cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Сестры по разуму: Почему у российского телевидения появилась потребность в глуповатых телеведущих



Появление на телевидении смешливых дурочек с эффектной грудью и наивным взглядом на жизнь взбудоражило общественность, но все без исключения на них смотрели, обеспечивая программам рейтинги. Откуда взялась у российского ТВ потребность в «глупышках» и долго ли нам еще на них любоваться, попытался разобраться THR.

Михаил Михайлович Жванецкий как-то сказал, что женщины бывают «прелесть, какими дурочками» и «ужас, какими дурами», и он, конечно, предпочитает первых. Казалось, было бы странно, если бы наоборот. Но судя по популярности различных телепрограмм и отдельных роликов в Интернете, ничто не может соперничать с визуальными подтверждениями непроходимой тупости отдельных представительниц прекрасного пола.

Стоит только посмотреть на количество просмотров, которое набирают заснятые на мобильный телефон мучения очередной горе-автомобилистки, пытающейся припарковать свою машину. Или взять отдельные выпуски телепередач типа первоканальской «Давай поженимся», где широко известная в узких кругах Карина-Барби сражалась за сомнительного жениха с обладательницей поистине чудовищных по размеру силиконовых губ.

Героями шоу «Елена из полипропилена» становились и звезды, и самые обычные люди. По словам продюсера, это был уникальный «сплав комедии и журналистики».

Были даже отдельные программы, построенные на неприкрытой насмешке над глупостью приглашенных девиц — например, российская «БезУмно красивые» (игровое шоу на «МузТВ») и ее украинский аналог «Женская логика». Последняя породила один из хитов Рунета — ролик, в котором две девушки рассуждают о том, кто такой голкипер.

И все же это были лишь первые отголоски зарождающегося тренда, который по-настоящему сформировался лишь тогда, когда прошлым летом на канале НТВ в эфир вышла передача «Луч Света», вести которую пригласили 19-летнюю Светлану Курицыну из Иваново.

Формат программы «Луч Света» столь же бесхитростен, как и его ведущая — Света ходит по столичным тусовкам и задает отечественным знаменитостям более чем банальные вопросы: «А что вы здесь делаете?» или «В чем секрет вашего успеха?»…

В принципе, ничего достойного отдельного упоминания «Луч Света» из себя не представляет, однако первый же его выпуск, согласно данным TNS Россия, захватил 14% зрительской аудитории страны, что превзошло рейтинги КВН, Comedy Club и «Кто хочет стать миллионером?». Юная пухлощекая ведущая с характерным среднерусским говорком и неграмотной речью отчего–то сильно взбудоражила общественное сознание.



Восхождение Курицыной началось в декабре 2011 года. Ролик с ней, случайно снятый в московском метро, буквально порвал Рунет: полутораминутное видео было просмотрено более 2,5 млн раз, а ее перлы («Мы стали более лучше одеваться», «Засеивать больше земель — овощи, там, рожь…») стали крылатыми.

Вскоре НТВ–шники предложили Курициной работу, сделав ставку на ее внезапную популярность и провинциальную незамутненность: по словам генерального директора НТВ Владимира Кулистикова, ему захотелось «столкнуть два образа жизни — столичный и региональный». Однако, если это и правда, то явно не вся, поскольку даже невооруженным взглядом видно, что дело тут не столько в провинциальности Светы (то есть, судя по всему, наивности и детской непосредственности), сколько в ее неиспорченности интеллектом.

Есть такая поговорка: «Вечно смотреть можно на три вещи — как горит огонь, как бежит вода и как работают другие люди». Поговорка старая и в современном мире буквально требует корректив. Так что, как минимум, ее можно подправить так: «…как работают или тупят другие люди». И чтобы разобраться в причинах того, что тысячи, если не миллионы людей, с нескрываемым удовольствием смотрят, как симпатичная девушка несет околесицу, не нужно быть психологом. Ведь проще всего почувствовать собственную значимость, убедившись в том, что есть на свете люди намного глупее (как вариант, уродливее или просто хуже) тебя.

А в нашем конкурентном мире многим это просто необходимо. Особенно, когда с экрана вещают либо очень умные, как Владимир Познер, либо красивые, как Оксана Федорова, либо смешные, как Сергей Светлаков.

© @AllaMikheeva

Откровенная фотосессия в мужском журнале сделала из Аллы Михеевой звезду. Но даже в интервью она не сняла маску и продолжала играть все ту же роль.

© @sveta_kuritsina

Света из Иванова ищет себя в самых разных областях шоу-бизнеса: снимается в клипах и поет песни.

Света из Иванова не очень красива и совсем не умна. Она проста и понятна, как соседка по подъезду. Речь ее неграмотна, реплики бестолковы — чувство собственного превосходства большой и теплой волной накрывает каждого смотрящего на нее.

Беда в том, что на этом ее достоинства заканчиваются: она явно не справляется с предполагаемой ролью обличительницы пороков отечественного шоу-бизнеса. К тому же использовать имидж дурехи невозможно вечно. Он быстро приедается, да и сама Света меняется. Попав из глухой провинции в столицу, она медленно, но верно теряет прежнюю непосредственность, начинает стесняться собственной безграмотности, растрачивает то, ради чего ее собственно и взяли на ТВ.

А как обстоит дело с теми проектами, в которых глупость героини — лишь маска? Еще в 2011 году на MTV шла передача «Елена из полипропилена» о похождениях простушки из Казани в Москве. Главную роль в шоу исполняла фотомодель Елена Шоронина. Она работала в жанре stand-up comedy не со сцены, а на улицах города, в магазинах, офисах: искала себе работу или жениха–олигарха.

В подобном стиле давно и успешно работает, к примеру, британский комик Саша Барон Коэн, который то притворяется казахстанским корреспондентом Боратом, то австрийским фэшн-тележурналистом Бруно. Но если Коэн за свои провокационные сатирические фильмы был удостоен «Золотого глобуса» и даже номинировался на «Оскар», то отечественная «Елена» звезд с неба не хватала. В эфире она продержалась всего два сезона — низкие рейтинги и негативные отклики телезрителей вынудили руководство закрыть программу.

Самый яркий и успешный пример такого проекта — «Острый репортаж» Аллы Михеевой в программе Первого канала «Вечерний Ургант». По смыслу это та же Света из Иванова, пусть и куда более «глянцевая»: Аллочка Михеева старательно косит под дурочку, очаровательно хлопает ресничками и задает идиотские вопросы. Причем большинство зрителей верят в эту историю, искренне удивляясь, каким же ветром занесло на Первый канал столь бестолковое создание.



На самом деле девушка — профессионально разыгрывает публику. Она окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства и работает в музыкально–драматическом театре «БУФФ». Киноработ у Михеевой всего две, и те крошечные: в 2010 году она дебютировала в артхаусном фильме «Золотое сечение» с Алексеем Серебряковым, а в 2012-м сыграла второстепенную роль в криминальном сериале «Чужой район». Создателям ее образа только на руку такая небогатая фильмография — вряд ли примелькавшаяся актриса смогла бы играть подобную роль столь же убедительно.

Впрочем, Алле только 24 года, и в ее артистической карьере вполне еще может случиться что-нибудь большое и значительное, если, конечно, она не застрянет навечно в «Вечернем Урганте». Ведь есть у ярких, гротескных образов одна нехорошая особенность — они прирастают к актерам намертво. К примеру, так вышло с Анастасией Заворотнюк, актрисой МХАТа — стоило ей появиться в эксцентричном ситкоме «Моя прекрасная няня», как эта маска приклеилась к ней навсегда.

Как бы ни спорили телеаналитики, говоря о новом тренде, в одном они сходятся: появление таких спорных «персонажей» — явный показатель кризиса телевидения как такового и всеобщей потери льинтереса к нему. Точнее того, что каналы решаются на самые крайние меры, пытаясь удержать аудиторию, а значит и рекламодателя.

Девочки-дурочки стали всего лишь очередным витком стратегии эпатажа и провокации — она действительно дает мощный и мгновенный эффект, но он довольно быстро улетучивается, если история не получает должного развития.

Нет сомнений, что в скором времени Света из Иванова, и Аллочка Михеева покинут эфир — передачу первой уже передвинули с праймового вечернего времени на 23:10, вторую пока поддерживает на плаву сидящий рядом Иван Ургант, но хватит ли его надолго? Ведь кроме того, чтобы одним своим видом подогревать чувство превосходства у обывателей, девочкам больше сказать нечего… Или не полагается по образу.

отсель

Tags: телеведущая, телевидение
Subscribe

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments