cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Брюс Ли. Путь Дракона, кино

On the Set of "The Way of the Dragon"


Закрыв школы, Брюс вынужден был
столкнуться с необходимостью снова обеспечивать Линду и детей – Брэндона
и Шеннон. Однако супруга уже полностью полагалась на его чутье и не
переживала, когда Брюс встречал отказы на гонконгских киностудиях.
Вернувшись на родину, Брюс столкнулся с злополучной обратной стороной
медали – теперь китайцы видели в нем слишком западного человека,
испорченного Америкой и излишне прогрессивного. Однако Брюс не
отчаивался и продолжал настаивать. В итоге компанией, купившей
счастливый билет, стала Golden Harvest, и первым фильмом с Брюсом Ли в
главной роли стал «Большой Босс» 1971 года.


«Большой Босс»
история о простом парне, который приехал к дальним родственникам в
другую страну на заработки. На фабрике по производству льда он случайно
оказался в центре разборок – работники фабрики, прознавшие о том, что во
льду хранятся наркотики для контрабанды, стали пропадать. Главный герой
мужественно не ввязывается в драки, потому что обещал своей матери
никогда этого не делать. Амулет на шее напоминает ему о данной клятве.
Но когда двоюродный брат героя тоже пропадает, становится уже не до
суеверий: амулет разбивается ко всем чертям, герой вступает в бой и
противники бегут в страхе.


Получив главную роль, Брюс Ли также
настаивал на том, чтобы участвовать в разработке боевой хореографии и
самому ставить сцены поединков. Долго проработав на телевидении, он
знал, что и как нужно снимать, чтобы дать зрителю настоящее шоу, но при
этом не потерять реализм. Общий план, монтажные склейки только в самых
необходимых местах, фиксированная камера – простые и скучные истины, но
как долго и медленно современные экшн-фильмы идут к этому. Брюс Ли знал,
что зритель хочет увидеть реальное мастерство – и показывал его.


Оглушительный успех последовал мгновенно
– фильм стал одним из самых кассовых кинопродуктов в Азии. За первым
фильмом последовал и второй – «Кулак ярости», в котором
Брюс Ли снова создает запоминающийся образ упрямого и яростного
молодого человека по имени Чен Чжен, обладающего невероятной силой –
особенно, когда он выходит из себя. Чен Чжен возвращается в родную школу
боевых искусств, чтобы узнать, что его любимый учитель умер. Герой
погружается в страдания и апатию, а соседняя японская школа бросает ему и
другим ученикам оскорбительные вызовы. Конец его терпению приходит,
когда он обнаруживает, что учитель был убит японцами. Тогда начинается
страшная месть Чен Чжена, и остановить его не сможет никто.



Фильм особенно полюбился китайской
публике своей патриотической темой – противостоянием японским
оккупантам, а герой Брюса Ли стал настоящим символом патриотизма и
стойкости. Кроме выдающихся по своей красочности боевых сцен, Ли еще и
сильно вложился в героя – несмотря на самокритику, он сильно развил свой
актерский талант и умудрялся органично совмещать в своем образе
ироническую, трагическую и безумную стороны.


Успех и кассовые сборы позволили Брюсу третий фильм под названием «Путь Дракона»
поставить самостоятельно: он сам написал сценарий, сам подбирал актеров
и локации, сам ставил сцены и, разумеется, выступал в главной роли.
Местом действия стал Рим, и финальный бой Брюс хотел поставить в Колизее
(на самом деле в фильме использованы декорации, но сама параллель с
гладиаторами очень прельщала Ли). Часть актеров, с которыми он уже
сработался, Брюс взял из предыдущих фильмов, а для финального боя решил
пригласить настоящих титулованных профессионалов – ими стали Роберт
Уолл, Вон Ин-Сик и Чак Норрис, с которым Брюс был знаком уже давно.



Финальная схватка Норриса и Ли стала
хрестоматийной для кинематографа, а Норрис получил путевку в мир
большого кино. Брюс Ли же двигался дальше, и следующим его проектом стал
амбициозный фильм, который мог вообще навсегда изменить понимание
боевых искусств в мире. Брюс назвал его «Игра смерти».
Однако когда съемки были в самом разгаре, Брюсу вдруг поступило
предложение из-за океана. Он получил главный шанс всей жизни – главную
роль в голливудском фильме. Брюс не мог отвергать такие подарки судьбы и
с энтузиазмом бросился в работу над фильмом, который открывал
немыслимые перспективы – прокат в США и за их пределами, главную роль и
возможность через этот воображаемый рупор поведать миру свою философию.


«Выход Дракона»


Фильм стал революционным событием в кино
и культуре. Это была первая коллаборация голливудской и китайской
кинокомпаний (Warner Bros. и Golden Harvest), впервые в главной роли
выступал азиат и впервые для американского зрителя доселе неизвестное
кунг-фу открылось во всей красе. Брюс очень хотел, чтобы его первый
голливудский фильм соответствовал его идеалам, и старался влезть во все
аспекты производства – от сценария до освещения. И если право руководить
постановкой боевых сцен он отвоевал без труда, то из-за сценария
случались постоянные распри с режиссером Робертом Клаузом. Режиссера
бесило стремление Брюса всем руководить и указывать ему, что делать.
Поэтому Клауз позволял себе унижать Брюса (насколько это было возможно)
доступными ему способами. Постоянно попрекающий Брюса отсутствием
драматического таланта и издевавшийся над его произношением, Клауз
однажды даже подговорил сценариста изменить фамилию одного персонажа на
Брейтвейт, чтобы Брюс не смог выговорить ее в диалогах и выглядел
смешным. Роберт Уолл вспоминает, что поразился, как Брюс остался спокоен
и не вышиб Клаузу мозги одним ударом. Порой Брюс просто в ярости сбегал
со съемочной площадки, но его жена всегда успокаивала продюсеров и
съемочную группу словами, что он обязательно вернется. Она подолгу
убеждала его в том, что он слишком требователен и не должен отвергать
такой шанс. И Брюс возвращался. Из-за того, что сцены с большим
количеством статистов приходилось снимать в несколько дублей, а Брюс
выполнял львиную долю физической работы в кадре, снова и снова – он стал
страдать бессонницей от переутомления и чтобы заняться чем-то в ночи,
не мог придумать ничего лучше тренировок. В результате всего этого он
очень сильно похудел, но находился на пике своей формы. Никогда прежде
он не был настолько совершенен в физическом плане: на его теле не было
лишнего грамма — только рельефные и разработанные мышцы, скульптурный
пресс, который до сих пор остается предметом зависти и подражания. Сила
Брюса достигла заоблачных высот — он мог пробивать руками
13-сантиметровые доски. Скорость его движений была настолько
невероятной, что доставляла проблемы оператору — кинотехника того
времени была просто не способна запечатлеть мгновенный удар Брюса даже
при ускоренной смене кадра — ему пришлось намеренно слегка замедлять
движения. В «Выходе Дракона» Брюс Ли  -  сверхчеловек.



Фильм примечателен также тем, что одним
из статистов на площадке был никому не известный Джеки Чан, терпеливо
сносивший экранные тумаки от своего кумира. В эпизодических ролях
мелькнули остальные двое из будущей великой «троицы китайских драконов» –
будущая звезда  и хрестоматийный злодей из «Кровавого спорта», а пока
просто знатный культурист с зверским лицом — Боло Йенг и будущий
супер-режиссер, сценарист, актер и китайский городовой — Саммо Хун. На
открывающем эпизоде поединка с Саммо Хун Ли настоял категорически, хотя
его не должно было быть в фильме.


Закончив съемку, Ли вернулся к своему
брошенному детищу – «Игре смерти». Замысел и воплощение Брюс взял в свои
руки максимально: он написал сценарий, сделал раскадровки, выбрал
локацию – гигантскую пятиуровневую каменную пагоду, которая должна была
символизировать восхождение героя, который встречается лицом к лицу с
представителями разных боевых стилей на каждом уровне пагоды. По сюжету,
главного героя шантажом заставляют вместе с двумя сообщниками украсть
нечто очень ценное из комнаты на самой вершине пагоды, поборов каждого
мастера по пути наверх. Одним из мастеров стал друг и наставник в одной
из школ Брюса — Дэн Иносанто, который кроме всего прочего был мастером
филиппино  эскрима (стиль с использованием оружия – двух деревянных
палок) и был одним из немногих, кто в достаточной степени владел
нунчаками, чтобы Брюс наконец смог снять поединок двух равных бойцов.
Также Брюс пригласил Чжи Хан Чже — мастера хапкидо, в ультимативной
форме вызвал из Сиэтла своего ученика Тако Кимуру (мастера вин-чун).
Последним и самым сильным противником героя должен был стать один из
лучших учеников Ли — бывший баскетболист Карим Абдул-Джабар.


Идея фильма и жемчужина философии Ли
заключалась в том, что победу может одержать только мастер,
возвысившийся над стилями. Пройдя всех, на верхнем уровне пагоды герой
Ли встречает соперника, превосходящего его не только в росте
(Абдул-Джабар выше чуть ли не вполовину), но и в мастерстве. Стиля у
него просто нет. И тогда герой должен сделать последний шаг к
совершенству – стать таким же. Во время схватки главным преимуществом
героя становится его внимательность, и лишь благодаря ей и смекалке он
побеждает. Сам фильм должен был служить чем-то вроде увлекательного
пособия по боевым искусствам, и даже диалоги в нем были прописаны с
целью разъяснения философии боя.  Отснятые эпизоды представляли собой
потрясающее своим качеством зрелище, которого не увидеть ни на одном
турнире.



Во время работы над фильмом, находясь на
пике своей славы и успеха, окрыленный надеждами, Брюс проводил лето
1973 года в страшно загруженном расписании – встречи, съемки «Игры
смерти», переговоры и предстоящая премьера «Выхода Дракона».


20 июля, за месяц до своего легендарного
голливудского дебюта, за месяц до того, как он стал кумиром миллионов,
идолом и вдохновителем для всех областей культуры, Брюс Ли умер в
результате трагического «несчастного случая». После трудного дня, чтобы
унять головную боль, он принял таблетку обезболивающего, прилег поспать и
больше никогда не проснулся.


Неподвластная уму смерть в возрасте 32-х
лет, в самом расцвете славы, стала трагедией для близких и друзей
Брюса, для всего Гонконга и Китая. Бытуют версии, что Ли был убит особым
ударом «отложенного действия» от руки пресловутой триады, настигшей его
наконец, спустя столько лет, либо китайскими традиционалистами,
стремившимися остановить Брюса, пока он не подарил всю «тайную»
китайскую философию и мудрость белым. Усиливает эти домыслы трагическая
судьба сына Брюса – Брэндона Ли, погибшего на съемках фильма «Ворон».
Брэндон был застрелен из пистолета, который, по мистическому стечению
обстоятельств или по халатности работников съемочной площадки, оказался
заряжен.



Фильм «Игра смерти» был забыт, и лишь
позже был воссоздан на основе нескольких пленок голливудскими киноделами
и превращен в «кино» только ради наживы на славе Брюса Ли. Смотреть это
зрелище  не рекомендуем: начиная с глупейшей
отсебятины вместе сценария (т.к. все записи Брюса хранились у жены) и
заканчивая визуальным воплощением (вырезанное застывшее лицо Брюса,
наложенное на лицо другого актера и т.п.). С другой стороны, увидев этот
фильм, вы сможете прочувствовать в полной мере уникальность Брюса Ли на
сравнительном примере.


Оригинальные пленки и рукописи были
найдены и опубликованы значительно позже, но самое главное, что был
найден смонтированный для фильма эпизод, который полностью соответствует
замыслу Брюса (со вступлением из документального фильма Джона Литтла):

Дракон ушел и вернулся снова


Уже после смерти он довершил начатое.
Брюс Ли обрел бессмертие и стал чем-то большим, чем просто человек.
Стоит ли говорить, что «Выход Дракона» стал феноменом, источником
бесконечного цитирования и навсегда изменил мир? Зрители, посмотревшие
его, уже не были прежними. Китай и китайские актеры для американского
зрителя не были прежними. Популярность боевых искусств возросла до
космических масштабов, о кунг-фу писали песни, школы стали открываться
на каждом шагу. Интерес к философии и познанию Востока возрос
многократно. Брюс Ли сделал ту дерзость, на которую у прочих не хватило
смелости и дальновидения. Он популяризировал философию и сделал ее
мейнстримом, показал, что она доступна для всех, что пределов и догм не
существует и не должно существовать.




Документальных фильмов о Брюсе Ли снято несколько десятков. Порекомендуем вам два из них:


Авторский фильм биографа Джона Литтла «Брюс Ли: Путь воина» (Bruce Lee: A Warrior’s Journey).

Этот фильм как нельзя лучше подходит для

тех, кто ничего не знает о Брюсе Ли. Познавательный, увлекательный
интересный и без излишнего пафоса. В фильме наиболее подробно и вместе с
тем доступно показаны взгляды Брюса, его философия, а также полный
фрагмент из настоящей «Игры смерти».


Телевизионный документальный фильм «Как Брюс Ли изменил мир»
(How Bruce Lee Changed the World) 2009 года с невероятным количеством
интервью звезд – от Рэя Леонарда до Стэна Ли. Развлекательный, слегка
пафосный и очень аmerican-style – может быть, не слишком серьезный, но
действительно красочный фильм, он раскрывает почти все достижения Брюса
Ли его влияние на культуру в самых разных сферах – даже в области
комедийного искусства и музыки.

Tags: Брюс Ли, киноактер, кинокласика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments