cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Categories:

Анатомия «Операции «Ы»

page

О знаменитых и любимых всеми фильмах трудно писать, а тем более писать что-то новое. Фильм Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика» — вот уже сорок лет как одна из наиболее популярных советских кинолент. Более того, «Операция Ы» стала для нас воплощением 1960-х — времени светлого, наивного и уже такого далекого от нас…

Нас заинтересовало, из каких деталей сделан этот удивительный пейзаж, какие улицы и здания, а также автомобили попали в кадр.

В Интернете на эту тему ничего найти не удалось, кроме того, что фильм снимался в 1964-65 годы в Москве, а также Ленинграде, Одессе и Ялте. Поэтому мы попытались сами сделать эту работу.

Наверное, стоит сразу отметить, что мы не читали о съемках фильма ничего, кроме пары газетных статей. Возможно, все написанное нами уже широко известно. Но даже если мы сделали лишнюю работу, то не огорчимся — «Операция Ы» того стоит…

7084-1

Конечно, художественные фильмы, снимавшиеся в Советском Союзе, имели мало общего с окружающей действительностью. Но подчас только в них можно увидеть давно изменившиеся виды улиц, разрушенные ныне дома, интерьеры, автомобили, метро, трамваи, автобусы и троллейбусы прошлых лет. «Операция Ы» очень богата пейзажами, особенно хорошо сняты новостройки шестидесятых…

Как ни странно, роль главного хрущевского района в советском кино сыграли не раскрученные Черемушки или другие известные новостройки тех лет — Кузьминки и Хорошево, а гораздо более скромное Свиблово, о котором тогда не писали в путеводителях.

clip_image001

Свиблово. Теперь на этом месте двор детского садика

Напарник

Пейзаж первый: автобусная остановка «Трикотажная фабрика»

clip_image002

Итак, фильм начинается с того, что Шурик ждет автобуса под проливным дождем. Какого же автобуса можно было ожидать в 1965-ом? Разнообразия особого не было: или ЗиЛ/ЛиАЗ-158 или ЗиС-155

В первых кадрах фильма мы видим ЗиЛ-158. Надпись на маршрутной табличке вымышленная: «Автобус без кондуктора N13 Вокзал — Трикотажная — Заречье». Также в кадрах мелькают «горбатый» и «Волга» ГАЗ-21 Прототипом бутафорского автобуса № 13 мог выступить автобус №267 (ныне №818). Он идет от Киевского вокзала до совхоза Заречье. На Сколковском шоссе, почти при выезде из Москвы, у него есть остановка «Трикотажная фабрика».

clip_image003

«Этот эпизод снят возле дома 5/2 по Комсомольскому проспекту, на небольшом бульваре, идущем к набережной. Автобусы по нему никогда не ходили, остановка бутафорская.

На переднем плане виден дом 5/2, построенный в 1954 году с „родной“, но немного полинявшей к 1960-м вывеской. Булочная просуществовала здесь до 1990х, превратившись в обычный продуктовый. Тем не менее, слово „Булочная“ на вывеске можно увидеть и сейчас, в 2006-м.
На заднем плане видна церковь Николы в Хамовниках (1679-82), известная своей „падающей“ колокольней.

Пейзаж второй: драка в автобусе

clip_image004

Как мы помним, на остановке Шурик сел в ЗиЛ-158, но изнутри нам показывают совсем другой автобус. Режиссер фильма идет на небольшую подмену: сцены внутри сняты не в ЗиЛе, а в более раннем. Его легко отличить по овальным окошкам над боковыми стеклами и опускающимся вниз, как в поездах, рамам.

За окном виден любопытный пейзаж: небольшие ампирные домики первой половины XIX века, а за ними — корпуса новых многоэтажек. Я определил место уже после того, как опубликовал этот материал.

