cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Как снимались "Охотники за потерянным ковчегом" Ч2

постер к фильму индиана джонс

Роберт Уоттс, дополнительный продюсер: «Когда заговорили о съемках в Египте, я сразу спросил: там будут кадры со сфинксом и пирамидами на заднем плане? Нет? Тогда зачем нам ехать в Египет?»

съемки в тунисе

Действительно, работа в Египте была бы сопряжена с огромными трудностями, в немалой степени из-за тогдашней криминальной обстановки в этой стране, так что ничего удивительного, что «египетские» страницы сценария экранизировали в … Тунисе. Да, в том самом месте, где Лукас снимал пейзажи Татуина во время съемок «Звездных войн». Каньон, в котором Индиана разговаривает с нацистами, несущими Ковчег – это тот самый каньон, в котором R2D2 был захвачен джавами. Местные жители с изумлением наблюдали новое нашествие белых людей, нагруженных неведомым оборудованием, и мельтешащих как муравьи.

каир

Каир с успехом заменили тунисским городом Кирван, название которого так и переводится - «маленький Каир». Немалой трудностью стало непременное условие создать антураж тридцатых годов – в то время, как выглядевший в основе своей совершенно аутентично, глиняный Кирван 80-х весь щетинился телеантеннами и был увешан проводами электропередач. И у авторов фильма тогда не было компьютеров, которые помогли бы стереть ненужные детали на этапе монтажа! Поэтому съемочной группе приходилось тратить массу времени, сил и средств, чтобы убрать атрибуты современного мира, а после съемок возвращать их на место в целости и сохранности.

антенна

Спилберг: «Мы убрали триста или четыреста антенн для одной только панорамы Каира, но полученный в итоге план стоил всех потраченных усилий!»

И все равно без ляпов не обошлось: чего стоит только юноша в джинсах и футболке, преспокойно вышагивающий на заднем плане в сцене, где Индиана грустит после мнимой смерти Мэрион!

джон рис дэвис

В Каире Индиана и Мэрион встречаются с приятелем археолога Салахом, который работает на раскопках нацистов, ищущих ковчег в египетских песках. Эту важную роль Спилберг отдал Денни Де Вито (и сам актер очень держался за нее), но увы: в 80-м он снимался сразу в двух сериалах, что не оставляло ему ни шанса на вылет в Тунис и участие в съемках «Индианы». Так что в итоге роль Салаха исполнил Джон Рис-Дэвис – британец, с которым Спилберг познакомился уже в Англии, и был покорен его прекрасным чувством юмора.

тунис

Съемки в Тунисе были не просто тяжелыми – изнурительными.

Спилберг: «Все шесть недель съемок в Тунисе мы страшно хотели улететь из этого ада. Там было жарко. Не просто жарко, а мучительно. Температура ни разу не опускалась ниже сорока градусов, а одно время было под пятьдесят. Воздух обжигал, нельзя было даже сделать глубокий вдох… Да еще чертов песок, который постоянно скрипел на зубах – это был настоящий кошмар».

лукас и спилберг

Местная антисанитария стала катастрофой номер два. Половина съемочной группы благополучно слегла с животом после первого же посещения местных ресторанов, где в напитки бармены щедрой рукой сыпали лед из местной воды, кишащей бактериями. Джон Рис-Дэвис и вовсе подхватил холеру, и большую часть времени провел с температурой за 40, в полуобморочном состоянии (в таком виде и снимался). Спилберг избежал проблем  со здоровьем, потому что предусмотрительно питался только едой, привезенной из Англии – он вообще ни разу не съел и не выпил ничего местного. Кстати, Лукас тоже. И у Спилберга с Лукасом были гостиничные номера с кондиционерами – два на всю гостиницу. Все остальные и ночью страдали от невыносимой духоты.

колодец душ

Важнейшим этапом работы стали съемки Колодца Душ, в котором Индиана с Салахом отыскали Ковчег. Это была декорация на студии в Англии, со стенами, покрытыми иероглифами в египетском стиле. Здесь Спилберг позволил себе немного пошутить, предложив поместить на один из барельефов… дроидов из «Звездных войн». Художник Рейнольдс с удовольствием выполнил этот барельеф, и шутники благополучно разместили его в кадре.

барельеф с пасхальным яйцом

R2D2 и C3PO в компании египетских жрецов свежо смотрятся. Один из вариантов этого барельефа хорошо виден на столбе слева от Инди, когда археолог с Салахом поднимают крышку саркофага (см. Easter Egg). Получилось неплохое «пасхальное яйцо» для ценителей творчества Спилберга и Лукаса.

змеи

Самым запоминающимся в этой сцене стала эпопея со змеями. Конечно, они были не ядовитые (совершенно безвредные желтопузики, которых еще называют «безногими ящерицами»), но все-таки они были живые, шипели и шевелились, и по замыслу режиссера, должны были покрывать сплошным слоем все вокруг! Кроме того, они все-таки кусались, и некоторых ассистентов пришлось освобождать от их челюстей.

Но когда две тысячи змей привезли и разложили по полу, Спилберг понял, что нужного эффекта не получается – змей было слишком мало, чтобы закрыть всю обширную площадку. И тогда режиссер огорошил исполнительных продюсеров своим требованием привезти… еще семь тысяч змей вдобавок к тому количеству, которое у них уже имеется!

еще змеи

По-видимому, режиссера вовсе не волновал вопрос – где взять такое количество змей? Но продюсер Фрэнк Маршалл просто сказал: «Есть, сэр», и, в короткое время обыскав всю Европу, нашел три или четыре змеиных питомника, из которых спешно доставили еще несколько тысяч змей, так что спустя неделю съемочная площадка начала напоминать некий оживший кошмар герпетофоба – спутанные клубки словно с головы Медузы Горгоны, издающие непрерывное шипение, толстым слоем покрывали все вокруг!

Лукас: «Может, потому я и не стал экранизировать этот сценарий: сидеть неделю в колодце, наполненном змеями – слишком тяжелое испытание для меня. Когда они снимали змей, меня там не было».

Лукас в это время как раз был занят работой над второй частью «Звездных войн» - «Империя наносит ответный удар».

индиана джонс и кобра

К счастью, у Харрисона Форда не было никаких фобий, связанных со змеями (так же как с крысами, насекомыми и прочим), так что он, в отличие от прочих людей на съемочной площадке, был спокоен как удав.

Для съемок с коброй были предприняты огромные предосторожности: дело в том, что продюсерам так и не удалось отыскать змею с удаленными зубами, в итоге пришлось использовать совершенно здоровую и очень большую королевскую кобру (самый крупный вид из всех кобр), которая спокойно могла убить человека одним своим укусом! Так что во время съемок кадра с Индианой и коброй напротив его лица, актера отделял от опасной рептилии лист стекла (слабые отражения на котором, по утверждению некоторых внимательных зрителей, видны в фильме). Осторожность не кажется излишней: яд этой змеи был смертелен, а в один из моментов она… выплюнула струю яда прямо на стекло! Когда эту злобную тварь наконец увезли, все вздохнули с облегчением.

Со змеями вообще было непросто: так, когда Инди бросал факелы в гущу змей, по сценарию они должны были расползаться от огня. На самом деле они, наоборот, ползли к огню, чтобы погреться. Так что кадр с расползающимися в стороны от огня змеями так и не был снят. Спилберг немало повеселил съемочную группу, гневно отчитывая змей за то, что они «портят ему сцену».

самолет для индианы джонса

Когда герои выбрались из колодца со змеями, они попали прямиком на площадку с самолетом – по сценарию, это должно было быть «летающее крыло» - редкий немецкий самолет, сильно отличавшийся от обычных бомбардировщиков.

рисунок самолета

Когда художник картины Норман Рейнольдс прочел сценарий, он оказался в затруднительном положении: у него не было никаких данных о реальном немецком «летающем крыле», не говоря уже о настоящем самолете, который сохранился разве что в музее. Так что в итоге было решено построить самолет самостоятельно, взяв за основу американский аппарат такого типа, который был спроектирован во время Второй мировой войны, но так и не пошел в серию.

модель самолета

Декораторы воспользовались чертежами этого самолета, любезно предоставленными архивом американских вооруженных сил, и построили в мастерских точную копию необычного летательного аппарата, которая могла ездить на шасси, и имела работающие двигатели, вращающие винты.

под шасси самолета

Во время съемок почти все каскадеры были больны дизентерией, так что роль пилота, к примеру, сыграл исполнительный продюсер Маршалл, а Харрисона Форда вообще никто не подменял, так что он сам снимался во всех сценах с драками. В одной из таких сцен актер случайно попал под колесо самолета, и тот проехал прямо по его левой ноге. Обошлось без переломов (макет был из фанеры, и, несмотря на размеры, весил немного), но с ноги была содрана кожа, началось сильное кровотечение. Посреди тунисской пустыни помощи было ждать неоткуда, так что Форд просто самостоятельно перевязал себе ногу, и таким образом обошелся без врачей. Через пять дней он снова был на съемочной площадке.

грузовик

Следующим шагом была сцена с грузовиком – самая динамичная и одна из самых зрелищных в картине. Режиссеру всегда нравились мчащиеся грузовики, так что еще на этапе сценария он задумал эту сцену как жемчужину всего фильма. Спилбергу (у которого на тот момент не было опыта в постановке трюков такого рода) оказал огромную помощь опытнейший ассистент Майкл Мур, который, можно сказать, выступил здесь вторым режиссером. Сам Спилберг не раз утверждал, что именно благодаря Муру сцена получилась столь вдохновенной и захватывающей.

харрисон форд и его каскадер-двойник

Харрисона Форда в сценах с трюками заменяли несколько каскадеров, которых сам Спилберг называет «одними из лучших каскадеров в истории» - это были Гленн Рэндолл, Терри Леонард, и самый похожий из всех – Ник Армстронг. Они с Харрисоном Фордом вообще выглядели как братья-близнецы, так что зритель и не подозревает, что во многих сценах перед ними вовсе не Форд! В костюме и надвинутой шляпе их почти невозможно было отличить друг от друга.

под колесами грузовика

Армстронг выполнял трюки, в которых было видно его лицо. Но самые опасные сцены были исполнены Терри Леонардом – там, где Индиана пробирается под несущимся грузовиком, а потом грузовик тащит его за собой. Терри уже доводилось выполнять подобный трюк в одном вестерне (там он пробирался под мчащейся повозкой), причем тогда он попал под колеса и чуть не погиб. К счастью, на сей раз трюк был выполнен без неожиданностей, и все прошло гладко.

харрисон форд сам выполняет трюк

В сцене с крупным планом за машиной тащили и самого Харрисона Форда, пошедшего на это с крайней неохотой – правда, гораздо медленнее, чем каскадера. Потом съемку ускорили для создания эффекта большой скорости.

субмарина

С кораблем «Bantu Wind» приключилась забавная история: художник картины Норман Рейнольдс потратил немало времени, чтобы найти нужное судно – ржавое, старое и полностью соответствующее необходимым требованиям. Но перед самой арендой корабля для съемок его владелец неожиданно… покрасил его в веселый бело-голубой цвет! Пришлось спешно сдирать краску.

и снова субмарина

С подводной лодкой, появившейся в одной из сцен, Спилбергу крупно повезло: как раз в это время немецкий режиссер Вольфганг Петерсен (позднее сделавший головокружительную картину в Голливуде) снимал свое кино про подводников «Das Boot», так что Спилберг, подсуетившись, арендовал у немцев субмарину, сэкономив кучу денег.

док

У Петерсена была не только подлодка, но и док для нее, причем настоящий, сохранившийся со времен Второй мировой войны в нетронутом состоянии, и даже с оригинальными надписями времен 40-х. Спилберг и этот док использовал для «Индианы Джонса». Это была большая удача. Если бы пришлось строить подлодку и док самостоятельно, в бюджет Спилберг с Лукасом точно не уложились бы. А так расходы составили даже меньше заявленных 20 миллионов.

concept-art

Довольно дорогостоящей стала знаменитая заключительная сцена, в которой нацисты во главе с Беллоком вскрывают-таки Ковчег, и мистическая сила, вырвавшись оттуда, устраивает локальный Апокалипсис. При написании сценария Спилберг с Лукасом развернулись в этой сцене по полной программе: взрывающиеся головы, летающие призраки, молнии, пронизывающие людей насквозь…

concept-art2

Само собой, тогда друзья не думали, каким образом они смогут воплотить все это на экране – ведь никакой компьютерной графики в 80-м году и в помине не было. Но у Лукаса имелась компания по производству спецэффектов Industrial Light and Magic, недавно основанная им для работы над «Звездными войнами», и с ее помощью в итоге удалось достичь совершенно потрясающего результата: вышла одна из самых впечатляющих сцен мирового кино.

солдаты

На этапе съемок в павильоне нужно было сделать максимально достоверное освещение немецких солдат, пронзенных молниями, чтобы на этапе добавления спецэффектов осталось лишь дорисовать сами молнии. Мастера спецэффектов укрепили на груди и спине каждого солдата светильник на гибкой ножке, который включался самим актером по команде режиссера.

солдаты в индиане джонс

На счет раз-два-три светильники включались один за другим, а солдаты дергались и падали на колени. После добавления молний получилась великолепная сцена, на сто процентов соответствовавшая задумке Спилберга.

призрак

Призраки, вылетающие из Ковчега, снимались под водой, чтобы казалось, будто они парят в пространстве. Замедленная съемка усиливала эффект. В фильме можно заметить палки, прикрепленные к их спинам – ими и двигали кукол.

призрак с черепом

Призрак «Ангела» тоже был снят погруженным в воду, а потом этот кадр объединили со скелетом в саване.

кукла

Отдельной задачей было изображение гибели нацистов и Беллока, стоящих над Ковчегом. У Спилберга с Лукасом для каждого из них была своя идея – так, улыбчивый садист Арнольд Тот должен был буквально «расплавиться» на глазах у зрителя – его лицо должно было стечь вниз с черепа.

процесс изготовления манекена

Для этого пластиковый череп облепили мягкой массой, которая используется зубными техниками для изготовления слепков челюстей пациента при изготовлении зубных протезов, создав точную копию лица кричащего Тота.

манекен в кадре

Потом эту голову поставили под мощные инфракрасные лампы, и стали ее нагревать. Масса начала постепенно плавиться и медленно сползать вниз. Снимая один кадр в секунду, в итоге получили картину, которую мы увидели в фильме: стремительно стекающее с черепа лицо злодея. Идеальный результат.

манекен для полковника дитриха

Полковник Дитрих, по сценарию, должен был «сдуться», так, чтобы его лицо «втянулось внутрь». Для выполнения этой задачи голову Дитриха сделали полой, и в самый ответственный момент откачали из нее воздух.

полковник дитрих

Впечатляющая сцена, ничего не скажешь.

беллок

Со взрывающейся головой Беллока пришлось повозиться, потому что Спилберг не хотел получить для фильма рейтинг жестокости, не позволяющий прийти на него детской аудитории. Так что взрыв бутафорской головы намеренно показан сквозь завесу пламени, чтоб подробности не лезли в глаза.

спецэффекты

После того, как отснятый материал попал в студию Industrial Light and Magic, там добавили рисованных спецэффектов, сделав сцену полностью завершенной.

Первый же показ в кинотеатре произвел настоящий фурор. На такой успех не рассчитывали даже сами создатели – вдохновенный, веселый и захватывающий, фильм стал одним из лучших в жанре, и остается таким до сих пор. Сравниться с ним могли разве что продолжения от тех же самых Спилберга и Лукаса – величайших деятелей мирового кино.

Лукас: «Это один из тех редких случаев, когда все получилось лучше, чем мы ожидали: и сценарий, и сам фильм, и его успех у зрителя. Нечасто такое случается, уж поверьте мне. Обычно выходит как раз наоборот».

Спилберг: «Я не очень-то люблю смотреть свои собственные творения – постоянно кажется, что я мог сделать что-то лучше, и вместо просмотра получается сплошное самоедство. Довольно редко случается так, что я могу смотреть какой-то из своих фильмов, будто я вообще не имею к нему никакого отношения, и просто наслаждаться зрелищем. «Охотники за потерянным Ковчегом» - один из таких фильмов. Я могу пойти на него с детьми, и начисто забыть о том, как все это снималось, и просто смотреть кино глазами обычного зрителя. Даже спустя двадцать пять лет».



Tags: за кадром, закулисье, как делается кино
Subscribe

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments