cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Олег Кохан, украинский кинопродюсер, каждая картина которого собирает фестивальные награды, в интервью Оксане Мамченковой в № 38 журнала Корреспондент от 27 сентября 2013 года - о том, как превратить украинское кино в прибыльную индустрию.

В стране, где доля выходящих в прокат отечественных картин долгое время уверенно стремилась к нулю, употреблять словосочетание "успешный кинопродюсер" кажется неуместным. Тем не менее в отношении киевлянина Олега Кохана это определение будет вполне справедливым. Более семи лет он не только с завидным постоянством выпускает качественные картины, но и получает за них фестивальные награды.

В активе Кохана уже четыре премии российских киноакадемиков Ника в номинации Лучшая картина стран СНГ и Балтии, а также призы авторитетных международных кинофестивалей вроде Венецианского и Римского. Не обошлось без участия киевлянина и первое в истории национального кинематографа появление украинского игрового фильма в программе Канна: дебютная картина Сергея Лозницы Счастье мое, выпущенная продюсерской компанией Кохана Sota Cinema Group, попала в конкурс знаменитого киносмотра в 2010-м.




Новый продюсерский проект Кохана, интеллектуальная комедия Вечное возвращение режиссера Киры Муратовой, которую называют классиком украинского авторского кино, уже побывала на фестивалях в Риме, Роттердаме и Москве, заработала Нику, а 3 октября выходит в украинский прокат.

Кохан характеризует эту картину, посвященную вечной теме взаимоотношений мужчины и женщины, как не знающую территориальных границ. А из-за проблем, связанных с поиском финансирования, считает Вечное возвращение самой сложной лентой в собственной фильмографии: фильм не получил ни копейки государственных денег и был полностью снят на средства, привлеченные Sota Cinema Group.

Корреспондент встретился с продюсером незадолго до отечественной премьеры картины в отеле Воздвиженский на киевском Андреевском Спуске - именно здесь, по его же признанию, лет десять назад он принял решение заняться производством фильмов. В ходе беседы Кохан демонстрировал твердую уверенность в выполнимости задачи реанимации украинского кино - собственно, этим последние десять лет он только и занимается.

- Вы давно работаете с Кирой Муратовой. Как строятся ваши отношения режиссер - продюсер?

- Я благодарен судьбе за встречу с Кирой Георгиевной. Она гениальный художник, невероятно требовательный к себе и другим, не позволяет фальши. Могу точно сказать, что это сотрудничество очень непростое, очень насыщенное разными эмоциональными составляющими. У талантливых людей не может быть простого характера, однако во главе всегда творчество, результат, которого достигает режиссер и вся творческая группа благодаря сотрудничеству.

Как это происходит? Это специфическая кухня взаимоотношений, где нет совершенно очевидных, прописанных норм.

- Фильм Муратовой попал в шорт-лист украинского оскаровского комитета, но в результате от Украины было решено выдвинуть на Оскар ленту Параджанов режиссеров Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой. Огорчились, когда узнали о таком решении?

- Мы [Sota Cinema Group] очень спокойно относимся к разного рода номинациям. Объясню почему: это приходит с опытом. Ведь наши фильмы практически каждую неделю представляются на том или ином фестивале, участвуют в той или иной премии. Если погружаться и максимально проживать каждое такое состязание за приз, можно сойти с ума. Я не шучу. А свое признание фильм Вечное возвращение уже получил.

- Из четырех картин отечественного производства, вышедших в прокат за последний год, данные о кассовых сборах известны только по двум - $ 11 тыс. у Обычного дела и чуть больше $ 3 тыс. у Истальгии. Это более чем скромные суммы, которые не отбивают затрат на производство и не сравнимы с кассами голливудских фильмов. О чем говорят эти цифры - о проблемах качества, дистрибьюции или промо?

- Это вопрос, требующий оценки не просто того или иного боксофиса. В первую очередь нужно четко понимать, в каком киноконтексте мы находимся. За 20 лет независимости большую часть времени отрасль не управлялась, не регулировалась, находилась в упадке. Начиная с финансирования и заканчивая прокатом и образованием все ее составляющие медленно рассыпались и превращались в то, что есть.

Хотелось бы уйти от двух крайностей, существующих в критическом поле оценки индустрии. Первая крайность - критика непосредственных участников кинопроцесса, по тем или иным причинам оставшихся за бортом, не получив финансирования. Они не смотрят объективно, их цель - обхаять объективные успехи, которые уже есть. Те же, кто получил финансирование, точно так же взахлеб, будучи благодарными и не опираясь ни на какие критерии, хвалят, мол, уже чуть ли не возродили отрасль.

Во всем мире существуют объективные критерии, по которым судят о состоянии отрасли. Первый - это доля национального кинематографа на рынке той или иной территории. 43% - у французского [кино во Франции], 25% - у российского [у себя на родине], больше 50% - у турецкого кинематографа, в Украине же эта цифра близка к нулю. Это основной показатель состояния дел в индустрии.

Следующий критерий - это собственно бокс-офис, если это прокатное кино, и количество и уровень кинофестивалей класса А, в которых фильм принял участие, если это авторский кинематограф.

За этим следуют объемы финансирования, выделяемые государством, количество снятых картин, частные инвестиции, система кинообразования, состояние законодательной базы и так далее.

Если говорить о процессах последних лет, очень важно отметить положительные моменты. За последние два года благодаря усилиям людей, которые взяли под протекцию [украинский кинематограф], - а это общеизвестный факт, что народный депутат Виктор Янукович [сын Президента] инициировал законопроект [реформы госфинансирования кино], - произошли сдвиги. В 2013 году выделено 137 млн грн. - это больше, чем за предыдущие 19 лет. Следующий шаг - научиться делать качественно кино.

Учитывая масштабность и сложность отрасли, в первые годы эти изменения не могут дать каких-то впечатляющих результатов. Я очень детально изучал реформы и пути развития польского, румынского, турецкого, французского, других европейских кинематографов. Многим индустриям приходилось проходить этот путь, но они четко понимали, к какой цели идут.

- Что нужно сделать, чтобы в Украине появилось кино в полном смысле слова?

- Снимать хорошее кино и профессионально выполнять свою работу. Четко видеть цели и задачи, а также конфигурации отрасли и ее конкурентоспособность. Плюс качественный менеджмент киноотрасли с полной ответственностью за результаты. Ответить на простые вопросы: что такое киноотрасль Украины в 2018, 2022, 2025-м? где ее место? как она выглядит? какие это фильмы? Нужно проанализировать, понять сильные и слабые места. Образование, прокат, международная дистрибьюция, профессиональные кадры - все-все требует доработки. Решили финансовый вопрос, запустили механизм, теперь должны разработать стратегию.

Нужно подойти к этому как к нормальному менеджерскому проекту с сопутствующими классическими нормами, где указаны стратегия, тактические шаги. В качестве примера могу привести совершенно понятную модель подхода к вопросу спортивного енеджмента. Это футбольный клуб Шахтер. Когда я был на экскурсии в Донбасс Арене, то видел, как четко прописаны у них цели, миссия, задачи. И результат не заставил себя ждать.

Необходимо ответить на вопрос, почему не пошли инвестиции в отрасль. Ведь мы не можем назвать проекты, которые привлекли огромные суммы.

Еще один важный момент - у нас есть плеяда телевизионных и киноменеджеров, которые по каким-то причинам не присоединились к этому самому возрождению украинского кинематографа. Это Александр Роднянский, Влад Ряшин, Сергей Созановский, Александр Ткаченко, Владимир Бородянский, Виктор Мирский, Анна Безлюдная. Они уже состоялись на телевизионном рынке, знают, как работает индустрия, и могли бы быть полезны в кино. Как в свое время важную роль в российском кино сыграли ключевые менеджеры основных телеканалов, продюсируя знаковые картины.

Крупные телевизионные каналы на европейских рынках всегда принимают участие в создании кино. Они являются фундаментом, первым катализатором и первой лакмусовой бумажкой, остро реагирующей на процессы в смежной отрасли. Почему-то пока не состоялось это сотрудничество. Что-то, значит, мешает.

- В построении стратегии необходимо решать множество вопросов. Например, на какое кино делать ставку.

- Украине нужно производить актуальное, смелое, профессионально сделанное, соответствующее европейскому и мировому контекстам, интересное зрителю кино. Должно быть долевое распределение авторского и зрительского кино. У нас большое количество исторического, драматического, литературного материала, который смело можно привлекать к экранизации. И классики, и современная литература - материал есть. Украина должна в год снимать не четыре фильма, а минимум 5080 картин. Это нормальные европейские показатели. Должна появиться здоровая конкуренция. И только тогда кинематограф станет бизнесом и можно будет говорить о результате.

Нужен ли авторский кинематограф? Безусловно, нужен. Это кузница, возможность конкурировать на европейских фестивалях. Тем более что эта традиция существует. Мы не можем назвать ни одного успешного в международном прокате украинского фильма. Но наши авторы сильны на интеллектуальном поприще. И старшее поколение - Муратова, Роман Балаян, Михаил Ильенко, и новое поколение - Сергей Лозница, Ева Нейман, Марина Врода, Мирослав Слабошпицкий, Олесь Санин.

- Ваш коллега Роднянский в интервью Корреспонденту главной проблемой украинского кино назвал отсутствие оригинальных идей. Вы согласны с этим утверждением?

- К сожалению, это не единственная главная проблема нашего кинематографа. Решив вопрос идей, не решить проблему кинематографа. Мало сделать фильм, нужно "донести" до зрителей. Конечно, часть кинотеатров пойдут навстречу и отнесутся с лояльностью. Но дальше включится рыночная составляющая, язык цифр. Потому что украинский фильм не выходит в конкурентное поле крупнобюджетных голливудских блокбастеров с огромными маркетинговыми бюджетами. И на этом этапе тоже нужен законодательный протекционизм государства, как это работает в других странах.

- Есть ли зритель у украинского кино?

- У меня есть четко устоявшееся ощущение и уверенность, что Украина созрела для своего национального продукта. С точки зрения самоидентификации это катализирующий вид искусства. Многие хотят знать о своей истории, о себе, о психологии, о происходящем. Это те вещи, которые узнаются через искусство, и кинематограф - его часть. Пример тому - турецкий, французский кинематограф. Всегда есть спрос на национальную тему, необязательно крайне национальную - с флагами, хоругвями и шароварами.

- Насколько трудно искать инвесторов для кино лично вам?

- Тяжело искать в принципе деньги на любые проекты. В состоянии украинской киноиндустрии это сложно вдвойне. Здесь нужно сказать, что в нашем пространстве общеприняты несколько источников - это государство, частные инвестиции, меценаты - в целом до пяти-шести. В мировой традиции известны свыше 45 источников финансирования кино.

Уже пришло понимание государственными чиновниками, что речь идет не о дотировании отрасли, а об инвестиции государства в будущую бюджетообразующую отрасль и мощный идеологический ресурс. Над каждым фильмом в среднем работают 100 человек. Если умножим на 50, то это 5 тыс. новых рабочих мест в год. Не говоря о том, что начинают действовать смежные индустрии - производственная, рекламная, финансовая, юридическая, страховая.

- Сфера ваших профессиональных интересов - авторское кино. А были ли среди ваших проектов успешные в прокате картины?

- Все наши авторские фильмы успешны. Просто необходимо понимать, что модель авторского кинематографа отличается от модели коммерческого кино. Если мы сделали за последние семь лет уже 12-й фильм, то, по всей видимости, работает экономическая модель, позволяющая нам снимать и дальше. Такие фильмы, как Счастье мое, В субботу [Александра Миндадзе], Мелодия для шарманки [Муратовой], Вечное возвращение, были проданы более чем на 25 стран - показаны во Франции, Германии, Голландии, Дании, странах СНГ и Балтии.

- Сами вы какое кино смотрите?

- Смотрю много кино, и самого разного. Радуюсь, когда получается смотреть как простому зрителю, не включая профессиональные рецепторы, не анализируя, когда кино меня просто захватывает. Слава богу, у меня это получается. Это фильмы и [Михаэля] Ханеке, и [Эмира] Кустурицы, и [Мартина] Скорсезе.

Я внимательно изучаю успешное индустриальное кино, мне всегда интересно, как это сделано, куда развивается киноязык в этом контексте и развивается ли. Авторский кинематограф смотрю для эмоциональной и интеллектуальной подпитки. И, конечно же, часто возвращаюсь к классике.

Tags: интервью, кинопродюсер
Subscribe
promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment