предоставляющем ей главные роли в своих фильмах, явление нередкое, а
наоборот очень распространённое. Рассмотрим несколько ярких примеров
таких союзов в мировом кинематографе
Марлен Дитрих и Джозеф фон Штернберг.
Штернберг заприметил Марлен в 1929 году, когда та выступала в
берлинском ревю "Два галстука". Год спустя он увозит её в Голливуд (сам
он в Америке жил с 1909 года) и помогает ей заключить контракт с
"Парамаунт". В Германию они уже не вернутся. Дитрих к тому моменту была
уже шесть лет в браке с Рудольфом Зибером, но последний год они уже не
жили вместе. Марлен и Джозеф становятся любовниками. За время их романа
Штернберг снял шесть фильмов с Марлен в главной роли. Наиболее
известными были "Голубой ангел" и "Марокко".
"Голубой ангел"
"Марокко"
Именно эти шесть совместных фильмов принесли мировую известность Марлен
Дитрих. Сотрудничество завершилось, как только исчерпали себя взаимные
отношения. Штернберга тяготили слухи об их интимных отношениях. В ту
пору в Голливуде подобные отношения не приветствовались. По той причине,
что Дитрих так и оставалась в фактическом браке со своим мужем Зибером.
Ингрид Бергман и Роберто Росселлини
Патриарх итальянского неореализма в жизни был человеком весьма
любвеобильным. Потрясенная фильмом "Рим — открытый город", голливудская
звезда Ингрид Бергман обратилась к Росселлини с просьбой дать ей
какую-нибудь роль. В ответ Роберто прислал актрисе сценарий фильма
"Стромболи, земля Божья".
Они встретились в Италии. Ингрид, покоренная мощью таланта Росселлини,
дала согласие сняться в "Стромболи". И фильм состоялся. Это был 1949
год.
"Стромболи, земля Божья"
К тому моменту у Ингрид Бергман уже был "Оскар" за фильм "Газовый
свет". Бергман была на вершине славы. Но именно в 1949 году её репутация
у публики рухнула: будучи замужем за доктором Питером Линдстромом,
актриса завела роман с Роберто Росселлини.
Это был конец её карьеры в Голливуде, а фильмы, сделанные ею с Росселлини, подвергались бойкоту.
"Страх"
Актриса снималась у Росселини долгое время, при этом играла в театре и
воспитывала троих детей — Робертино, Изабеллу и Ингрид (её дочь от
первого брака — Пиа — жила в Штатах с отцом).

Впоследствии Изабелла Росселлини стала известной актрисой и фотомоделью.
В 1955 году Росселлини всерьёз задумался над тем, чтобы оставить кино:
его последние картины потерпели коммерческий провал. Для того, чтобы
выбраться из творческого тупика, он решил поработать в Индии.
Из Индии Росселлини вернулся в 1958 году с молоденькой сценаристкой.
Ингрид согласилась на развод и вскоре вышла замуж за продюсера Ларса
Шмидта.
В 1956 году ярко сыгранная роль в фильме "Анастасия" помогла Бергман
восстановить свое положение, и она получила второго "Оскара". Потом был и
третий "Оскар".
Джульетта Мазина и Федерико Феллини
Если творчество великого Феллини попробовать грубо поделить на две
части, то получится "кино с Джульеттой" и "кино без Джульетты". Первая
часть - это очень трогательный и лиричный Феллини. Может это и есть
настоящий Феллини... Джульетта Мазина и Федерико Феллини стали мужем и
женой в 1943 году. В 1950 году Феллини снял свой первый фильм "Огни
варьете". Одну из ролей там сыграла и Мазина. Позже Феллини снимет еще
пять фильмов с Мазиной, но уже в главной роли: "Белый шейх"(1952),
"Дорога"(1954), "Ночи Кабирии"(1957), "Джульетта и духи"(1965),
"Джинджер и Фред"(1986).
"Огни варьете"
"Дорога"
"Ночи Кабирии"
Сторонним наблюдателям порой трудно было понять, где в их отношениях кончалась реальность и начиналась игра.
Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Федерико заметил:
"Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта"... Все прекрасно знали, что ни Федерико, ни Мазина никогда не были в Австралии.
Но Мазина лишь скользнула взглядом вдоль стола и, улыбнувшись, закивала: "Да, милый, там были чудесные артишоки".
Они вместе разыграли веселый спектакль жизни, превратили скучную
реальность в одно большое приключение, где жизнь и кино постоянно
меняются местами.

Когда Феллини тяжело заболел, Мазина тоже слегла. Они готовились
отметить полвека своего супружества и творческого союза. Торжество
намечалось на 30 октября 1993 года, но Феллини был уже тяжело болен и
скончался 31-го. Мазина пережила его всего на четыре месяца. Все это
время она угасала, почти не разговаривала, повторяла только слова :"Без
него нет меня...".
Роже Вадим и его музы
С Бриджит Бордо он познакомился, когда ей было всего 15. Если
Бриджит и не была отмечена печатью истинной актёрской гениальности, то у
неё, по крайней мере, были все задатки кинозвезды и секс-символа -
красота, шарм, чувственность. В 1952 году 24-летний Роже Вадим женился
на 18-летней, тогда ещё никому не известной Бриджит Бордо. В 1956 году
Роже Вадим снял фильм "И бог создал женщину", который стал классикой
французского кинематографа, а Бордо возводит в ранг суперзвезды.
Лента, которая в свое время была запрещена к показу в нескольких
странах из-за откровенных сцен и подверглась осуждению Ватикана,
положила начало новой волне фильмов молодых французских режиссёров 50-х
годов. Но брак Бордо и Вадима был недолог. С Роже Вадимом Бордо вскоре
развелась, но он остался на всю жизнь её верным другом.
Позже она снялась еще в четырёх картинах режиссёра. Последний их
совместный фильм вышел незадолго до ухода Бордо из кинематографа - в
1973 году. Фильм назывался "Дон Жуан-73".
Со своей второй женой, датчанкой Аннет Стройберг, Роже Вадим
снимает свой лучший, по мнению критиков, фильм — экранизацию романа де
Лакло "Опасные связи". Но его вновь упрекали в вызове общественной
морали.
"Опасные связи"
Еще один фильм со Стройберг — «Умереть от удовольствия» взбудоражил публику, но не оправдал надежд режиссера.
Аннет не была выдающейся актрисой и учиться ничему не хотела . Так что
дальнейшая творческая жизнь с ней не сулила ничего интересного. В такой
ситуации даже рождение дочери, Натали, не смогло отсрочить их развода.
Роже Вадим познакомился с Катрин Денёв в 1962 году, еще будучи женатым на Аннет Стройберг.
Он с легкостью соблазнил Катрин. Разумеется, обещал жениться. А может, и
намеревался в действительности… Он увидел в ней обаяние, талант и
особую искру, которую когда-то рассмотрел в Бардо. И, конечно, не устоял
перед открывающейся головокружительной перспективой.
В 1963 году он поставил фильм «Порок и добродетель», снятый по мотивам романа маркиза де Сада "Жюстина", с Катрин Денев.
«Порок и добродетель», первый фильм дебютантки Катрин Денев, не только
с треском провалился – он стал трауром по их любви. Даже рождение их
сына Кристиана не спасло их отношения.
Так что звезда "Шербурских зонтиков" и европейского кино в дальнейшем зажглась уже без него.
В середине шестидесятых годов Роже Вадим встречает Джейн Фонду, которая в поисках самостоятельности переезжает во Францию.
Он вскоре становится её первым мужем . Тогда-то Роже Вадим и снимает
Джейн в нашумевшей эротической картине «Барбарелла». «Барбарелла» в
мгновение ока стала очень популярной, благодаря своей легкости, яркости и
юмору . А вот критики фильм невзлюбили, назвав его и слишком китчевым, и
бесстыдным, и безвкусным.
Брак с Роже Вадимом, в котором родилась их дочь Ванесса, длился с 1965
по 1973 год. Эти восемь лет брака с ней он позже назовет самыми
счастливыми в своей жизни. А развелись они из-за того что Джейн
чрезмерно увлеклась общественно-политической деятельностью в ущерб семье
и интересам Роже Вадима.
Моника Витти и Микеланджело Антониони
Познакомились Витти и Антониони в конце 50-х годов, когда Моника была
принята в труппу Нового театра в Милане, художественным руководителем
которого и был Антониони. Именно с этого момента в течение почти десяти
лет их совместное творчество и близкие отношения приковывали внимание
зрителей. Именно тогда происходит подлинное рождение Моники Витти как
актрисы. За одиннадцать лет совместной жизни Антониони снял Витти в
четырех фильмах "Приключение" (1960), "Ночь" (1961), "Затмение" (1961) и
"Красная пустыня" (1964), каждый из которых с восторгом встречался
интеллектуальной публикой и прессой.
"Приключение"
"Ночь"
В "Затмении" она играла в дуэте с молодым красавцем Аленом Делоном.
Самовлюбленный француз, громко дебютировавший в те годы, был не прочь
закрутить интрижку с белокурой итальянкой. Однако его ожидало
разочарование. Партнерша даже не замечала его красноречивых взглядов.
Все эти годы она хранила верность только одному мужчине - Микеланджело. С
надеждой же на то, что эта верность обоюдна, Монике, увы, пришлось
расстаться довольно скоро. Но в кино он по-прежнему оставался ей верен.
Его картины, объединенные единым стилем и авторской манерой, воссоздают
особый мир - мир Антониони. И его олицетворением стала Моника Витти,
подруга режиссера, его "печальная" муза.
К актрисе приходит мировая слава, лицо Витти становится эмблемой эпохи, середины неспокойных 60-х годов.
"Красная пустыня"
Лив Ульман и Ингмар Бергман.
Бергман открыл мировому кинематографу много скандинавских актрис. У
него неоднократно снимались Харриет Андерсон, Биби Андерсон, Ингрид
Туллин и конечно же Лив Ульман. Творческие и личные взаимотношения
связывали норвежскую актрису со знаменитым шведским режиссером театра и
кино Ингмаром Бергманом с 1966 по 1978 год. Благодаря Бергману, Ульман
стала известной во всем мире, снималась в разных странах. Бергман снял
актрису в десяти своих фильмах. Она играет главные роли в бергмановских
шедеврах "Персона"(1966), "Час волка"(1968), "Стыд"(1968) и
"Страсть"(1969).
"Персона"
"Страсть"
Тесные профессиональные отношения между Ульман и Бергманом нашли
продолжение и в частной жизни. Когда в "Персоне" в паре с Биби Андерсон
впервые снялась Лив Ульман, то после этой картины, кстати, Бергман
разошелся с Биби .
В 1967 Ульман развелась с мужем и переехала к Бергману на остров Форе,
где у них родилась дочь Линн (также ставшая актрисой). Период совместной
жизни Ульман и Бергмана продолжался всего пять лет, однако и
впоследствии их дружеские и творческие отношения не оборвались.
Последний их совместный фильм "Сарабанда" вышел на экраны в 2003 году.
Дайан Китон и Вуди Аллен
Именно с Дайан у Аллена связан самый удачный и яркий
кинематографический период в карьере. Познакомились они в 1969 году на
Бродвее, когда тот ставил спектакль "Сыграй это еще раз, Сэм". Помимо
творческих, Китон и Аллена несколько лет связывали и любовные отношения.
Вуди снял Дайан в шести своих картинах, лучшими из которых считаются
"Энни Холл"(1977), "Интерьеры"(1978), "Манхэттен"(1979) и "Загадочное
убийство в Манхэттене"(1993).
на съёмках "Энни Холл"
"Интерьеры"
"Манхэттен"
В начале 80-х любовные отношения прекратились. В жизни Вуди Аллена
появилась Миа Фэрроу, но нежные дружеские отношения с Дайаной
сохранились. Они и сейчас продолжают дружить и встречаться. Вуди Аллен
до сих пор считает Дайану одной из великих актрис современности и одним
из самых значимых людей в своей судьбе.
Journal information