На кадрах с развалившимся на сиденье Верзилой — неопознанный пока участок улицы в пределах Камер-Коллежского вала. На кадрах с будущей матерью — Большая Ордынка, там мелькают ворота Марфо-Мариинской обители, огромное здание министерства на углу с Пыжевским переулком.

clip_image005

Еще один интересный эпизод: автобус мотает по улице от происходящей в нем драки. Снаружи снова показывают ЗиЛ-158 с номером 63-31 ММА. На общем плане заметны, помимо городского, еще два небольших автобуса.

Здесь необходимо сделать отступление. Автобусов в 50-60-е годы в стране не хватало, поэтому многие непрофильные предприятия в союзных республиках освоили выпуск простых по конструкции автобусов небольшой вместимости на шасси грузовиков ГАЗ. Прообразом для них служил, как правило,. Именно такой автобус едет на встречу автобусу с Шуриком и Верзилой.

Этот автобус московского происхождения: предположительно, его выпустил завод „Аремкуз“. За ним же едет автобус более продвинутой конструкции: вагонной компоновки — марки „Таджикистан“ можно посмотреть его фото из собрания Н. Новикова) с милицейским номером МОМ 42-39, сделанный в соответствующей союзной республике.

Также в кадре мелькают „Волги“ ГАЗ-21 второй модификации (двухцветная и обычные) и черный „ЗиМ“ ГАЗ-12

Этот эпизод снят в Новолужнецком проезде. В кадре хорошо виден ныне разобранный и возведенный заново Краснолужский мост окружной дороги и Бережковская набережная в районе Сетуньских проездов. Совсем вдали видны сталинские дома Кутузовского проспекта.

Сейчас на месте, где это снималось, построен мост Третьего кольца. Обратите внимание, какие там были фонари.

clip_image006

Комбинированные съемки сделаны на Комсомольском проспекте, в районе нынешнего Дворца молодежи. Из автобуса выпадает книжка „Проблемы кибернетики“.

Еще в кадре виден грузовик ЗИЛ-ММЗ-164 на базе ЗиЛа-164.

Пейзаж третий (и еще финальный): отделение милиции

clip_image007

Эпизод в отделении милиции снят на Мосфильме. В кадре хорошо виден ряд монументальных послевоенных корпусов, а также типичный для 1960-х козырек над входом в более новый павильон.

Возле высокого деревянного забора стоит белый фонарь 1950-х годов с приделанным к нему громкоговорителем. В толпе арестантов выделяются стиляга в розовом платке-галстуке и модных темных очках, подгулявший на свадьбе помятый юноша в бабочке и с фингалом, пролетарий-хулиган в драной майке и с татуировкой „Хочу на Луну“ на модную тогда космическую тематику…

clip_image008

У отделения милиции стоит один из знаковых автомобилей, который фигурирует в этой новелле — ПАЗ-653. Это милицейский фургон, на котором в другом эпизоде „суровый милиционер“ привозит обед Верзиле. Милицейский спецфургон ПАЗ-653 базировался на шасси грузовика ГАЗ-51 и выпускался с начала 1950-х годов на Павловском автобусном заводе.

clip_image009

Пейзаж четвертый: стройка

clip_image010

Эпизоды на стройке снимались, как минимум, сразу в трех местах: в московском районе Свиблово(улица Седова и 2-й Ботанический проезд); в строящемся павильоне Мосфильма; в одесском районе Черемушки, а может, и в соседнем с ней Ильичевске- он как раз интенсивно застраивался в те годы.

В данном случае в кадре пятиэтажки 7/2 и 9/2 по улице Седова и ныне снесенная двухэтажка, стоявшая во 2-м Ботаническом проезде.

clip_image011

Пока прораб захватывающе рассказывает Верзиле о свершениях „нашего СМУ“, мимо проезжают два грузовика на шасси ЗиЛ-164: седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164АН (1961-1965гг.), его более ранняя модификация ЗИЛ-ММЗ-164Н (1957-1961гг.) с прицепом-панелевозом и автокран ЛАЗ-690 (выпускался Львовским автобусным заводом с 1955 до середины 1960-х годов на шасси ЗиЛа-164).

Пейзаж пятый: панорама Свиблово

clip_image012

Это один из моих любимейших пейзажей в этом фильме. В кадре видны краснобокие пятиэтажки, две новеньких пятиэтажных школы, строящиеся дома и прячущиеся в зелени сталинские двухэтажки.

Мы долго гадали над этим пейзажам, пока не поняли, что перед нами Свиблово. Проверка по интернету показала справедливость этой догадки.

clip_image013

На месте длинных краснобоких пятиэтажек N2-10, еще недавно стоявших на улице Седова, уже возведены красные многоэтажки серии П-44Т. Нечетная сторона улицы пока сохранила старую застройку, но сколько это будет длиться — неизвестно…

clip_image014

Съемка велась с крыши восьмиэтажного дома N3 по улице Седова (он попадает в кадр и в других эпизодах фильма). На одном из кадров и перед нами открывается панорама западной части Свиблово.

В левой части экрана виден строящийся дом N5/2, который чаще всего фигурирует в эпизодах на стройке. Перпендикулярно ему идет строящийся первый этаж дома N7/1, в котором сейчас помещается почта. Стоящей сейчас перед ним двенадцатиэтажной башни N5/1 еще нет и в помине.

На дальнем плане в левой части экрана видна строящаяся серая пятиэтажка N9/2 и уже построенная N15/1. Из-за соседства с двухэтажками она кажется немного выше, чем есть на самом деле.

Между ними хорошо видна единственная сохранившаяся до нашего времени двухэтажка — 2-й Ботанический пер., 8. Сейчас она обшита сайдингом и выглядит совсем иначе. Хорошо заметный трехэтажный сталинский дом (9/1) в центре кадра также сохранился, причем ничуть не изменившись (если не считать потемневших стен).

В правой части экрана видны стоящие рядом школьные здания (Седова, N12-14). За ними видны поля за Яузой, позднее отданные под промзону.
В центре экрана на совсем дальнем плане видна усадьба Свиблово — белое пятно еще не сгоревшего усадебного дома и темное — еще не восстановленного Троицкого храма (прямо под бетонной плитой, которую тащит кран).

Пейзаж шестой: внутри строящегося дома

clip_image015

Сцена знакомства Верзилы и Шурика в основном снята в строящемся павильоне „Мосфильма“. Пока Шурик сидит в бочке, а Верзила растягивает батарею, в окно хорошо видно одно из сталинских зданий киностудии. Сцены с замурованным Шуриком, полукруглой лестницей и, вероятно, „разъяснительной работой“, также сняты на Мосфильме.

Пейзаж седьмой: носилки

clip_image016

В эпизоде с носилками, цемент привозит самосвал ЗиЛ-ММЗ-585 — изделие Мытищинского машиностроительного завода. А пока герои разбираются, кому идти первым, мимо них еще раз проезжает автокран на шасси ЗиЛ-164 (предположительно, ЛАЗ-690).

clip_image017

Этот эпизод снят на углу домов N3 и N5/2 на свибловской улице Седова. В кадре прекрасно видна коричневая с красными полосками кирпичная пятиэтажка N5/2 и серая блочная пятиэтажка N7/2.

Пейзаж восьмой: доставка еды

Милицейский фургон ПАЗ-653 с сиреной мчится по улицам, торопясь доставить обед на стройку в Свиблово. В кадре мелькают два места: живописный холмистый перекресток с большим количеством двухэтажек и спускающаяся вниз улица с полупромышленной застройкой. Здесь с определением места пришлось изрядно повозиться.

clip_image018

Живописный перекресток удалось приблизительно локализовать благодаря тому, что в кадр попала афиша кинотеатра „Стрела“ (Смоленская-Сенная, д. 23/25, угол Ружейного переулка) с рекламой фильма „Коротко лето в горах“. Значит, съемки велись с где-то в окрестностях Смоленской.

Проблема усугублялась тем, что в этом районе с 1960-х годов велись постоянные сносы и от старых кварталов остались лишь отдельные пятна — шансов застать этот перекресток в сколько-нибудь сохранившемся виде практически не было…

clip_image019

Расположение пейзажа с наклонной улицей удалось вычислить с помощью безотказного метода дедукции.

Характер застройки — монументальное промышленное здание, красивая ограда, двухэтажный дореволюционный особняк и конструктивистские дома на дальнем плане — подсказывал мне, что это место находится не в центре Москвы, а, скорее всего, между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом.

clip_image020

Мест с подобными склонами в Москве не так уж и много и все они расположены возле рек — Москвы-реки, Яузы или Неглинки. Перебирая разные варианты, я сузил возможный район поисков до трех районов — Сокольников и Преображенки у Яузы, окрестностей МИИТа у Сущевского вала, и района Хамовников и Смоленки.

clip_image021

Последний район был наиболее предпочтителен — я уже знал, что ряд эпизодов снимался именно там.

Подобрать подходящий переулок по карте было уже делом техники. Придя во 2-й Труженников переулок, я сразу же узнал место, где стояла камера оператора. Хотя дореволюционный двухэтажный дом надстроили третьим этажом, а посреди переулка возвели многоэтажный дом, переулок все равно остался узнаваем.

clip_image022

Сразу же после того, как я нашел второе место съемок, я наткнулся и на первое — это был стык 1-го и 2-го Вражских переулков с 7-м Ростовским.

От уютного уголка Москвы времен Шурика и Верзилы здесь остались только четырехэтажный дом на пригорке забор (без афиши) и заметно выросшие тополя. Все старые двухэтажки были снесены.

Пейзаж девятый: обед

clip_image023

Обедать героям приходится уже не в Москве, а в Одессе. Хорошо заметны простоватого вида пятиэтажки, не облицованные „столичной“ керамической плиткой, переходящий в степь пустырь, на котором ведется стройка.

clip_image024

Пейзаж десятый: погоня

Наконец начинается знаменитая гайдаевская погоня с использованием попавшегося под руку строительного инвентаря.

clip_image025

Одесса. Перед началом погони

clip_image026

Свиблово. Подъемник на доме 3 по улице Седова

clip_image027

Одесса. Балконы

clip_image028

Свиблово. Балконы

clip_image029

Мосфильм. Лестница

clip_image030

Свиблово. Прыжок в битум

clip_image031

Одесса. В битуме

clip_image032

Свиблово. На углу домов 7/1 и 5/2 по улице Седова

clip_image033

Свиблово. На углу домов 5/2 и 3 по улице Седова

clip_image034

Свиблово. Подъемник на доме 5/2 по улице Седова

clip_image035

Одесса. Труба

clip_image036

В „погоне“ задействован бульдозер Д-686 на базе трактора С-100 Челябинского тракторного завода.

clip_image037

Кадры с бульдозером сняты еще на какой-то стройке — это видно по панельным, а не блочным, пятиэтажкам.

clip_image038

Эпизод с душевой и „туземцем“ снят на обширном поле, которое было в 1964 году на месте нынешнего детского садика на Седова, 9/1. В кадре прекрасно видна блочная пятиэтажка N7/2.

clip_image039

Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2.

clip_image040

Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2, блочная пятиэтажка N7/2 и трехэтажка 9/1 на дальнем плане.

clip_image041

Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2


Операция «Ы»

clip_image061

Эта новелла стала самой сложной в топографическом плане — она почти целиком снята в Ленинграде, который мы знаем далеко не так хорошо, как Москву. А потому, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Главное, что я попытался сделать — показать потенциально опознаваемые участки застройки и отдельные здания. Так что теперь вся надежда на знатоков-петербуржцев.

Главный автомобиль этой новеллы — «инвалидка» С-3А производства Серпуховского механического завода. С ней связаны две замечательных шутки:

clip_image062

1) Внушительных размеров Бывалый (Моргунов) разворачивает инвалидку на месте. Снять столь эффектный эпизод позволили небольшая масса машинки и скользкая поверхность под ней — лед, присыпанный снегом.

clip_image063

2) А вторая шутка за давностью лет большинству зрителей уже не понятна. Связана она с автомобильным номером, который вешают на инвалидку в целях конспирации.

Это совсем старая желтая серия номеров (ГОСТ 1946 года, выдавались с 1947-го), действовавшая до введения в действие в 1959-м более привычных номеров с белыми буквами на черном фоне. Номер, который повесили на «инвалидку» — дипломатический!

Пейзаж первый: рынок

clip_image064

Съемки происходили на Тишинском рынке.

clip_image065

В первой половине 1990-х Тишинский рынок был снесен. Сейчас на его месте крупный торговый центр треугольной формы. На старом рынке были деревянные павильоны советской постройки, а вокруг него — дома дореволюционной и советской постройки.

clip_image066

Бутафорская вывеска — «Зареченский колхозный рынок» — продолжает тему автобусно-трамвайных табличек. А вот вывески на павильонах — вполне настоящие.

clip_image067

В эпизоде с «инвалидкой» на рынке задействован фургон на базе ГАЗ-51. Именно его водитель произносит знаменитую фразу: «Где этот чертов инвалид?».

Фургон на рынке, похоже, хлебный. Такие изготавливались мастерскими «Мосавтотранаса» и «Мосхлебтранса».

Пейзаж второй: сарай

clip_image068

Большие дровяные сараи-кладовки составляли неотъемлемую часть всех дворов до 1960-х годов. Массовый их снос в крупных городах начался с массовым переходом на централизованное отопление от котельных или ТЭЦ. Хранить дрова стало незачем, и территорию освободили для других целей.

Впрочем, в большинстве российских городов подобные сараи во дворах — не такая уж редкость и поныне.

Пейзаж третий: окрестности склада

clip_image069

Сьемки сараев «Операции Ы» в Ленинграде проходили на Охте, во дворе домов 25/1 и 27/1 по Новочеркасскому проспекту. Мы жили в этом дворе и родители рассказывали об этом событии.

Сейчас на этом месте находится помойка и больше ничего, а раньше, действительно, стояли именно эти сараи с заборами и помещения для дворников, помню это по своему раннему детству.

Вот несколько видов, снятых как бы в окрестностях склада:

clip_image070

Мрачноватая дореволюционная арка с решеткой ворот. В правой части кадра, похоже, дверь дворницкой.

clip_image071

За спиной у Труса, похоже, двухэтажный особняк в стиле модерн. Какой именно — определить пока не сумел…

clip_image072

К неработающему автомату Шурик бежит мимо мрачноватого и монументального дома первой половины ХХ века.

Как подсказал нам коренной петербуржец Владимир, это особняк Покотиловой (Каменоостровский, 48), построенный в 1909 году по проекту архитектора М.С. Лялевича (вот его современное фото).

Перед нами вид на боковой фасад со стороны переулка. Сейчас это задворки строительства отеля на Карповке (лет 15 уже строят).

clip_image073

Деревянная двухэтажка справа выглядит немного бутафорски. Впрочем, похоже, она все-таки настоящая, в отличие от снега, который из-за оттепели пришлось заменять ватой и другими подручными средствами.

clip_image074

И вот перед нами снова кусочек старого Питера: деревянный забор, дореволюционная двухэтажка и громадина доходного дома.

Заключение

Несмотря на то, что фильм снимался сразу в трех городах, перед нами очень цельная и единая картина идеального советского города 1960-х.

Мы видим светлые пятиэтажные новостройки на окраинах и невысокие, уютные домики прошлого века в центре города; большой рынок с деревянными павильонами и парки с красивыми сталинскими скамейками; послевоенные двухэтажки под тополями и деревянные галереи сараев и складов; красно-желтые трамваи и темные арки подворотен…

Tags: кинокласика, старые фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua декабрь 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments