cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Как европейские страны противостоят голливудскому натиску

Как европейские страны противостоят голливудскому натиску

Российские законодатели активно обсуждают введение квоты на показ российских фильмов. Какие меры принимаются европейскими странами для защиты национальных кинематографий — в статье CINEMOTION

ФРАНЦИЯ

Французская киноиндустрия является одной из самых эффек­тивных в борьбе с голливудской экспансией. Если посмотреть на еженедельных лидеров по сборам в прокате, то там обычно оказы­ваются две или даже три картины национального производства.

По словам Жоэля Шапрона, вице-директора Unifrance по восточно-европейским странам, после Второй мировой войны американ­цы хотели захватить все сферы французского рынка, в том числе и кино, и поэтому Франция была вынуждена ввести квоты, но не по количеству фильмов, а по коли­честву экранного времени. Три недели в квартале были зарезер­вированы под французское кино, потом они продлились до пяти– шести недель, но через четыре года эти ограничения были сняты. С 1950 года во Франции больше нет квот, потому что система стро­ится на поддержке националь­ного кинематографа. Например, если дирекция кинотеатра хочет показывать редкие фильмы, то поддержку окажет Министерство культуры и CNC (Национальный центр кинематографии), если арт­хаусное кино — Ассоциация артха­усных кинотеатров.

Господдержка французского ки­нематографа строится на прави­ле: за кино должен платить тот, кто его смотрит. Реализация этого правила происходит с помощью введения налога на каждый билет, купленный в кинотеатре. В 2013 году процент налога составлял 11%. Все деньги поступают в Наци­ональный центр кинематографии. И именно из этих денег выдают­ся гранты и дотации молодым режиссерам для съемок фильмов. Подобная система позволяет выпу­скать около 200 фильмов в год.

Также программа по защите на­ционального языка и культуры ежегодно устанавливает процент­ное соотношение национальных и зарубежных фильмов на государ­ственных телеканалах.

ГЕРМАНИЯ

В Германии также не существует квот на показ немецких филь­мов в прокате. По словам Симо­ны Бауман, главного эксперта ассоциации по продвижению национальной кинематографии German Films в Восточной Европе, немецкие кинотеатры не имеют никаких преференций для нацио­нального кино. Они выбирают то, что считают выгодным, и един­ственный критерий — это про­дажа билетов. Поэтому немецкий кинематограф может противосто­ять Голливуду только собственны­ми силами, то есть качественным продуктом, на который будут хо­дить в кинотеатр.

В Германии в год производится ежегодно 150–160 картин, но в прокат выпускается 80–90. В кон­це 90-х — начале 2000-х годов доля немецких фильмов составляла в кинотеатрах около 7–9%, сейчас составляет 25% в хорошие годы и 20% в неудачные. В Германии есть свои блокбастеры, успешные ком­мерческие фильмы, также много хорошего арт-хаусного кино. Не­мецкое кино отстаивает свое ме­сто на национальном кинорынке самостоятельно, и даже без особой поддержки государство держит довольно высокую планку. Здесь есть хорошая система фондов: национальные и региональные фонды, которые поддержива­ют прокат немецких кинофиль­мов. Когда прокатчик выпускает фильм, он может обратиться к фондам, чтобы они поддержали его прокат.

ИТАЛИЯ

Доля национальных фильмов в прокате Италии уже 3 года не опу­скается ниже отметки 26%. Правда, когда-то доля национального про­ката в Италии составляла 60-70%. В 1960-70х годах Италия показывала лучшие в Европе результаты бокс- офиса национального проката, при этом итальянские фильмы также становились лидерами в других странах, включая США.

В 2011 году доля национального проката составляла 37,6%, в 2012 годы она снизилась до 26,5 %. Доля же американских фильмов состав­ляет от 48 до 50 % в разные годы. В Италии стараются выпускать фильмы, затрагивающие пробле­мы, которые были бы понятны всему миру, а не только итальян­цам, как, например, популярная дилогия «Три метра над небом», которая впоследствии была пере­снята в Испании и стала лидером проката во многих странах, вклю­чая Россию.

В Италии владельцы кинотеатров часто объединяются вместе, что­бы финансировать фильмы. То же делают и дистрибьюторы, только в больших масштабах. Подобная система позволяет продюсерам быть уверенными, что инвесторы захотят вернуть свои деньги, и по­этому прокат картины будет идти максимально долго.

ПОЛЬША

Для Польши поворотным годом в плане поддержки кинематографа стал 2005 год, когда там появился Польский институт киноискус­ства, которому были переданы функции поддержки польского кино и распределения государ­ственных средств. Ежегодно в Польше производится более 40 художественных картин, в 2012 году было снято 42. Польский зритель в основном предпочита­ет отечественный кинематограф американским блокбастерам, по­этому многие польские картины занимают лидирующие позиции среди самых «кассовых» релизов. Польские кинематографисты про­изводят то, что нравятся зрителям, а именно комедии и исторические фильмы. Именно на эти жанры в основном и выделяются бюджет­ные средства.

Помимо Польского института киноискусства, кинематографи­сты могут получить поддержку фондов и фестивалей. Например, у кинофестиваля «T-Mobile» есть обязательство по дистрибуции — фильмы, победившие в разных программах фестиваля, обязаны выйти с их помощью в польский прокат. Средняя стоимость билета в ки­нотеатр в 2011 году составила 4, 26 евро. А общее количе­ство проданных билетов достиг­ло 38,7 миллионов, из них на польские фильмы пришлось 11,8 миллиона (38%), на европейские ленты 6,2 миллионов (16%) и на картины производства амери­канских студий — 19,9 миллио­нов (51,29%). Общий бокс-офис 2011 года превысил отметку в 170 миллионов евро, где поль­ские фильмы заработали 49,5 миллионов евро. (28,38%), евро­пейские картины — 28,15 мил­лионов евро, а кассовые сборы американских лент составили 93,69 миллионов евро.

ДАНИЯ

В то время, как экономическая ситуация привела большинство стран к сокращению бюджетов на поддержку кинематографа, датская киноиндустрия остается одной из наиболее успешных в Ев­ропе благодаря активной полити­ке грантов и поддержки молодых кинематографистов. Датчане боль­шое внимание уделяют молодой киноаудитории. Четверть всего годового бюджета вкладывается в детское кино.

В Дании 162 кинотеатра, в год продается около 13 миллионов билетов, что говорит о том, что средняя посещаемость составляет 60% за показ.

Число датских фильмов в годовом топе 20 самых кассовых фильмов составляет от 5 до 8 в зависимо­сти от года. В среднем государство финансирует 25 полнометражных и 30 документальных фильмов; средний бюджет фильма состав­ляет 2,5 миллионов евро (около 33% бюджета покрывается государ­ством).

Доля национальных фильмов на датском рынке составляет 22%, это включает в себя кинотеатраль­ные показы и эфир общественно го телевидения. Подобных цифр датскому кинематографу удалось добиться, по мнению директора Датского киноинститута Генрика Бо Нильсена, благодаря уровню качества фильмов, которые вы­пускаются на рынке. Бо Ниль­сен: "Датская аудитория — очень жадная, в том смысле, что, если фильм снят хорошо, пойдет лю­бой. Идея, которая получила широкое признание в Европе, заключается в том, что каждый че­ловек должен иметь возможность рассказать свою историю. И циф­ры бокс-офиса показывают, что граждане Дании охотно смотрят фильмы, которые делаются при финансовой поддержке, идущей из их же налогов".

Tags: голливуд, дистрибуция, кино
Subscribe

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment