cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Как снимался фильм "Чужие"

«Ридли Скотт снял «Чужого» в 79-м, чтобы удивить мир, поразить людей до глубины души, и это ему удалось. Он поразил и меня. Когда потом я сам стал режиссером, меня не оставляла мысль снять продолжение этой истории. Я хотел сделать такой фильм, я был так впечатлен тем окружением, дизайном, персонажами, которых создал Скотт. Это был фильм-прорыв, он буквально задал новый стандарт для научной кинофантастики. Он очень высоко поднял планку».


История про инопланетных монстров получила свое развитие частично благодаря вынужденной задержке в съемках первого «Терминатора» - Шварценеггер заканчивал съемки в «Конане-разрушителе», из-за чего съемочная группа ждала девять месяцев. Именно во время этой паузы Камерон и начал работать над сценарием к продолжению блестящего научно-фантастического фильма Ридли Скотта «Чужой», которое он и его жена Гейл Энн Херд (выступавшая в качестве продюсера) решили сделать после того, как закончат работу над «Терминатором».

терминатор

Когда начались съемки «Терминатора», сценарий «Чужих» все еще не был завершен – Джеймс написал около 90 страниц. В таком незаконченном виде этот сценарий и попал к людям с кинокомпании «20-й Век Фокс», и он им так понравился, что произошло небывалое: они не просто дали потенциальное согласие на съемки, но и согласились ждать до тех пор, пока Камерон не закончит «Терминатора» и не завершит работу над сценарием к новому фильму. Причем боссы киностудии не скрывали, что рассматривают «Терминатора» как своеобразный «тест» Камерона как режиссера («Пираний» никто всерьез не рассматривал), и судьба «Чужих» всецело зависела от успеха «Терминатора» у широкого зрителя. Провались он в прокате – и «Чужие» никогда не увидели бы свет.

Но «Терминатор» не провалился. Он стал огромной удачей, и Джеймс Камерон немедленно получил «добро» на съемки, и втрое больший бюджет. Это была новая ступень, и новый прорыв.

камерон и скотаки

В теме «Чужого» Камерона с самого начала привлекала возможность создания неземных существ. Еще когда он работал на студии Роджера

Кормана в качестве художника-постановщика, в частности, создавал спецэффекты к кишащей инопланетными монстрами «Галактике ужаса» (1981), для него была более всего интересна идея создания нового мира, совершенно необычного и не имеющего ничего общего с миром реальным. Вот что привлекало и вдохновляло Камерона, когда он снимал «Чужих». Эта идея потом расцветет пышным цветом в «Аватаре», много лет спустя…

«Я не собирался снимать ремейк, или же подобие первого фильма про Чужого. Ридли Скотт наполнил свою картину совершенно особой атмосферой, которую я не собирался воссоздавать. Я решил сделать фильм совсем иного рода: динамичный боевик» - вспоминает Камерон. Центральным персонажем, как и в «Терминаторе», должна была стать «сильная женщина» - типаж, который всегда был интересен для Джеймса, и под который прекрасно подходила главная героиня по имени Рипли.

рипли

Актриса Сигурни Уивер, сыгравшая Рипли в фильме Скотта, сперва довольно скептически отнеслась к намерению сделать продолжение, поскольку была очень высокого мнения о Ридли Скотте, и сомневалась, что вторая часть будет достойна оригинала (она вышла даже лучше). Кроме того, Уивер к тому моменту уже была настоящей суперзвездой, в отличие от всех остальных актеров. Но прочитав сценарий Камерона, и затем пообщавшись с ним лично, она поняла, что масштаб личности Джеймса не уступает Скотту ни на йоту, и что это действительно выдающийся человек и талантливый режиссер. Она очень быстро дала согласие на съемки, и это было большой удачей.

камерон с уивер на съемках чужих

Но начальству киностудии было непросто договориться с Сигурни – она запросила в качестве гонорара, ни много ни мало, миллион долларов. И твердо стояла на своем. По тем временам сумма была колоссальная, так что руководство «20-й Век Фокс» даже вызвало Камерона, и попыталось убедить его «как-нибудь обойтись без Уивер». На что Камерон вполне ожидаемо ответил, что без Уивер фильма не будет. К тому времени подготовка к съемкам зашла уже достаточно далеко, чтобы свертывание работ над проектом принесло убыток значительно больше миллиона. Боссам оставалось только набрать телефон агента Сигурни, и скрипя зубами сообщить, что ее условия приняты.

марк ралстон

Но если с Уивер все было ясно, то отбор актеров второго плана стал настоящим испытанием – они должны были играть американских военных, так что Камерону необходим был американский акцент, и общая харизма бравых вояк для полного соответствия типажам. Дело осложнялось тем, что из соображений экономии нужно было занять британских актеров, (съемки велись в Старом Свете, и расходы на проживание в Британии американцев стремительно опустошали бюджет) так что нужно было набрать несколько живущих в Англии артистов, выглядящих и говорящих максимально «по-американски». Камерон и Гейл Энн Херд пересмотрели примерно три тысячи человек. Так, к примеру, был отобран Марк Ролстон на роль Дрейка – американец по происхождению, он с восемнадцати лет жил в Англии.

Труднее всего было найти подходящую девочку для роли Ньют.

керри хенн

Ее искали повсюду: ассистенты посетили десятки школ, фотографируя тысячи детей в поисках нужного типажа. Именно так и нашли Керри Хенн (ее запечатлели за ланчем в школьной столовой) – девочку, у которой не было ни малейшего опыта актерской игры, и которая справилась со своей задачей великолепно.

уивер и хенн

Когда продюсеры прослушивали детей с «актерским опытом», они обнаружили, что опыт этих детей заключался исключительно в съемках для телерекламы, а потому каждую свою фразу они норовили закончить широкой улыбкой. Что было совершенно неприемлемо для девочки, которая страдает от тяжелейшего стресса одна, окруженная монстрами. Не испорченная рекламными поведенческими штампами, Керри продемонстрировала самую убедительную игру, которую когда-либо видели взрослые в исполнении десятилетнего ребенка. Примечательно, что актрисой она потом так и не стала, хотя предложений у нее было множество.

Хенриксен на съемках чужих

Старые знакомые Камерона, с которыми он работал  во время съемок фильма про киборга из будущего, пришли на помощь, когда в Британии так и не смогли найти актеров для исполнения центральных ролей. Роль робота Бишопа исполнил Ланс Хенриксен, который снимался в первом «Терминаторе» в роли детектива Вуковича.

билл пакстон

Билл Пакстон, сыгравший Хадсона, тоже пришел прямиком из «Терминатора» - там он сыграл маленькую роль отмороженного панка. И конечно же, Майкл Бьен, игравший Кайла Риза в легендарном фильме, получил довольно серьезную роль капрала Хикса, который вместе с Рипли и Ньют спасся в конце – чтобы погибнуть еще до начала третьей части…

солдаты

Поскольку актеры играли элитных солдат, их несколько недель подряд тренировали настоящие военные американской армии, чтобы добиться полной имитации пехотинцев – включая навыки взаимодействия в команде, обращения с оружием и подачи условных знаков. В итоге актеры сработались, и стали ощущать себя настоящей командой для спецопераций. В кадре они выглядели очень естественно.

эл меттьюз

Большую помощь оказал в этом деле актер Эл Мэттьюз, сыгравший брутального чернокожего сержанта Эйпона – он несколько лет прослужил в армии США, и в отличие от других актеров, знал не понаслышке об армейской атмосфере, и мог достоверно ее воссоздать.

череп

Для еще большей естественности Камерон позволил актерам самостоятельно доработать внешний вид своих персонажей – он просто разложил на большом столе кучу разных вещей, и оставил на четыре или пять часов актеров в полном обмундировании, чтобы они «придали себе индивидуальность». Марк Ролстон написал на своем оружии «Моя стерва» и повесил связку из костей себе на грудь, Билл Пакстон расписал свои доспехи, нарисовав там череп с кинжалом и имя свой девушки Луис.

шкафчик

На обмундировании других персонажей тоже появились разнообразные надписи. И шкафчики своих персонажей актеры «довели до ума» самостоятельно, обвешав их плакатами с красотками, в лучших традициях реальных казарм. Эффект получился блестящий – абсолютно правдоподобные «космические пехотинцы», при этом никакой безликости, каждый обладал индивидуальностью.

эскиз кабины корабля

Впервые Камерон получил почти двадцать миллионов на свой проект. Это давало ему широкие возможности для создания задуманного, не отвлекаясь на досадные вопросы экономии. Совместно с художниками Сидом Мидом и Роном Коббом режиссер приступил к рисованию сотен и сотен эскизов, на которых до мельчайших подробностей были изображены все элементы, которые мы в конце концов увидели в фильме.

корабль сулако

Космический корабль «Сулако», летательные и наземные аппараты, и даже вся целиком человеческая колония на поверхности зловещей планеты Чужих…  Была до мелочей продумана планировка поселения, внешний вид промышленных предприятий, и даже увеселительные заведения! Многое из придуманного не попало в фильм, а если бы авторы втиснули в картину все свои наработки, она удлинилась бы по меньшей мере вдвое…

заброшенная электростанция - в ней снимались чужие

По замыслу режиссера, действие на планете должно было происходить в больших помещениях с многочисленными уровнями-этажами. Такие конструкции было очень трудно создать внутри павильона, а кроме того, они получились бы слишком дорогими, так что решено было найти какую-нибудь заброшенную фабрику, и снимать внутри цехов. Исполнительным продюсерам стоило неимоверного труда отыскать подходящий объект, и спустя три месяца напряженных поисков они нашли неработающую электростанцию в Лондоне, на которой и сняли большинство сцен.

съемки чужих на электростанции

Помещения подошли идеально: решетчатые помосты с глубокими пролетами, которые мы увидели в фильме – это самые настоящие элементы электростанции. Камерон был в восторге – все поручни, все ступени, все вокруг было старым, заржавленным, то есть – точь-в-точь таким, каким должно было выглядеть по его задумке. Заодно сэкономили кучу денег на декорациях.

электростанция

Но проблемы были, и немалые. Так, продюсеры были вынуждены потратить большие средства на очистку помещений от асбеста – крайне опасного для здоровья материала, который покрывал тонким слоем буквально каждый квадратный сантиметр заброшенного помещения. Избавление от пыли заняло три недели, над уборкой работало двести пятьдесят человек.  Позднее в процессе съемок ежедневно брались пробы воздуха, чтобы убедиться, что здоровью участников съемочного процесса ничто не угрожает. Попутно выяснилось, что после уборки воздух на импровизированной съемочной площадке стал даже чище, чем в павильонах «Pinewood Studios»!

как снимались чужие

Наконец, за дело взялись декораторы. Во главе с Питером Ламонтом они сумели создать необычайно правдоподобные и практичные интерьеры, которые при этом были совершенно футуристическими. Приходилось идти на множество ухищрений. Так, туалет в квартире Рипли был попросту снят на борту…  авиалайнера Боинг-707 компании «British Airways». Без изменений. Декораторы доработали только коридор, из которого входит героиня.

капсулы для сна

С капсулами гиперсна тоже было непросто: они должны были открываться все одновременно, но установить электромоторы на все было слишком дорого, поэтому создатели просто установили систему зеркал, чтобы имитировать длинный ряд капсул, в то время как электроприводами обладала всего одна. Детали интерьера и несинхронизированность движения вставили с помощью комбинированных съемок, в итоге получилось отлично.

вертолетные двигатели

Шкафчики для одежды в разных помещениях использовались одни и те же, в столовой в стену вставлены списанные промышленные духовки, а в изголовье тех же капсул гиперсна декораторы установили не что иное, как… вертолетные двигатели. Которые после съемок были благополучно возвращены туда, где их взяли – на склад Британских ВВС. Благодаря всем этим хитростям бюджет удалось не перерасходовать сверх меры.

пушка

Футуристическое оружие было собрано декораторами по эскизу Камерона из боевого автомата Томпсона с отпиленным прикладом (в облегченной версии), урезанного помпового ружья и декоративного кожуха. Огромные ручные пулеметы пехотинцев, крепящиеся к поясу, собрали из старых немецких пулеметов MG42 калибра 7,92x57, шарнира «Steadycam» для крепления телекамеры к поясу оператора и рукояток от мотоциклетного руля. Все вооружение выглядело просто поразительно достоверно, как будто это самое настоящее оружие – хотя так оно, по существу, и было.

пистолет

К примеру, немецкий пистолет Heckler & Koch VP-17 попал в фильм вообще без изменений благодаря своим зализанным футуристическим формам. А чего стоил самый настоящий огнемет «M240 Flamethrower», которым сжигали дотла логово Королевы чужих! Команда пожарных постоянно была наготове, и просто поразительно, что все обошлось без серьезных несчастных случаев – внутри павильона при каждом дубле устраивали самый настоящий пожар, создавая костер размером в десятки квадратных метров...

васкез

Временами на съемочной площадке творилось настоящее безумие. Внутри закрытого павильона с недостаточной вентиляцией актеры поливали декорации огнем из настоящих огнеметов, те начинали гореть по всей поверхности, пластик источал ядовитый дым, из-за которого люди начинали задыхаться прямо в кадре.

Билл Пакстон вспоминает: «Во время съемок дубля, когда мы бежали в транспортер, и нас по пятам преследовали Чужие, Дженетт (играла Васкез) упала и схватилась за горло с хрипом: «Я не могу дышать!» Я еще подумал: «Хорошая импровизация!», и только потом до меня дошло, что она по-настоящему задыхалась из-за едкого дыма, которым было пропитано все вокруг. Я понял это, когда у меня самого стало темнеть в глазах от нехватки кислорода – я буквально не мог вздохнуть, мои легкие разрывались. Когда пожарные потушили пластик, я уже почти потерял сознание от дыма». Сцена получилась потрясающая, и никто из актеров так и не пожаловался…

Камерон известен, как режиссер, который полностью подчиняет себе весь съемочный процесс до последних мелочей, поскольку он точно знает, какая картинка должна получиться. Порой ради фильма он готов поступиться многим.

Снимая в Британии, он дополнительно столкнулся с трудностями в работе с английскими специалистами – они относились с огромным уважением к Ридли Скотту, а Камерона порой считали просто «канадским выскочкой» (и даже не смотрели «Терминатора»), искренне полагая, что Джеймс только портит великую франшизу. Тогда еще имя Камерона не гремело по всему миру.

С британцами вообще приходилось нелегко: Камерон привык все на съемочной площадке подчинять процессу создания фильма, в то время как англичане были совсем из другого теста. И когда Джеймс впервые увидел, как прямо посередине съемочного процесса в студию вошла женщина с тележкой, на которой стояли подносы с чашками чая, и все вокруг прервали работу и устроили перерыв, он был в шоке. Он никак не мог понять, как много в Англии означают традиции, и что там «файфоклок» – это святое. Это буквально выводило его из себя!

дик буш

Джеймсу нередко приходилось увольнять людей, которые считали, что имеют право на собственный взгляд на вещи. Так, Камерон уволил оператора Дика Буша – британца, работавшего с Ридли Скоттом над созданием рекламных роликов, и раньше не снимавшего большое кино. Буш наотрез отказался снимать сцены с плохим освещением, в которых на экране почти ничего нельзя было разглядеть. По задумке Камерона, это должно было создать жутковатую атмосферу, Буш же считал это дилетантством, о чем и заявил режиссеру во всеуслышание. Стоит ли говорить, что он был немедленно уволен. На его место пришел Эдриан Биддл, который предусмотрительно держал свои соображения при себе – и благополучно снял фильм до конца.

биддл

Хотя «благополучно» - не совсем правильное слово, если учесть, что как только Биддл приступил к работе, он… едва не погиб из-за несчастного случая!

Это был один из опаснейших моментов за время съемок «Чужих». Транспортер, на котором передвигались пехотинцы, должен был ехать, надвигаясь на камеру, которая стояла на его пути, и затормозить в конце дубля. Но у машины отказали тормоза, и она продолжила движение, врезавшись в камеру, и впечатав ее в стену. Адриан успел отскочить с пути огромной машины, поскольку ее скорость не превышала 15 километров в час, но если бы он замешкался всего на секунду и оказался между транспортером и стеной, у него не было бы шансов выжить…

капрал хикс

Майкл Бьен тоже попал в проект из-за увольнения другого актера – изначально на роль капрала Хикса Камерон взял вовсе не его, а Джеймса Римара, что стало для Бьена почти трагедией. Ему безумно понравился сценарий, и он был обижен на Камерона за то, что ему предпочли другого кандидата – ведь Бьен снимался в главной роли в «Терминаторе» и прекрасно сработался с деспотичным режиссером. Майкл не мог понять, в чем дело… Но в один прекрасный день Камерон отказался от услуг Римара – за то, что актер осмелился возражать режиссеру в разговоре о том, как должен выглядеть и вести себя капрал Хикс. Кстати, увольнение Римара повлекло за собой внеплановую пересъемку уже совершенно готовых и очень дорогостоящих сцен…  В тот же день продюсер Гейл Энн Херд позвонила Бьену, и попросила его «срочно вылететь в Англию». Это было в пятницу вечером. В понедельник утром счастливый Бьен уже вовсю репетировал в обмундировании Хикса…

со стэном уинстоном

«Чужие», без, сомнения, запомнились зрителю своими потрясающими спецэффектами – ничего удивительного, ведь главой команды специалистов снова выступил друг Камерона Стэн Уинстон, тот самый, что создал вместе с ним незабвенного «Терминатора», и тот, кто по-настоящему развернется в работе над «Судным днем» несколько лет спустя. Его независимая студия координировала работу множества мастеров, перед которыми стояла задача сделать нечто экстраординарное, чего до сих пор никто никогда не делал. Впрочем, это для Стэна скорее правило, чем исключение.

«Чужой» Скотта поразил всех образами монстров, Уинстон должен был возвести создание чудовищ на новую ступень. И он сделал это, призвав на помощь все свое мастерство и талант.

зародыш чужого

Прежде всего сделали зародыша Чужого, который вырывается из человеческой груди. В фильме Скотта был такой, но его решили слегка изменить, посчитав его «слишком сглаженным», непохожим на то существо, которым он впоследствии станет.

мальчик

Камерон хотел, чтобы у зародыша были «руки» (в фильме Скотта был только тонкий намек на них). Так что были сделаны два маленьких Чужих, которые и снялись в сцене с мальчиком, обнаруженным солдатами внутри здания.

вторая модель зародыша

Один макет (без внутренних механизмов) использовался для «прорыва» сквозь фальшивое тело (настоящее тело мальчика скрывалось далеко позади, внутри стены). Другой маленький Чужой, сложный и анимированный, был использован для крупного плана, и здесь он выглядит еще более «злым», чем в оригинальном фильме.

как снимались чужие - зародыш чужого

Эмбрион должен был помогать себе «руками» в попытках выбраться – на это требование режиссера мастера потратили две недели, но в итоге кукла повела себя максимально естественно, и именно так, как хотел Камерон. Снято!

Продолжение завтра

Tags: за кадром, закулисье, как делается кино
Subscribe

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments