cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Как снимался фильм "Начало" ч1.

Фильм «Начало», вышедший на экраны летом 2010 года, произвел своим появлением фурор, собрав неимоверную сумму в 825 миллионов долларов, и побив все рекорды продаж DVD. Для многих он стал откровением. Никогда зритель еще не видел столь навороченного сюжета в столь блестящем воплощении. «Начало» - один из лучших фильмов не только 21 века, но и всех времен. Его автор – один из лучших современных режиссеров Кристофер Нолан.

как снимался фильм начало

Нолан: «Я начал работать над этим проектом еще десять лет назад. Меня очень интересовала идея сделать фильм о СНАХ. И самое главное – о взаимоотношении двух жизней по ТУ и по ЭТУ сторону сна. Суть сна состоит в том, что все происходящее в нем создается не чем иным, как нашим разумом. Для режиссера это идеальный мир, лучший из всех возможных.»

Эмма Томас, продюсер: «Сценарий был написан еще в 2000-м. Каждые два года, после завершения работы над очередным фильмом, мы с Кристофером возвращались к этому сценарию, выкидывали одно, вставляли другое, удлиняли, укорачивали, придумывали что-то новое… Сначала Кристофер задумал фильм не таким масштабным, гораздо проще. Но потом вселенная снов разрослась, и мы решили воплотить все в полном объеме.»

изменение города, начало


Нолан написал сценарий этого фильма, основываясь во многом на собственном опыте, стараясь уловить момент, когда человек не знает, спит он или бодрствует, оценить реальность этого момента и возможность воплотить его на экране. Это была тщательная, вдумчивая работа. Отсюда сценарные ходы: смерть во сне, которая означает пробуждение, состояние падения, необходимое для того, чтобы проснуться – многие люди испытывали эти ощущения в своих собственных снах, для многих они могли показаться знакомыми. Это должно было создать эффект вовлеченности зрителя в события, происходящие на экране – фильм заставлял людей бессознательно отождествлять свои собственные ощущения во время сна с ощущениями героев. Вот почему он так затягивает, буквально гипнотизирует.

ди каприо в фильме начало

Леонардо Ди Каприо: «Кристофер рассказал мне о своей идее – воплотить все эти слои снов, один в другом. Тогда я сказал ему: если все эти реальности настолько реальны для героя, мы должны зарядить их эмоциями, чтобы каждая сцена несла в себе серьезный эмоциональный заряд. Мы много размышляли вместе над тем, каким образом подать наши идеи, как донести их до людей наилучшим образом. Полученный результат пришел не случайно – это был плод кропотливого труда.»

«Начало» должно было раскрыть потенциал человеческого разума в возможностях создания воображаемых миров. В этом была главная, захватывающая идея. И ее реализовали с поразительной тщательностью и профессионализмом.

эскиз к фильму начало

Съемки решено было начать со вступительной сцены в зале, где Кобб встречается с Саито. По сценарию, это было место, выполненное в типично японском стиле, так что художник картины Гай Хендрикс Диас создал около сотни набросков различных вариантов интерьера, среди которых Нолану больше всего понравился этот эскиз – с сотнями японских фонариков, подвешенных под потолком. В дизайне, взятом прямиком из старины (15-16 вв), и переработанном с учетом современных реалий, было именно то, что хотел воссоздать на экране режиссер – ощущение странного места, места вне жизни и вне времени. Тогда же был утвержден и эскиз зала с лестницами, в который должна была хлынуть вода.

фильм начало - эскиз

Перед мастерами по спецэффектам встала первая непростая задача среди длинного ряда задач, над которыми Нолан заставил мастеров как следует поломать голову при создании фильма. Дело в том, что по ходу действия, описанного в сценарии, должно было происходить землетрясение, в результате которого зал должен был частично разрушаться прямо на глазах. Обычно для создания этого эффекта съемочную площадку помещают для имитации землетрясения на платформу, которую приводят в движение гидроцилиндры. Но в данном случае размер площадки просто не позволял это сделать – она была слишком большой.

Нолан: «Чрезвычайно важным для меня было отказаться от компьютерной графики во всех сценах, кроме тех, где ее использование было действительно необходимо. Чрезмерное увлечение компьютерными спецэффектами уменьшает ощущение реализма, а в этом фильме реализм должен был быть абсолютным.»

землетрясение - кадр из фильма начало

Тогда решено было приводить в движение лишь отдельные части съемочной площадки, и при этом определенным образом трясти камеру, так, чтобы в итоге у зрителя создавалось впечатление, что вибрирует вся конструкция здания. К примеру, потолок с фонарями двигался отдельно от всей комнаты, при этом фонари раскачивались синхронно, и создавалось полное впечатление настоящего землетрясения.

землетрясение в фильме начало

Имитация колебаний земли в большом зале была сделана при помощи разрушения окружения, в то время, как само помещение оставалось абсолютно неподвижным. В сцене, где Кобб бежит по залу, который на глазах рассыпается от подземных толчков, колебалась только камера, а все разрушения вокруг производились искусственно: к элементам интерьера было привязано несколько десятков тонких тросиков, за которые дергали в момент съемки. Так заставляли раскачиваться плафоны под потолком, так заставляли падать вазы. А из-под потолка ассистенты обрушивали вниз целые горы пыли и мусора, и бутафорские деревянные балки.

Эту сцену репетировали с каскадером дважды, два раза устраивая в зале полный хаос и восстанавливая заново. Третий раз – парадный – через зал бежал сам ДиКаприо.

эскиз с водой для фильма

После завершения сцены с землетрясением перед мастерами встала новая задача – зрелищно затопить зал, когда Кобба пытаются разбудить, погрузив его в ванну с водой. По задумке Нолана, вода с огромной силой должна была хлынуть сквозь окна под потолком…

контейнер - процесс съемок

Первая идея была – разместить там огромные герметичные контейнеры с водой, и последовательно открыть у них стенки. Но испытания показали, что такой гигантский объем воды, одновременно хлынувший в зал, создаст очень большую опасность для Леонардо, который должен был находиться в кадре в этот момент. От идеи с контейнерами пришлось отказаться.

как снимался фильм начало

Было найдено другое решение – столь же изящное и простое, сколь безопасное. Струи воды, бьющие через окна зала, были получены при помощи емкостей со сжатым воздухом, который смешивался с водой, и подавался под давлением в нужном направлении. В результате получалась объемная масса воды, вес который был в несколько раз меньше, чем при сплошном потоке. Эта рассеянная вода уже не представляла для ДиКаприо никакой опасности.

леонардо дикаприо

Примечательно, что благодаря развитию технологий режиссер все чаще и чаще помещает в кадре при исполнении трюков самого исполнителя главной роли, а не его дублеров, поскольку трюки стали безопасны, как никогда. Поэтому в фильме «Начало» в кадре преимущественно находится сам ДиКаприо, а не его дублер. То же касается и всех остальных актеров. Это дополнительно работает на атмосферу полного реализма происходящего на экране.

эскиз из фильма начало

Потом пришел черед очень ответственной сцены, в которой Кобб и Ариадна сидят в уличном кафе недалеко от Эйфелевой башни, когда  мир вокруг них начинает буквально разлетаться на куски. Нолан придумал эту сцену, чтобы показать опасность потери стабильности в мире снов. Многие думают, что вся сцена была целиком нарисована на компьютере. Это не так. Уже упомянутое стремление к полной реалистичности заставило режиссера искать любые возможные пути для того, чтобы воссоздать на экране как можно больше событий, не прибегая к анимации.

взрыв

Дело осложнялось тем, что съемки велись на реальных улицах в центре Парижа. Власти города пошли на то, чтобы перекрыть по ним движение на несколько часов, но они точно не согласились бы на взрывы и пиротехнику. Кроме того, взрыв не позволил бы людям на улице сидеть абсолютно неподвижно, как это требовалось по сценарию. Это было полностью исключено. Нужно было искать другой способ.

тест взрыва в фильме начало

И способ нашли: весь мусор и мелкие обломки, фрукты, бумагу и прочее на улицу выталкивал мощный поток воздуха из больших баллонов под давлением, автомобили и мотоциклы дергали за тросы (которые потом убрали с помощью компьютера) – словом, эта поразительная сцена вовсе не была нарисована – она была снята по-настоящему. Были проведены десятки тестов в закрытом павильоне, во время которых определяли, какое давление воздуха и на какой площади нужно создавать, не выбьют ли обломки стекла в окружающих домах (в первоначальном варианте поток был столь мощным, что летящие обломки действительно могли выбить стекла). Наконец, остановились на оптимальном варианте.

и снова взрыв

И вновь безопасность была на таком уровне, что режиссер со спокойным сердцем посадил в самый эпицентр лично ДиКаприо вместе с Эллен Пейдж – каскадеры не понадобились. Актеры сидели в тщательно рассчитанной «зоне безопасности», куда не долетал ни один обломок.

как снимаются фильмы

Сцены реальных разрушений на стадии пост-продакшн дополнили тщательно сделанными компьютерными спецэффектами – в частности, нарисовали, как обломки разлетаются на еще более мелкие фрагменты. Так что в сцене фильма примерно треть обломков – настоящие, а две трети – нарисованные. Нет никаких сомнений в том, что если бы вся сцена была нарисованной на компьютере, она не получилась бы и наполовину столь убедительной.

рисунок эшера

Нолан: «Я изучал удивительные рисунки художника Эшера, на которых изображены эти странные иллюзии – лестницы, приводящие к собственному началу, стены,  пол и потолок, внезапно меняющиеся местами. В этих рисунках была некая иллюзорность предметов, кажущихся абсолютно реальными. Это было именно то, что мне нужно, чтобы показать, что не всегда то, что кажется настоящим – на самом деле настоящее. Мне нужно было воссоздать иллюзии Эшера в реальном мире.»

макет лестницы для фильма начало

Было решено создать иллюзию «бесконечной лестницы». До сих пор такого еще никто не делал в подобном масштабе – существовали лишь небольшие модели. Было сделано несколько макетов лестниц, которые при определенном расположении наблюдателя могли бы создать тот же эффект бесконечной лестницы, который создавали рисунки Эшера.

лестница эшера

Внезапно выяснилось, что это чрезвычайно трудная задача! На маленьких моделях эффект получался убедительным, но стоило построить эту лестницу в натуральную величину, как моментально начинал проявляться ее истинный объем, вполне соответствовавший законам геометрии, и это было заметно с любой точки.

лестница эшера на компьютере

Тогда разработали компьютерный макет этой лестницы в трех измерениях, и тщательно проработали размер и конфигурацию конструкции буквально до миллиметра. На той же модели с очень большой точностью определили расположение камеры и ее движение, которое позволило бы добиться наибольшего эффекта возникновения и рассеивания иллюзии. Новейшие технологии, позволяющие задать механизмам крана с камерой координаты, полученные на трехмерной математической модели, помогли авторам не двигаться путем проб и ошибок, как в старые добрые времена, а сразу действовать наверняка.

лестница эшера в фильме начало

Благодаря точным расчетам удалось добиться «эффекта Эшера» в реальном мире – и вот уже Артур и Ариадна идут по странной лестнице, все ступени которой ведут вверх, но мистическим образом приводят в то же самое место, откуда начинается подъем. Оптическая иллюзия получилась безупречной.

Следующим этапом работы стало изготовление впечатляющей сцены с локомотивом, который несется посередине улицы безо всяких рельсов, расталкивая автомобили.

поезд в одном из слоев сна

Нолан: «Я раздумывал над тем, как показать опасность хаоса в иллюзорном мире, когда что-то начинает идти не по правилам – как если бы камень, который вы отпускаете, не падал на пол, а взмывал к потолку. Тогда мне пришла в голову идея грузового локомотива с вагонами, мчащегося прямо посередине проезжей части. Этот образ показался мне пугающим…»

Поезд получился до жути натуральным. Как это было сделано?

грузовик

Конечно, локомотив не настоящий, и рельсы не стерты компьютером. Хотя такая идея была! Но из-за колоссальной массы и неповоротливости настоящего локомотива от этой идеи отказались практически сразу же – это было бы слишком опасно, поскольку реальный поезд способен превратить машины в железный фарш, а в них должны были сидеть люди. Поэтому поезд просто сымитировали. На самом деле это переделанный грузовик.

макет поезда, фильм начало

Сперва в качестве «донора» хотели использовать автобус, но он был слишком большим для этой цели. Гораздо лучше подошел седельный тягач. У него удлинили раму, после чего построили на ней корпус локомотива из фанеры. Нижние элементы – имитация тележек с подвеской – были сделаны из фибергласса, причем слепки этих деталей сделали с частей реального поезда, так что вся текстура была полностью повторена и на сто процентов соответствовала оригиналу.

передняя часть поезда

Конструкция получалась довольно легкой и хрупкой, а ведь по сценарию поезд должен был расталкивать автомобили. Фанера бы просто рассыпалась при ударах, поэтому переднюю часть «поезда» сделали из толстого металла – ушло примерно полторы тонны железа, чтобы передок локомотива стал достаточно прочным, и не деформировался во время столкновений с автомобилями.

следы поезда

Финальным штрихом стали следы, продавленные поездом в асфальте, добавленные на стадии пост-продакшн. Итогом кропотливого труда стала сногсшибательная сцена неожиданного и ошеломляющего появления поезда на городской улице. Поезд в кадре всего несколько секунд, но они стоили затраченных усилий. «Этого не было в плане!..»

перестрелка в фильме начало
продолжение вечером


Tags: за кадром, закулисье, как делается кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments