cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Как снимались "Охотники за потерянным ковчегом" Ч1



Летом 1980-го два друга-волшебника сотворили чарующее зрелище, которое захватило позднее миллионы людей, без остатка завоевало их сердца, и сделалось легендой. Звали этих волшебников Стивен Спилберг и Джордж Лукас, а творение их было первой серией из знаменитого киносериала про приключения археолога Индианы Джонса с Харрисоном Фордом в главной роли. Все были влюблены в то, что делали, и получали от процесса ни с чем не сравнимое удовольствие, временами впадая в натуральную творческую эйфорию. Вот почему «Индиана» так вдохновенен и прост. Некоторые даже считают, что это было гениально.

наброски к сценарию

Джордж Лукас: «История Индианы началась еще до того, как я снял «Звездные войны». Я давно вынашивал идею сделать некую современную сказку, с продолжениями, и параллельно с той самой историей про Джедаев развивал еще и идею об этаком мужественном и веселом археологе, который ездит по всему свету и сталкивается с некими сверхъестественными вещами… Обратите внимание - в каждой серии «Индианы» происходят мистические вещи – это потому, что мистика была одной из основ данного концепта. Как кнут и шляпа».

эскиз к звездным войнам

Тогда, в середине семидесятых, Лукас встретился со своим давним знакомым Филипом Кауфманом, известным сценаристом и режиссером, и рассказал ему о своем замысле про археолога. Филип пришел в восторг, и они вместе с Джорджем на протяжении следующего месяца обдумывали подробности сценария будущего фильма. Филип придумал все эти мистические артефакты, с которыми пришлось иметь дело отважному археологу – в том числе и Ковчег со Скрижалями. Но обстоятельства сложились так, что Лукас обратился сперва к космической теме, и с головой ушел в производство первых «Звездных войн», а Индиана отправился на полку собирать пыль на долгих три года.

индиана джонс - наброски

Стивен Спилберг: «Джордж и я собирались вместе провести отпуск – он намеревался как следует отдохнуть от «Звездных войн», работа над которыми выжала его как лимон. Мы вообще постоянно отдыхаем вместе после крупных проектов в ожидании итогов проката, это у нас традиция. И вот мы полетели на Гавайи, и там, в шезлонгах, ждали, что выйдет из этой его космической сказки. Все знают, что случилось – настоящее стихийное бедствие. Все прямо помешались. В общем, был успех».

харрисон форд

Да уж, успех – не то слово. Джордж мог вдохнуть с облегчением: во-первых, сборы были отличными, во-вторых, он получил новую звезду в виде Харрисона Форда, который здорово прославился, а в-третьих – перед ним открылся широкий простор для творчества. И Лукас хотел сделать кино, как можно более далекое от космической тематики…

Там-то, на Гавайях, вместе со своим другом Спилбергом, Лукас и запустил проект про Индиану. Спилберг вообще-то мечтал снять кино про Джеймса Бонда. Но выслушав Лукаса с этой его идеей про археолога, а также узнав, что у Лукаса есть практически готовый сюжет под названием «Охотники за потерянным ковчегом», он немедленно решил снять этот фильм в качестве режиссера.

зарисовки

Лукас: «Я рассказал Стивену про археолога, как он попадает в одну передрягу за другой, как он дерется свои кнутом, как охотится за артефактами, и тут Стивен говорит – Фантастика! Давай сделаем фильм!»

лукас со своей собакой индиана

Имя «Индиана» Лукас взял у… своей собаки – горячо любимого аляскинского маламута. Которого, кстати, использовал в качестве прототипа Чубакки из «Звездных войн». Потом эту ситуацию – название человека в честь собаки – Лукас со Спилбергом обыграли в третьей части «Индианы». Спилберг тогда, на Гавайях, сказал Лукасу – «Мне не нравится имя Индиана». Лукас ответил – «Окей, а как тебе Индиана Джонс?» И Спилберг сказал – «О, это другое дело». Так и родилось легендарное имя.

касдан

Так что как только Спилберг прилетел с Гавайев, он первым делом позвонил своему хорошему знакомому – 29-летнему сценаристу Лоуренсу Касдану, сценарий которого под названием «Континентальный водораздел» уже был у Спилберга и очень ему понравился, так что Стивен решил, что лучше сценариста для приключенческого кино ему не найти. И вот Спилберг, Лукас и Касдан засели втроем в комнате, включили диктофон, и принялись вовсю фантазировать, придумывая, трюки, разные ситуации, прорабатывая характеры… Все что осталось сделать Касдану спустя три дня – это просто переложить все записанное на пленке на бумагу (сценарий был написан им вручную, безо всяких там печатных машинок). Но вклад Касдана был огромен – именно он придал образу Индианы очарование тридцатых годов, наполнил сюжет прекрасным юмором, заставил историю заиграть новыми красками. Несомненно, что без Касдана "Индиана" не стал бы тем, чем стал.

эскизы к фильму

Когда Лукас начал продвигать свой фильм, он столкнулся с трудностями: все студии отвергали проект. И немудрено: в сценарии было столько наворотов – все эти затерянные в джунглях храмы, масштабные раскопки в пустыне, новаторские спецэффекты... Никто просто не верил, что это можно снять за обещанные Лукасом 20 миллионов! Все продюсеры были совершенно уверены, что произойдет большой перерасход средств.

эскизы

«Они прямо так и говорили: мы тебе не верим. Это невозможно. Снять это за двадцать миллионов можно только в виде телешоу с дешевыми трюками».

Но Джордж был не из тех, кто легко отступает. Трудностей он не боялся, а кроме того, нельзя забывать о том, что он, как-никак, был автором «Звездных войн», которые на то время были самым кассовым фильмом в истории. Так что в итоге кинокомпания «Paramount» согласилась-таки сделать кино про археолога, и проекту был дан зеленый свет. В 1980-м работа закипела вовсю.

селлек

Интересно, что Харрисон Форд вовсе не был фаворитом Лукаса при выборе актера на главную роль. Ведь Лукас снимал его и в «Американских граффити», и в «Звездных войнах», он прямо говорил: «Я не хочу, чтобы этот парень был во всех фильмах, которые я делаю!» Спилберг с Лукасом прослушивали десятки кандидатов на роль Индианы – Тим Мэтисон (уже игравший у Спилберга в «1941»), Питер Койот (позднее попавший в «Инопланетянина»), звезда телесериалов Том Селлек – все они могли стать доктором Джонсом. Особенно близко подошел Селлек – и Лукас, и особенно Спилберг считали его прекрасным актером, да и типаж у него был что надо. Но в последний момент люди с телеканала CBS буквально вырвали Тома из лап Спилберга, заняв его в сериале «Частный детектив Магнум», который в те годы был одним из самых популярных на  американском телевидении… Так Спилберг и Лукас остались ни с чем. И тогда Спилберг сказал: «Ну что ж, давай позовем Харрисона».

форд

Вот так, по остаточному принципу, Индиана Джонс и получил свой образ, который сделал Форда настоящим культовым актером… Харрисон Форд познакомился со Спилбергом (которого раньше в глаза не видел), прочитал сценарий, и остался в полном восторге и от сценария и от самого Спилберга. Они стали друзьями, на съемочной площадке взаимопонимание у них было просто феноменальное, они понимали друг друга с полуслова. Но Форд с некоторой неохотой согласился на всю трилогию – можно сказать, под давлением. Все-таки тогда еще никто точно не знал, что в итоге получится.

карен аллен

Главная героиня – возлюбленная Индианы по имени Мэрион, была названа сценаристом Касданом по имени… бабушки его жены. По задумке Спилберга, она должна была быть такой же авантюристкой и смелой искательницей приключений, как и сам Индиана, и режиссер сразу остановился на кандидатуре актрисы Карен Аллен – никого лучше подыскать было просто невозможно.

с карен аллен

Спилберг: «Карен была безоговорочной фавориткой на роль Мэрион, потому что в ней была сила и бунтарский дух, и она напоминала мне женщин тридцатых годов. Что-то от Эйрин Данн, немного Кэрол Ломбард – она была идеальна».

съемки индианы джонса

У Карен и в жизни был нешуточный темперамент, так что Форду немало от нее досталось – особенно в сцене в непальском баре, где Мэрион дает по физиономии Индиане, неожиданно вернувшемуся после нескольких лет разлуки. Во время съемок сцены бедному Форду два или три раза по-настоящему попало по челюсти (один из этих дублей и вошел в фильм). Все по-честному!

декорации к фильму

Это был первый фильм Спилберга, снятый в Британии. Сначала Стивен хотел работать с крупнейшей студией «Pinewood» (на которой пятью годами позже Камерон снимет своих гениальных «Чужих»), но Лукас уговорил его обратиться к людям, с которыми он работал при съемках «Звездных войн» - на студию «Elstree». Спилберг осмотрел рабочие павильоны, и поразился их размерам - они были еще масштабнее, чем голливудские. В Англии Спилберг стал работать вместе с художником Норманом Рейнольдсом, автором стиля «Звездных войн». Настоящий талант многогранен: «Индиана» не имел с «Войнами» ничего общего, но отточенный стиль 30-х годов, соблюденный в мельчайших деталях, был не менее совершенным, чем космический антураж фантастической саги.

работа с миниатюрами

Перед началом съемок мастера соорудили этакие диарамы – масштабные копии еще не существующих локаций, на которых режиссер мог отработать углы съемок и составить четкий план действий. На некоторых макетах было до двух тысяч маленьких фигур!

джонс

Тем временем Харрисон Форд учился обращаться с кнутом, который взял в руки первый раз в жизни – это была одна из важнейших деталей имиджа археолога, такая же, как его знаменитая шляпа. На протяжении двух недель ежедневных тренировок он учился сбивать со столбов консервные банки, и под конец достиг такого мастерства, что был способен потушить сигарету во рту стоящего перед ним человека кончиком кнута, ничуть не задев лицо! Потом пришел черед костюмеров: совместно с Деборой Надулмен Харрисон создал максимально убедительный образ – его кожаную куртку интенсивно старили металлическими щетками и царапали ножом. Шляпе тоже досталось: костюмеры и сам Форд неоднократно садились на нее и всячески мяли, пока она, наконец, не пробрела аутентичный потрепанный вид.

альфред молина

Фильм интересен еще и тем, что это был актерский дебют Альфреда Молины, впоследствии ставшего звездой. Тогда, в 27 лет, он впервые оказался перед камерой, и надо же такому случиться, что в одном из самых прославленных фильмов и у одного из лучших режиссеров! Эпизодическая роль предателя Сатипо, с которым в начале фильма Индиана проникает за сокровищем в заброшенный храм, дала начало успешной карьере Альфреда. Спилберг не преминул обвешать дебютанта тарантулами, которых Молина боялся до потери пульса…

идол

Идол в пещере был срисован со знаменитой инкской богини плодородия, но несколько доработан художником Рейнольдсом с учетом требований режиссера. Он выступил в качестве этакого собирательного образа древних золотых идолов, как самый узнаваемый типаж.

пещера

Еще на гавайском пляже Спилбергом была придумана знаменитая сцена, в которой Индиану преследует по пятам гигантский каменный шар, и едва не расплющивает его. От идеи сделать сцену помощи комбинированных съемок отказались в пользу решения выполнить шар в натуральную величину. Проблема была в том, что его диаметр превышал три метра – будь он каменным - весил бы больше пятидесяти тонн! Даже сделанный из стеклоткани, он весил сотни килограммов, и вполне мог нанести травмы актеру – точнее, каскадеру, потому что в этой сцене Форда подменял дублер. Примечательно, что Спилберг хотел сделать этот шар еще больше – порядка шести метров в диаметре, но в этом случае стеклоткань просто развалилась бы под своим весом. Но и с трехметровым шаром получилось более чем впечатляюще.

съемки открытого огня

Одной из опаснейших сцен в фильме стал эпизод с дракой с нацистами в пылающем баре– а все из-за огня. Дело в том, что для Спилберга было крайне важно снять не просто языки пламени из горелки на заднем плане, а самые настоящие пылающие балки и перекрытия. Огонь был настолько близко к участникам съемочного процесса, что у многих сильным жаром оказались опалены ресницы и волосы (не обошлось и без легких ожогов). На заднем плане полыхал настоящий пожар, который стоявшие наготове пожарные и техники с огнетушителями немедленно кидались тушить спустя мгновение после команды «Снято!» При этом невозможно было делать большое количество дублей – спустя два-три дубля декорации обугливались, и приходили в полную негодность. По воспоминаниям присутствовавших, было страшно и весело одновременно.

огонь

Съемки осложнялись еще и тем, что в этой самой студии незадолго до съемок «Индианы» уже был настоящий пожар, так что на площадке постоянно присутствовал специалист, строго следивший за соблюдением техники безопасности – нелегкая работа, когда снимают обширный открытый огонь!

продолжение завтра



Tags: за кадром, закулисье, как делается кино
Subscribe

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments