cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

В чем "Сила", брат?


В нашей стране решили восстановить некогда прерванную
производственную линейку "детского кино". Госкино выделило Виктору
Андриенко (актеру, телеведущему, режиссеру, продюсеру) 16 млн. грн. на
детский художественный фильм "Иван Сила", в основе которого подлинная
история знаменитого отечественного силача Ивана Фирцака (1899—1970).
В.Андриенко активно работает в кино и на телевидении. Многие запомнили
его по "Мамаду" и "Большой разнице". Но детский прокатный кинопроект —
особая ответственность. Тем более что судьба главного героя изобилует
яркими и драматическими эпизодами. В интервью ZN.UA В.Андриенко
рассказал о предыстории создания фильма, а также поведал, почему решил
расстаться с "московским раем", несмотря на рейтинговый успех "Большой
разницы". 

— Виктор, от любого детского фильма чаще всего ждут чудес, морали…
Какие задачи ставили перед собой вы, когда решили запустить детский
украинский фильм, учитывая, что подобное кино уже давно не вызывает
интереса у продюсеров и прокатчиков&hellip


— Я вырос на сказках А.Роу, А.Птушко, на фильмах Р.Быкова. Полюбил
кино благодаря нашим великим киносказочникам. Однако наш фильм — не
волшебная сказка. Это история о легендарном силаче Иване Фирцаке — нашем
земляке, известном во всем мире. Правда, в Европе существует два музея,
посвященных этому человеку, а вот у нас ни одного…  Мы сняли
детско-юношеское кино. Ведь только на примере тех, кто что-то преодолел,
создал себя сам и можно воспитать подрастающее поколение…  А в чудеса я
сам поверил, когда все задуманное начало складываться, как пазл. К
примеру, детали, которые я придумал для усиления эмоционального ряда, —
оказались правдой. Я написал в сценарии: "Иван Фирцак поднимает машину".
А потом выяснилось, что и такое было. Как-то по дороге в село машина с
молоком застряла на обочине. Кротон (как называли Ивана земляки) один ее
приподнял и вытолкал. Таких совпадений оказалось множество. К примеру,
во время нашей работы в Черновцах съемочная группа оказалась без
художника-постановщика. И вдруг выясняется: внучатый племянник героя —
Борис Фирцак, выходец из одного с ним села Билки — профессиональный
художник, выпускник Киевского института театра и кино им.
Карпенко-Карого, имеющий уже немалый опыт работы. Все совпало вовремя:
именно Борис воссоздавал для нашего фильма историческую атмосферу в
родном селе. Вся этника была на нем. Но самое неожиданное совпадение и
главная находка — украинский силач, сыгравший главного героя, — Дмитрий
Халаджи. Он очень похож на прототипа своего киногероя.


— А как получилось, что Дмитрий Халаджи оказался в вашей картине?


— Нашли в американском цирке, где некогда работал прототип его героя.
Но началось все с Интернета. Пришел Дима Филогенов и спросил: "А чего
ты Халаджи не хочешь в свой фильм пригласить?". Спрашиваю: "Кто это?".
"Финалист телевизионного шоу "Україна має таланти". Но мне это ни о чем
не говорило. Тогда он показал фотографию Халаджи. Еще не зная его
возможностей, я поразился — "Одно лицо!". Дальше было еще круче. Мы
позвонили Диме в Чикаго и предложили сыграть Ивана Фирцака, он
переспросил: "Ивана Силу? Знаю, у меня книжка о нем всегда в сумке
лежит".  Дима приехал, и когда я его жене показал фотографию Фирцака,
она вскрикнула: "Ой! Таким Дима был на свадьбе".  Только Халаджи об этом
герое узнал раньше нас всех. Он до семи лет был инвалидом: в четыре
года перевернул на себя пятилитровый чайник с кипятком. Врачи считали,
вряд ли выживет — 35% тела было обожжено. Он мог лежать только в гамаке.
Бабушка рассказывала ему о прадеде, который боролся на глазах у царской
семьи с медведем в петербуржском цирке, читала былины про Илью Муромца.
Дима слушал и считал, что он тоже пролежит 33 года, а потом встанет и
начнет подвиги совершать. В шесть лет на руках выполз из хаты. Учился
заново ходить — как Мюнхгаузен вытаскивал себя за волосы. Сначала
спортом занимался, потом силовыми трюками. Начинал на чугунных утюгах. В
1985-м он прочитал статью об Иване Фирцаке… Она его заинтересовала и
вдохновила.  Я не знал всего этого, но оказалось, что Дима исполняет
множество трюков, которые без малого сто лет назад исполнял Иван Фирцак!
Так что все трюки в фильме Дима делает сам. В частности он держит на
себе арбу с восемью людьми. У него на груди силачи кувалдами разбивают
огромный камень-валун, в то время как Дима лежит на гвоздях&hellip


— Виктор, вы ведь и сами поработали в кино каскадером… И видимо, эта деятельность тоже повлияла на выбор темы


— Снимать "каскадерские" сцены мне действительно помог опыт,
приобретенный в работе с Давидом Черкасским. В неоконченном его фильме
"Безумные макароны" я был вторым режиссером. Я такие сцены ставил! У
меня дрались 80 человек, которые никогда в руках меч не держали. И все
остались живы


— Вы сыграли сотни миниатюр без слов. А как относитесь к нынешнему "буму" вокруг немого кино


— Когда мы с Игорем Письменным делали "Тринадцатый километр" (2007
г.), думали, на каком языке его делать: украинском или русском? И
решили: пусть будет без слов. Он долго стоял в фаворитах на американском
сайте, был на 12, 13-м местах. А почему? Потому что всем ясно о чем.  И
вот в Министерстве культуры увидели раскадровку к фильму "Иван Сила"… И
тоже удивились: мол, а где диалоги, может, вы их пропустили? Диалоги
вначале были задуманы, а потом я подумал: "А зачем они нужны?". Считаю,
что текст в кино появляется по двум причинам, когда нужно что-то
уточнить или когда думают, что зритель тупой. Тогда начинают объяснять
действие, пересказывать.  К примеру, мне непонятен голливудский фильм
"Красные огни". Собрали хороших актеров: Роберта Де Ниро, Киллиана
Мерфи… Смотрю и удивляюсь: зачем они все время объясняют, что происходит
в кадре? Это же нужно визуализацией делать! Мне больше нравятся фильмы
Серджио Леоне, где долгие взгляды. Это я позже узнал, что под черновой
вариант подложили музыку Энио Морриконе, и получилось настолько хорошо,
что было жалко выбросить. Но мы смотрим на них, и не возникает вопроса
"почему они там молчат?".


— Говорят, ничего нет сложнее в кино чем работа с детьми и животными&hellip


— Очень тяжело было работать с Леней Шевченко. Несмотря на то, что
этот 13-летний мальчик уже имеет опыт работы в кино, в начале наших
съемок он не сразу понял, чего от него добиваются. Я называл его
"мальчик — двадцать дублей". К концу фильма Леня, что называется,
"въехал" и делал все искренне.  В принципе зритель наших проблем не
увидит. А за один кадр я просто благодарен Лене. Шикарный кадр, когда
Миха (так зовут киногероя, роль которого исполняет Л.Шевченко) идет
воровать у цыган коня. Я его настраивал: "Пойми, ты сейчас идешь менять
свою жизнь: ты решился, ты — вор. После не сможешь вернуться в этот
город — тебя зарежут". Он подошел к табору, оглянулся, никого ли нет, а
вышло, как обернулся на свою прежнюю жизнь: идти или вернуться… И пошел
вперед. Сыграл переживания одним кадром без остановки.  А от второго
мальчика, Владислава Пинчука, которому тоже сейчас 13 лет, — мы все были
в шоке. Он работал в два дубля: один основной, второй — технический. Я
садился, объяснял задачу, и он точно исполнял ее. Даже когда ему свет
перекрыли не с той стороны, как будто кто-то подошел слева, он
реагировал точно. У него, как и у многих других, роль без слов


— Вы отсняли материал за три с половиной месяца. Сложные трюки,
приключения. Воссоздали эпоху. Бюджет государственный, но отнюдь не
голливудский. Допустим, Европу сняли в Черновцах… А на чем еще
экономили


— Нам все помогали, начиная с первого съемочного дня в Черновцах. Мы
случайно познакомились с людьми, которые привели нас в местный ресторан.
Там на столах, на полочках я увидел настоящие исторические предметы и
спросил: "А дадите нам для съемки?". Тут понеслось: "А хотите еще это и
вот это?" и начали нам сносить реквизит — подлинные вещи из домов и
сундуков. Бесплатно. Музей медицины предоставил уникальные штуки вплоть
до поилок начала века. Потом оказалось, что в Черновцах сохранилась
дореволюционная пожарная повозка с бочкой. В нее за последние полвека
два раза запрягали лошадей: на празднование 600-летия города и для
нашего фильма. Власть города всячески шла навстречу: предоставили и
освободили для съемок памятник архитектуры — здание действующей мэрии.
Кран пригнали в помощь… Пожарные, милиционеры отказывались от денег:
"Это же детское кино, что это мы у детей забирать будем". У нас даже
массовка работала практически бесплатно. Приезжали из Киева в Черновцы
просто потому, что хотели сняться в кино. А Богдану Бенюку отдельное
спасибо — сутки отработал бесплатно. Создал больше, чем было задумано в
этом образе, — начало, переходы, финал. Была роль проходная, а стала
запоминающаяся из-за того, что ее сыграл сильный актер


— Исторические костюмы предоставила студия имени Довженко?


— Нет, оказалось, что их дешевле заказывать на чешской студии
"Баррандов", как и пять ретро-автомобилей привезти из исторического
музея Варшавы. Поверьте, мы сопоставили цены. У нас на студии Довженко:
пиджак — одна цена, комплект жилет, рубаха, брюки — другая цена. И так
на каждую деталь — цена, цена, цена…А на "Баррандов" предлагается наряд
полностью, с обувью и тростью. Нам 100 баррандовских костюмов обошлись в
3 тыс. евро. Без всяких, как у нас это принято, "дополнительных
одолжений"… Кроме того, ни в Украине, ни в России не сохранился
исторический костюм полицейского республики Чехии 20-х годов. Первое,
что ассоциативно приходит на ум, — он сродни форме Швейка, но это не
так: он зеленый в английском стиле. Выяснилось, что на студии нет ни
одного котелка. Мы пытались заказать их нашим шляпникам, но они не
справились. Посчитали, чем лишь бы что воссоздавать — лучше взять
напрокат


— Виктор, вот закончится работа над "Иваном Силой"… И что потом? Возможно, снова уедете в Москву сниматься в "Большой разнице"


— Александр Цекало восемь раз меня туда звал. Но я постоянно
отказывался. Когда вдруг согласился, сказал, что приеду, он уже не
поверил, переспросил: "ТочнО?". Я приехал шесть лет назад, 15 ноября.
Начал сниматься в "Дружной семейке", "Мамаду". Подбили рейтинги,
оказалось — удачно. Цекало снова позвал. Тут уже я засомневался: "Саша,
если ты мне это предлагаешь ради нашей дружбы (мы с 1982 года знакомы),
не надо, я переживу". Он ответил: "Неужели ты думаешь, что после того,
что ты сделал, не виден результат? Я хочу, чтобы ты с нами работал". С
2008-го я сидел уже в эфире постоянно. Но жить постоянно в Москве я не
хотел бы. Там, если ты актер, то должен постоянно ходить на тусовки,
покупать дорогую одежду. Эта суета не по мне. Да и отношениям я сначала
удивлялся. В Москве люди так открыто, как у нас, не общаются. Когда я
только приехал сниматься в "Большой разнице", началась клановость.
Щукинское училище пошло отдельно дружить, цирковое отдельно, а я ни туда
и ни сюда не подходил.  Я смотрел, настраивался и понимал, что должен
быть не хуже их. Глупо об этом рассказывать, все есть в кадре, это не
спрячешь на десятый план. Я столько ролей там переиграл, что теперь
глупо говорить о какой-то моей одноплановости. К сожалению, в Киеве я
это о себе слышал не раз.  Мы работаем в "Большой разнице" над ролью как
для большого кино. Наверно, поэтому программа все же отличается от
ширпотребовских шоу. Сейчас Саша Цекало планирует выпускать одну
программу в месяц (раньше "Большая разница" выходила еженедельно).
Наверно, это правильно. Пусть она будет более наполненной и пусть ее все
ждут. Он говорит: "Мы гарнир, вы актеры, ваши скетчи — главные, а мы их
только соединяем". Теперь мы живем, как организм единомышленников.
Когда подолгу не видимся — скучаем, перезваниваемся. Часть "разницы"
ушла, но человеческие отношения остались.  Москва мне много дала. После
этого начались серьезные проекты и в Украине. Жаль только времени — мог
бы сделать больше.

Tags: украинские кинопроекты, украинское кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments