cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Categories:

Как снимался фильм "Назад в будущее" ч1

Роберт Земекис и Боб Гейл придумали историю про школьника и машину времени еще задолго до 1985 года, когда на экраны вышел один из прекраснейших приключенческих фильмов всех времен. «Назад в будущее», шедевр, равных которому немного сыщется в истории кино, пробивал дорогу к экрану долго и мучительно, и если бы не ряд обстоятельств, он вообще мог не появиться на свет. Но он появился — и останется в истории, даже когда наступит далекое будущее.

Боб Гейл и Роберт Земекис

Роберт Земекис и Боб Гейл познакомились в школе Кинематографии при Южнокалифорнийском Университете, когда учились там в шестидесятых, собираясь стать голливудскими сценаристами. Позднее, когда друзья уже работали на Фабрике Грез (Земекис уже успел снять пару дебютных фильмов, а Гейл — написать к ним сценарии), Боб заложил фундамент той самой истории, которая позднее вылилась в знаменитую трилогию, покорившую мир. Гейла осенило, когда после премьеры сделанного совместно с

Земекисом фильма «Подержанные автомобили» (1980) он приехал в Сент-Луис, чтобы навестить своих родителей. Там, разбирая в подвале старые вещи, Боб наткнулся на фотоальбом своего отца, который никогда не видел раньше.

Сценарист Боб Гейл

Боб Гейл: «Мой отец не особенно любил рассказывать о своей молодости, и для меня было огромным сюрпризом, когда я наткнулся как-то раз на его старый фотоальбом, и узнал, что он был президентом выпускного класса. Раньше я этого не знал. Я вспомнил о президенте своего класса, с которым почти не общался, и подумал: Если бы я учился в одном классе со своим отцом — были бы мы друзьями? Вот тогда-то я и придумал этот сюжет про школьника, который попадает в прошлое, и знакомится там со своими родителями».

Эскиз машины времени

В сентябре 1980 года друзья заключили контракт на сценарий с компанией «Коламбия Пикчерз», и принялись за дело. Интересный факт: в первоначальной версии главный герой занимался видеопиратством, и в прошлое он перемещался при помощи машины времени, сделанной из... холодильника! Потом от идеи с холодильником решили отказаться: Земекис боялся, что дети будут забираться в холодильники под впечатлением от фильма. Нужно отметить, он был прав: впечатление фильм произвел незабываемое...

Эскиз машины времени

Когда же сценаристы обратились к идее машины времени в виде автомобиля, они сперва решили, что это должен быть какой-нибудь вездеход на гусеницах, который мог бы передвигаться в том времени, где еще не было дорог. ДеЛореан появился благодаря чистой случайности.

DMC-12 DeLorean

Земекис придумал сцену, в которой фермерское семейство в пятидесятых принимает машину времени за летающую тарелку, и оригинальный мелкосерийный спорткар DMC-12 DeLorean с его поднимающимися вверх дверями и блестящей обшивкой из нержавеющей стали выглядел достаточно футуристично, чтобы сойти за неземную технику в глазах "простых американцев".

Сцена с часами

Перемещение во времени вызвало у друзей массу споров. Начать с того, что для этого требовалась огромная энергия (1,21 Гигаватт), и некоторое время на полном серьезе обсуждалась мысль о том, чтобы для перемещения нужно было произвести... ядерный взрыв! Док и Марти для этого должны были отправиться в Неваду на военный полигон. Но когда выяснилось, что съемка эпизода с ядерным взрывом одна обошлась бы в миллион долларов (для 84 года это было непомерной суммой), Гейл и Земекис решили придумать что-то совсем другое, менее затратное. Вот так и появилась на свет идея об ударе молнии — при этом действие не выходило за пределы Хилл Вэлли, и, кроме того, в эпизоде появлялись часы, символизировавшие Время. Это была очень удачная идея, и именно она была воплощена на экране в блистательной кульминационной сцене.

Биф Таннен

Кстати, задумка Земекиса, связанная с ядерным взрывом и холодильником, не пропала — продюсер Спилберг много лет спустя использовал ее в четвертой части «Индианы Джонса»! И еще один интересный факт — харизматичный «плохиш» Бифф Таннен был назван в честь некого Неда Танена — продюсера, который агрессивно вел себя с Гейлом и Земекисом во время обсуждения сценария к дебютному фильму Роберта «Я хочу держать тебя за руку»(1978).

Стивен Спилберг

Стивен Спилберг, с которым Гейл и Земекис подружились еще в конце семидесятых, и который, несмотря на молодость, уже считался одним из самых талантливых (и состоятельных) продюсеров Голливуда благодаря сногсшибательному успеху «Челюстей», одним из первых прочитал сценарий «Назад в будущее». Это неудивительно — ведь именно благодаря Стивену Роберт Земекис сделал свои первые шаги в кинематографе в качестве режиссера. Спилберг спродюсировал почти все фильмы Земекиса 70-80 годов, начиная с дебютной музыкальной мелодрамы «Я хочу держать тебя за руку» (1978) и заканчивая второй и третьей частями «Назад в будущее», довершившими картину полного и безоговорочного триумфа.

Роман с камнем

Но снять «Назад в будущее» Земекис смог исключительно благодаря успеху картины, к которой Спилберг как раз был не причастен — речь идет о «Романе с камнем». Этот приключенческий фильм с Майклом Дугласом довольно неожиданно для всех оказался хитом, восемь раз вернув бюджет только в национальном прокате. При этом все совместные проекты Земекиса и Спилберга на начало 80-х были провальными — не стала хитом ни комедия «Подержанные автомобили» с Куртом Расселлом, ни дебютная мелодрама «Я хочу держать тебя за руку». А уж фарс Спилберга «1941», к которому Земекис написал сценарий, и вовсе оказался худшим за всю режиссерскую карьеру Стивена! Словом, по отдельности парни явно были мастерами своего дела, но вот вместе они раз за разом выдавали «типичное не то». В Голливуде об этом знали, и Земекис на полном серьезе опасался, что если и «Назад в будущее»окажется провалом, то его просто больше не будут приглашать в качестве режиссера ни в один мало-мальски заметный фильм...

Эскиз машины времени

Кто бы мог подумать! Один из удачнейших фильмов всех времен, точно так же, как и «Звездные войны» Лукаса, на этапе сценария считался проектом потенциально убыточным, недостойным того, чтобы вкладывать в него деньги. Продюсеры предпочитали давать зеленый свет фильмам более приземленным, для них было куда интереснее сделать просто молодежную комедию без пространственно-временных континуумов (и заодно сэкономить на спецэффектах), чем ввязываться в новаторскую затею с этим революционным кино.

Земекис и Спилберг

В общем, еще до «Романа с камнем» Земекис поделился со Спилбергом своими опасениями насчет своего детища, и тот согласился, что проект стоит отложить «до лучших времен». Это было в 1981-м. С того времени сценарий «Назад в будущее» в течение трех лет по очереди отклонили все (!) голливудские киностудии. Земекис с Гейлом снова и снова пытались продвинуть свое творение, и неизменно получали отказ с формулировкой «Слишком сомнительная идея». Они уже начали терять веру в успех.

Боб Гейл: «Мы боялись заработать репутацию парней, которые могут получить работу только потому, что они друзья Спилберга.»

Роберт Земекис

Как уже было сказано, первоначально сценарий «Назад в будущее» изначально предназначался вовсе не для «Юниверсал», а для «Коламбии». Земекис и Гейл закончили первый вариант сценария в феврале 1981-го — и с самого начала столкнулись с непониманием. В начале 80-х самыми кассовыми молодежными фильмами («Беспечные времена в Риджмонт-Хай», «Порки») были фильмы с довольно суровым рейтингом «от 18» - с эротикой, алкоголем и насилием, и абсолютно нулевой научно-фантастической составляющей. Авторам «Назад в будущее» говорили, что их фильм «слишком детский», что большая часть потенциальной аудитории оставит его без внимания, потому что в нем «мало жесткости». Так сказали везде, коме студии «Дисней» - там, напротив, сочли сценарий «неприличным» из-за присутствия в нем романтической нотки, связанной с Марти и его матерью в молодости, и сказали, что такой сюжет для семейного бренда абсолютно не подходит...

Лорейн и Марти

Майкл Джей Фокс: «На бумаге вся эта история отношений Марти с его матерью, действительно, могла показаться неподходящей для семейного кино, но на самом деле в ней не было ни намека на пошлость. Напротив, все это в итоге получилось очень невинно и трогательно.»

Земекис в ДеЛореане

Земекис с Гейлом упорно трудились, переписав сценарий дважды, но все было тщетно: желающих вложить в него деньги так и не нашлось. Но все изменилось в один миг, когда в 1984-м грянул громкий успех «Романа с камнем», снятого Земекисом благодаря протекции Майкла Дугласа, уже тогда большой величины на Фабрике Грез. После этого все продюсеры внезапно захотели сделать «Назад в будущее», и исполнились искренней уверенности в успехе. Но Земекис решил вернуться именно к тому продюсеру, который с самого начала оценил сценарий, когда все остальные его отвергли — к Спилбергу. Ведь Стивен еще в 1981-м был в искреннем восторге от истории, и очень хотел воплотить ее на экране. Именно поэтому Земекис в конце концов выбрал его.

Док и Эйнштейн

На финальном этапе сценарий подвергся доработке со стороны исполнительного продюсера Сидни Шейнберга: он изменил имя матери Марти с Мег на Лорейн (в честь своей обожаемой супруги Лорейн Гэри), а также настоял на том, чтобы домашним питомцем дока Брауна вместо шимпанзе (!) был пес. Кличку Эйнштейн, впрочем, оставили без изменений. Но на одно из требований Шейнберга ответили решительным отказом: назвать фильм «Пришелец с Плутона». Сидни объяснял свое предложение тем, что раньше в прокат еще не выходили кассовые фильмы со словом «Будущее». Спилберг и Земекис назвали его идею «смехотворной», и Шейнберг в конце концов согласился, что сморозил глупость.

продолжение завтра в это же время.


Tags: за кадром, закулисье, как делается кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment