклу сотрудничать, и писатель согласился заключить контракт именно с Universal, да еще и написать сценарий к новому фильму, адаптируя для экрана собственный роман. Это было в 1989-м году, а выпущен роман был в 1990-м, и сразу стал бестселлером. Это еще больше убедило Спилберга в том, что фильм ждет успех, и вот, пока режиссер работал над картиной «Капитан Крюк» с Робином Уильямсом, Майкл Крайтон написал сценарий для фильма под названием «Парк Юрского периода». Тем временем Стивен рисовал эскизы для будущей картины.

Эскиз Спилберга с кухней

Крайтон: «Книга была гораздо больше, чем фильм, она охватывала массу событий и показывала десятки персонажей, которых не было в фильме. В целом в фильм попало примерно 10 или 20 процентов от книги…»

Впоследствии сценарий многократно дорабатывался другими авторами, и дополнительно изменялся в процессе съемок. Так, в варианте Крайтона ученый Малкольм (Джефф Голдблюм) и миллиардер Хаммонд погибали, а Тим был старше своей сестры Лекс, и это он был «хакером»…

Чем больше Спилберг думал над новым проектом, тем больше осознавал, что для воплощения задуманного нужен принципиально новый, невиданный уровень спецэффектов. Такого в то время еще не делал никто – речь шла о создании абсолютно живых и правдоподобных доисторических существ во всех подробностях.

Кинг Конг и тиранозавр

Спилберг: «Кинг-Конг тридцатых годов в детстве произвел на меня неизгладимое впечатление. Авторы этого фильма смогли создать целый неведомый мир, которого не существовало в природе, а самым поразительным моментом была схватка Кинг-Конга с тиранозавром. Конечно, сегодня все это выглядит смешно, но именно эта картина служила для меня источником вдохновения при создании «Парка Юрского периода».

Манекен Кинг Конга

Кинг-Конг вдохновил режиссера на создание «Парка» не только в своем старом воплощении, но и в картинах нового времени про гигантскую обезьяну – речь идет прежде всего о фильме с Джеффом Бриджесом, который вышел на экраны в 1976-м году. Этот фильм был интересен, помимо прочего, еще и великолепно сделанным манекеном гигантской гориллы и ее конечностями. Инженерные достижения мастеров со студии «Universal» так впечатлили Спилберга, что он захотел… сделать всех динозавров в натуральную величину!

Увы – об этом можно было только мечтать: даже если бы на студии и смастерили, скажем, брахиозавра, все равно заставить его ходить не было ни малейшей возможности. Нужен был какой-то другой способ оживить динозавров…

Стивен собрал лучших специалистов по спецэффектам (в их числе был и знаменитый Стэн Уинстон, который как раз закончил работать над легендарным «Судным днем» Джеймса Камерона), и все вместе они устроили «мозговой штурм», стараясь придумать наилучший способ показать оживших рептилий максимально достоверно.

Стэн Уинстон: «Помню, Стивен рассказал нам о своей идее с динозаврами, и спрашивает этак нерешительно, интересно ли нам вместе поработать над этим. Интересно? Да мы буквально сгорали от нетерпения!»

Покадровая анимация

Было решено использовать покадровую кукольную анимацию с миниатюрными куклами мастера Фила Типпетта в сочетании с полномасштабными манекенами динозавров работы Стэна Уинстона.

В мастерской Стэна Уинстона

Особого внимания заслуживает работа мастеров Уинстона – перед ними стояла сложнейшая задача воссоздания облика доисторических существ в мельчайших подробностях. Это потребовало серьезных консультаций с учеными-палеонтологами, много лет изучавшими останки реальных динозавров и разрабатывавших теории о поведении и внешнем облике этих существ на основе сохранившихся скелетов.

Детеныш трицератопса

Для специалиста кости, их строение и соединение, могут многое сказать о том, как именно ходил тот или иной динозавр, мог ли он совершать прыжки или поворачивать голову определенным образом, какая у него могла быть шкура по фактуре и цвету. Вопросов было множество, и Уинстон постарался не упустить ни единой детали. Итогом стало абсолютно безупречное воссоздание внешности рептилий, учитывавшее все знания, которыми ученые располагали на момент создания фильма.

Работа над динозаврами в фильме Парк Юрского периода

Уинстон: «Сделать динозавров максимально реальными – это была главная задача. Мы прорабатывали их вид буквально до миллиметра, прекрасно понимая, что если они не будут выглядеть достоверно, то как бы плавно они ни двигались – у зрителя не будет ощущения реальности происходящего на экране. Мы сделали все, чтобы зритель поверил в чудо.»

Механический скелет динозавра

На протяжении 91-го года в студии Стэна Уинстона кипела работа. Спилберг и Крайтон, видя производственный процесс, приходили в полнейший восторг: судя по всему, ничего настолько совершенного на студии еще не делали. Венец творения Стэна Уинстона – Королева Чужих из фильма Камерона (1986) – была столь же сложна технически, но значительно уступала своими размерами тиранозавру, который был больше примерно в три раза. Колоссальный манекен этого хищника весил больше шести тонн, и был двенадцать метров длиной.

Механизм динозавра

В основе чучел были каркасы, собранные из точеных алюминиевых деталей, соединенных шарнирами. Эти каркасы были разработаны таким образом, чтобы их пропорции соответствовали пропорциям того или иного динозавра. Сам динозавр сначала изготавливался в виде скульптуры, проработанной до мельчайших подробностей.

Форма для отливки шкуры динозавра

По этой скульптуре делали форму для отливки собственно шкуры рептилии из гибкого латекса, потом шкуру натягивали на каркас, заполняли пустоты поролоном, и раскрашивали снаружи всю конструкцию, после чего закрепляли результат матовым лаком.

Шкура на скелете динозавра

Стэн Уинстон называл этих роботов «идеальным сочетанием искусства и технологии». Даже на самых крупных планах динозавры выглядели удивительно натуралистично. Но перед мастерами спецэффектов стояла куда более сложная проблема, чем просто реалистичное воссоздание внешности динозавров. Их еще нужно было заставить ходить.

Визуализация эскизов - анимация

Визуализация эскизов - фильм

Спилберг: «Фил Типпетт сделал точную визуализацию моих эскизов, чтобы мы могли оценить сцены в трех измерениях: там были маленькие куклы динозавров и людей, и с помощью покадровой анимации получился рабочий материал для фильма, который оказал огромную услугу в дальнейшей постановке.»

Визуализация эскизов - анимация

Визуализация эскизов - фильм парк юрского периода

При помощи анимационных раскадровок важнейших сцен Спилберг получил точное представление о том, как надо располагать камеры и всех участников эпизодов и что они должны делать в кадре. Сцены были просчитаны буквально до секунды – вот почему они вышли такими зрелищными и вдохновенными.

С самого начала Спилберг придавал огромное значение реалистичности динозавров. Поэтому ученые-палеонтологи консультировали мастеров по спецэффектам не только о внешности рептилий, но и о том, как они вели себя, как двигались. Главным консультантом фильма стал Джек Хорнер, который был в начале девяностых одним из ведущих палеонтологов мира. Именно он выдвинул гипотезу о том, что динозавры больше похожи не на рептилий, как считалось ранее, а на птиц. Хорнер внес существенные коррективы в поведение динозавров на экране с учетом научных исследований.

Велоцираптор с высунутым языком

К примеру, когда ученый увидел анимационный ролик, в котором велоцирапторы, ищущие детей на кухне, высовывают языки, словно ящерицы, он обрушился на Фила Типпетта с критикой: “Динозавры никогда не высовывали язык!» А Филу эта идея казалась удачной… Аниматора можно простить: он ведь не был светилом мировой палеонтологии. В фильме хищники язык не высовывали, и вообще имели птичьи повадки – в полном соответствии с наукой.

Но когда дело дошло до съемок движущихся динозавров в полный рост, съемочная группа встала перед серьезной проблемой. Дело в том, что покадровая анимация Типпетта, как бы совершенна она ни была, так и не смогла дать стопроцентного ощущения реальности.

Анимация тиранозавра в фильме парк юрского периода

Спилберг: «Сперва идея казалась неплохой, но как только я начал отсматривать рабочий материал, сделанный Филом Типпеттом, я понял, что этот вариант не годится. Движения динозавров были отрывистыми, каждый кадр был четким, между тем, как в движении динозавры должны были быть размытыми. И хотя Фил усовершенствовал свою технологию, добившись некоторого размытия при движении, это все-таки было не то, о чем я мечтал. Технология покадровой анимации достигла своего потолка, и нужно было двигаться дальше».

Потратив несколько месяцев на кукольную анимацию, создатели фильма решили искать принципиально новое решение.

Компьютерная гафика в Терминаторе 2

Только тогда Спилберг обратился к компьютерной графике. Огромная заслуга в создании уникальных спецэффектов к фильму «Парк Юрского периода» принадлежит Деннису Мюрену, ведущему специалисту студии компьютерных спецэффектов ILM, принадлежавшей давнему другу Спилберга Джорджу Лукасу. Именно Мюрен контролировал создание знаменитых спецэффектов для «Судного дня», совершивших революцию в компьютерной графике. Это он предложил Спилбергу попробовать нарисовать динозавров на компьютере. Это была еще более сложная задача, чем изготовление анимации для «Терминатора», поскольку на сей раз речь шла о создании живых существ. Как ни совершенна была графика в фильме Камерона, «Парк Юрского периода» был новой, еще более высокой ступенью. Многое делалось впервые…

Компьютерная графика в Молодом Шерлоке Холмсе

Спилберг: «Когда Деннис сказал, что он может создать динозавра на компьютере, моей первой реакцией было: Докажи! И он доказал. Он, черт побери, превосходно доказал.»

Спилберг знал о возможностях студии ILM еще со времен «Молодого Шерлока Холмса» (1985), где появился первый в истории компьютерный персонаж - рыцарь из стекла. Этот эпизод был сделан просто поразительно, а уж для середины восьмидесятых и вовсе выглядел невероятно. Тем не менее, успехи аниматоров были единичными, и технологии еще только начинали приближаться к современным.


продолжение через два часа

Tags: за кадром, закулисье, как делается кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua декабрь 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment