cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Основа Сценария



ОСНОВА СЦЕНАРИЯ

Любой сценарий начинается с идеи. И чем она интересней, тем больший потенциал содержит ваш будущий сценарий. Но пока этого всего лишь потенциал, который нужно еще уметь раскрыть. Должен предупредить, путь от вашей отличной идеи и до ее реализации в виде сценария довольно длинный и непростой. Однако, не все так плохо, если у вас есть желание и терпение, поскольку я хочу вас вооружить обширным инструментарием, который создан специально для работы над сценариями.

Будем считать, что вы готовы взяться за написание текста объемом в 100 страничек, не уступающего по качеству вашей идее. Вы ведь понимаете, что если вашу идею не реализовать в отлично написанном сценарии, то грош ей цена, несмотря на всю ее гениальность. Как же это сделать? Оказывается, существуют определенные законы драматургии, выраженные в правилах. Эти правила как раз и придуманы для того, чтобы помочь авторам создать качественный сценарий. Знакомясь с правилами, вы должны понимать, что они рассчитаны главным образом на сюжетное, драматургическое (не путайте с жанром «драма»!) кино. Хотя вовсе не лишне применять их по возможности в любых видах и жанрах, включая даже такой некоммерческий жанр, как арт-хаус (авторское кино).

Итак, начали. В основе хорошего сценария лежат несколько основных вещей. В первую очередь это интересная и внятно прописанная история. Другими словами вашу гениальную идею нужно воплотить в увлекательную историю, с интересными героями, интригами, захватывающими событиями и пр. и пр. Вот вам для начала и нужно придумать историю, которая бы в полной мере раскрывала вашу идею. Совсем необязательно писать что-то вроде повести или
даже рассказа, достаточно прописать сюжет на одной – двух страничках. Здесь могут возникнуть первые трудности, и может оказаться, что первоначальная идея не ложится в логику событий, а довольно абстрактна. В этом случае нужно быть очень осторожными: не пытайтесь подгонять логику реального мира под идею. Постарайтесь подогнать идею. Да, она претерпит изменения и, возможно, будет выглядеть не столь привлекательно, как в своем первоначальном виде. Но, поверьте, логика важнее! И, если, идея, несмотря на понесенные потери, все же осталась, можете считать это вашей первой большой победой. Но празднуя, имейте в виду, что в ходе более подробного прописывания истории на поверхность будут всплывать новые проблемы, которые придется снова решать. Надеюсь, мне удалось вас запугать, и вы решили бросить затею написать сценарий? Нет? Хм... Тогда пойдем дальше.

Чтобы вашу идею превратить в историю, вам нужно будет следующее.
Главный герой – протагонист. То есть персонаж, которому в истории уделяется больше всего внимания. У героя должна быть цель, иначе вместо увлекательного сюжета вы получите описание его скучной обыденной жизни. Цель же заставляет героя оторваться от дивана и начать действовать. Целью, к примеру, может быть воплощение мечты, или она может возникнуть в силу сложившихся, часто довольно неприятных обстоятельств.

В связи с этим вопрос: какой из этих вариантов лучше? И почему? Ответы присылайте на форум, в раздел Сценарии, в тему Обсуждения.

Итак, у нас есть герой, у него есть цель, и он начинает ее достигать и достигает. Не очень-то интересно, как считаете? Чего тут не хватает? Оказывается очень простого элемента, точнее элементов – препятствий. Препятствие в драматургии является одним из главных элементов, которые поддерживают интерес зрителя. Нет препятствия – становится скучно. Собственно, драматургические правила, о которых мы здесь говорим, в конечном итоге придуманы именно для того, чтобы ваша история была интересна.

Идем дальше. Давайте подумаем, какого рода препятствия будут наиболее интересны. Оказывается, есть прямая зависимость: чем сложнее препятствие, тем больший интерес оно вызывает. Надеюсь, почему – понятно. Нет? Хорошо. Смотрите. Наш герой идет по лесу и внезапно встречает медведя. Какая на ваш взгляд ситуация будет более напряженной: когда у героя есть ружье или когда нет? Теперь-то понятно? Тогда запомните: напряжение – одна из составляющих зрительского интереса. Старайтесь загонять вашего героя в безвыходные ситуации. И будьте уверены, что в такие моменты зритель ваш. Правда, потом придется, каким-то чудом, героя спасать. Но о методах спасения поговорим позже.

Кроме интереса, вызванного напряженной сценой (читайте: страхом за героя) есть еще один весомый фактор, который придает особый изыск препятствиям. Пояснение начну с простенького примера. Герой спортсмен, бегун, участвующий в состязании по бегу с препятствиями. Он прекрасно подготовлен к завтрашнему соревнованию, и мы можем полагать, что он будет первым. Если б не внезапный грипп с высокой температурой, жаром, ломотой в теле, слабостью и даже головокружением – замечаете, как возрос интерес – переживания за него? Несмотря ни на что герой мужественно выходит на дорожку, а мы в этот момент узнаем, что грипп, вовсе не грипп, а симптомы, вызванные неким химическим
препаратом, который подсыпан герою неким недоброжелателем, которому нужно, чтобы наш герой проиграл! Эта информация о недоброжелателе еще больше повышает градус зрительского интереса. Отсюда можно сделать вывод, что искусственно созданные препятствия интереснее возникающих естественно. Потому что за ними стоит враждебная и разумная ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ.

Значит, нам стоит постараться ввести в нашу историю важное действующее лицо: противника, антагониста, чья роль как раз и будет заключаться в том, чтобы совать палки в колеса нашему герою. Каким должен быть этот антагонист? Во-первых, это должен быть человек или существо обладающее разумом. В грамотных сценариях антагонистом не может быть, к примеру, стихийное бедствие, поскольку это слепая сила. Вы обращали когда-нибудь внимание, что во многих американских фильмах, рассказывающих о стихийных бедствиях, есть некий «плохой» персонаж, которому эта стихия на руку? Именно ему и отводится роль антагониста. К примеру, приведу один старый фильм «Jaws» («Челюсти») (режиссер Стивен Спилберг, авторы сценария Питер Бенчли, Карл Готтлиб, Говард Сэклер). Курортный городок на берегу океана. Летний сезон отпусков. И тут – нападение акул. Герой, шеф местной полиции выясняет, что нападение было не случайным, и что нужно ожидать продолжения. Он идет к мэру островка и говорит, что нужно немедленно закрыть пляж. Но мэр – против этого. То есть в фильме антагонистом становится человек. (Хотя и акула тоже, поскольку, мы вдруг обнаруживаем нечто разумное в ее поведении).

Однако антагонист, который создает препятствия нашему герою из вредности или из-за своего паршивого характера неинтересен. Интересен тот, чьи интересы сталкиваются с интересами героя. И упомянутый мэр оказывается вовсе не просто плохим парнем-садистом, которого радуют новые жертвы, но это человек, который понимает, как трудно придется жителям городка, если вдруг закроют пляжи и туристы начнут уезжать. Однако мы узнаем, что у него есть еще и шкурный интерес, поскольку его поддерживают владельцы отелей и ему нужно защищать интересы их бизнеса. Железная мотивировка! Вот, каким должен быть интересный антагонист.

Если это понятно, садитесь за ваш компьютер и придумывайте персонажа, чьи интересы схлестнутся с интересами героя. И, если такого придумаете, считайте, что ваша история получила очень мощный драматургический потенциал! И не забудьте сделать вашего антагониста априори гораздо сильнее, чем герой... Вы ведь теперь понимаете почему (помните встречу с медведем?). Собственно, можно сказать, что у нас уже есть три самых главных элемента, которые будут двигать вашу историю: герой, его цель и антагонист, чья задача не дать герою достигнуть цели, поскольку это нанесет урон ему самому.

Tags: кинообучение, обучение, сценарий, сценарист
Subscribe

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments