cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Структура сценария



Структура сценария упорядочивает вашу историю, придает ей стройный вид, помогает расположить элементы в правильном порядке. Образно говоря, структура это русло, по которой течет река вашей истории. Согласно правилам структуры ваша история начинается с экспозиции, в которой вы знакомите зрителя с героем, сложившимися обстоятельствами. Здесь важно тщательно прописать характер, персонажей (не всех, разумеется), которые будут задействованы в дальнейшем. С точки зрения ритма (скорости разворачивания событий) это самая медленная часть в сценарии. На нее дается примерно 20 – 30 минут, по истечении которых в истории возникает то, о чем мы уже говорили – поворотная точка.

Поскольку классическая структура предполагает в сценарии две таких точки, они обозначаются ППТ и ВПТ (первая поворотная точка и вторая поворотная точка). Иногда вместо термина точка употребляют «событие», иногда «пункт», но вы должны знать, что речь идет об одном и том же. Итак, вернемся к структуре. До 30 минут у нас экспозиция, где нужно успеть внятно расставить фигуры предстоящей

партии. Потом возникает пресловутая ППТ, где герой узнает обстоятельства радикальным образом меняющие его представления о происходящем. Узнав об этом, он начинает действовать согласно этим обстоятельствам. Чем занимается герой после ППТ? Он пытается решить возникшую проблему, выкарабкаться из создавшейся ситуации, переломить плохой ход событий. Однако все попытки лишь ухудшают его положение.

Идеальный пример таких ухудшений можно найти в фильме «Back To The Future» («Назад в будущее») (режиссер Роберт Земекис, сценаристы Боб Гейл и Роберт Земекис). Попавший в прошлое Мартин нарушает причинно-следственную связь событий, что ставит его жизнь под угрозу. А именно: вместо того, чтобы влюбиться в будущего отца Мартина, мать влюбляется в него самого, что делает невозможным его рождение в будущем. Мартин всеми силами старается заменить себя отцом, но его действия приводят к противоположному результату. В фильме «Meet the Parents» («Знакомство с родителями») (режиссер Джей Роуч, сценаристы Грег Глиенна, Мэри Рут Кларк, Джеймс Херцфелд), главный герой Грег Факер старается произвести на отца невесты благоприятное впечатление, но все его попытки оканчиваются неудачами и ситуация становится все хуже и хуже. Что только не предпринимают Алан, Павел и Кирилл в «Тронутых», чтобы не быть исключенными грозным деканом, однако все попытки проваливаются, а последнее их действие приводит к полному и безнадежному концу. Но это только так кажется.

Вернемся к структуре. Мы находимся во второй части истории (драматурги употребляют слово «акт», но это не принципиально), где герой вынужден сражаться. Обратите внимание на слово «вынужден». Если ваш герой не «хочет», а именно «вынужден» сражаться, то вы на правильном пути. В этой части на сцену выходит антагонист, главный противник, который собственно и создал проблемы нашему герою. Герой борется с обстоятельствами, с самим противником, при этом у него может появиться союзник. Действие ускоряется, ситуация делается то хуже, то лучше. Один за другим возникают неожиданные повороты. И история доходит до ВПТ (второй поворотной точки). Обычно это самый драматический момент. Герой, а вместе с ним и мы узнаем всю правду о том, что и почему на самом деле происходит и, главное, кто в этом замешан. Здесь может оказаться так, что заявленный ранее антагонист всего лишь пешка в руках настоящего антагониста или, еще лучше, вообще не причем! А настоящим антагонистом оказывает... дайте волю вашей фантазии. Но все должно быть логично и оправдано.

Итак, мы, точнее наш герой, оказывается в третьей части (акте) истории и еще стремительней летит к роковому концу. Сделайте так, чтобы за него было страшно, чтобы было понятно: ему не выиграть этот неравный бой у соперника, «чьи силы превосходят во много раз» - (А. Митта). Чем серьезней ситуация, тем сильней будет счастливое (но неслучайное!) спасение героя. Конец третьей части, кульминация: решительная и окончательная битва. На сцене все ключевые фигуры (друзья и враги). Победа героя и успокаивающий финал – дайте зрителю еще немного посидеть в кинозале, «переварить» увиденное.

Поговорим о жертве. Как правило, жертвы в повествовании выполняют две разные задачи. Смерть союзника и друга вызывает эмоции печали, и, кроме того, уравновешивает хэппи-энд. Нельзя без потерь получить счастье, если только вы не пишите сладкую сказочку для маленьких детишек, да и то... Вторая задача жертвы в истории показать зрителю, что ситуация ВЕСЬМА серьезна – антагонист шутить не настроен. А, что лучше об этом скажет, как не убийство кого-то из персонажей? В роли таких жертв могут выступать проходные, случайные персонажи, которые, в общем-то, появляются на экране для того, чтобы погибнуть от руки антагониста. (с)

Tags: кинообучение, сценарий, сценарист
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments