cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Взрыв мозга от сценаристов

Если вы любите фильмы с неожиданной концовкой, ни в коем случае не читайте эту статью.

Неожиданная концовка фильма часто становится его изюминкой. Мы собрали приемы сценаристов, которые будоражат зрителей и держат в нетерпении до самой развязки.

Наверняка вы заметили, что есть такие фильмы-перевертыши, в которых режиссер и сценарист играют со зрителем, точнее с его восприятием. Впечатление от такого фильма колоссальное, а в голове всплывает тысяча мелочей, которые незаметно вели к такому неожиданному повороту событий. В приведенных сюжетах развязка не просто развязка, а ключевой замысел, который в корне меняет киноленту.

Такие игры со сценарием создают несколько смысловых пластов, от чего фильм хочется пересматривать еще не раз. Американцы называют этот прием Twist. Точнее Plot twist — перевертыш в сюжете, который как правило случается ближе к концу фильма.

Итак, давайте на минуту представим, что главный герой — помидор, его возлюбленная это принцесса, а все происходящее, вероятно, сон или чьи-то фантазии.

Сюрприз

Зритель весь фильм наблюдает за развитием сюжета от лица главного героя, а в конце неожиданно узнает, что главный герой — помидор!

Например, в фильме «Луна 2112», зрители узнают страшную правду о главном герое Сэме, который является всего лишь клоном настоящего человека.

Сюрприз в зеркале

О том, что главный герой — помидор, он сам не подозревал и узнает это вместе со зрителем в конце фильма.

В качестве наглядного примера использования приема можно выделить фильм «Бойцовский клуб», где альтер-эго в лице Тайлера погибает, а герой обретает сознательность и единство личности. Сюда же можно отнести фильм «Сердце ангела», в развязке которого перед главным героем Гарри Эйнджелом открывается страшная истина: Джонни Фэйворит, человек, которого он так долго искал — это он сам.

Все сначала

Когда, казалось бы, все закончилось и принцесса спасена, вдруг выясняется, что принцессы в этом замке нет и не было, и все надо начинать сначала.

Этот прием часто используется в фильмах, цель которых вернуть зрителя и рассказчика к исходной точке повествования, и сам ход сюжета, как правило, перечеркивается его развязкой. В фильме «Мгла», герои которого, в последней надежде на выживание едут на машине, но у них кончается горючее. Группа в молчании соглашается, что идти больше некуда и спастись от смерти им так и не удастся.

Открой глаза

Все происходящее — сон, чьи—то фантазии или чистилище; состояние между жизнью и смертью.

Погружая зрителя и главного героя в мир фильма, сценаристы намеренно ставят их в пограничную ситуацию, в которой решается главный конфликт киноленты.

Например, в фильме «Донни Дарко» время «отматывается» назад в тот день, когда на комнату Донни упал двигатель. На этот раз Донни остаётся дома и гибнет, но все участники событий не помнят о том, что случилось, им кажется, что это было сном. Этот же прием можно наблюдать и в фильме Йоса Стеллинга «Иллюзионист».

Высший разум

В развязке выясняется, что все происходящее — воля «Высшего» разума.

Например, в фантастическом комедийном фильме «Автостопом по галактике» условия диктуют мыши, являющиеся проекциями сверхразумных существ. Они же хотят помешать главному герою и забрать у него мозг, однако тот расправляется с ними.

Двойной агент

Сюрпризы с двойными и даже тройными агентами.

Когда, казалось бы, все уже предрешено и главный герой должен одолеть противника, сценаристы привносят в сюжет изюминку. Герои фильма, словно шахматные фигуры, меняются местами, а силы сторон обмениваются «джокером».

Идеальным примером здесь служит знакомый многим фильм «Отступники», в котором один из героев Бэрриган освобождает Салливана и предлагает ему держаться вместе, однако тот неожиданно убивает самого Бэрригана. Сюда же можно отнести и фильм «Донни Браско».

Карма—перевертыш

Добро оказывается злом, а зло оказывается добром, или они смешиваются в однородную массу.

Этот прием перевертыша сценаристы часто используют для того, чтобы обратить внимание зрителя именно на нравственные ценности.

В фильме Джозефа Манкевича «Все о Еве», главная героиня Ева Харрингтон использует все возможности, чтобы сместить с театрального помоста известную актрису Марго Ченнинг. Ева прикидывается ее верной поклонницей, однако вскоре коварный план раскрывается театральным критиком Эддисоном ДеВиттом. История же становится цикличной именно в тот момент, когда Ева спустя некоторое время все же становится знаменитой актрисой, а в дом к ней проникает молодая поклонница — и всё готово повториться сначала. Еще одним примером может служить психологический триллер Дэвида Финчера «Семь». Его главный герой — серийный убийца Джон Доу считает свою деятельность проповедью, призванной преподать горожанам урок. Воплощая свой безумный и чрезвычайно расчетливый план, Джон убивает всех, кто, по его мнению, совершил один из семи смертных грехов.

Против себя

Когда главный герой сам оказывается тем, кому он противостоит весь фильм.

Используя данный прием, сценаристы сталкивают главного героя с собственным Я, чтобы поставить его в пограничную ситуацию. Таким образом, решается основной конфликт фильма, в котором главным противником главного героя является он сам.

Виртуальность

Выясняется, что герой весь фильм находится в некой виртуальной реальности, которая создана для того, чтобы контролировать его.

Окружающая героя среда, по замыслу сценаристов, должна сковывать или противостоять главному герою. В результате он должен вырваться из под ее влияния или же смириться с тем, что ничего уже не изменить. Ярким примером может служить известная многим трилогия «Матрицы», в которой при переосмыслении того факта, что мир матрицы мог бы быть реальным, главный герой находится в типичной «Пещере Платона».

Перевертыш

Прием довольно распространенный, поэтому в последнее время зачастую это даже ожидаемый прием — зритель знает о том, что в фильме будет перевертыш.

Если прием выполнен качественно, это не смазывает впечатление, а зачастую даже усиливает. Более того, эффект ожидаемого перевертыша дает режиссеру дополнительные приемы. Мы можем встретить этот прием в фильме «Идентификация», где реальность переплетается с воображением маньяка. Сюда же можно отнести и фильм Кристофера Нолана «Помни».

Обратный перевертыш

Слом сценарных стереотипов и разрыв шаблонов. Весь фильм на стене висит ружье, которое по всем законам жанра должно выстрелить, и в конце оно... таки не выстреливает.

То есть не традиционная схема «происходит то, чего не ждешь», а обратная схема «то, чего ждешь — не происходит». Интересным примером использования данного приема является фильм Мэтью Чэпмена «Цена страсти», с котором главный герой узнает историю любви, и о цене, которую придется заплатить за свои поступки.

Пере-перевертыш

Последние, кого видел убитый — Джон и Кэрол. Джон откровенно плохой, Кэрол откровенно хорошая.

Искушенный зритель с ухмылкой понимает, что конечно же, убийца — Кэрол. И в конце выясняется, что убийца все—таки —... Джон. Очень хитрый и замысловатый сюжет делает такие фильмы одними из самых запоминающихся для зрителя, у которого ломаются все стереотипы, к которым подводил его режиссер все это время вплоть до минуты развязки. Таким образом, меняя ход событий, сценаристы распутывают тугой клубок сюжетной линии.

Эффект холодильника

Когда уже посмотрев фильм, вы идете к холодильнику, открываете его, чтоб достать что—нибудь перекусить, и так и застываете — с открытой дверью, потому что вас настигло озарение относительно какой—то детали или события в фильме, которые до развязки были несущественными или даже неадекватными.

Такие фильмы являются примером умелого подхода сценариста к своей работе. В фильме Кристофера Нолана «Начало» ключевой деталью является волчок, который предоставляет зрителю открытый финал, который каждый человек должен определить для себя сам. Принципиальна психологическая подоплёка: в конце фильма Кобб не следит за движением волчка, так как его уже не волнует, реально происходящее или нет. Реальность это или сон — не имеет для него такого уж большого значения. В качестве примера можно также привести фильм Тома Тыквера «Облачный атлас».








2leep.com
Tags: кино, сценарий, сценарист
Subscribe

promo cinematographua декабрь 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments