cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Фильм: Просто еще один день

Просто еще один день

О создании ленты, от возникновения идеи до выхода на экран, рассказывает сценарист, режиссер, актер и продюсер Нинель Приходько.
Вот такие они, реалии, отечественного кинематографа.
Интервью подготовил Андрей Бережанский

О чем фильм?

- О смерти, которая напоминает, что надо жить, а не существовать. Завязка проста. Она – молодая девушка, живущая среди блеска столичных витрин. Он – Ангел по имени Смерть. Сегодня он пришел за ней. Она его, конечно же, не ждала. Ему нравится ее душа, все еще чистая и добрая. Но он на работе… Единственное, что он может для нее сделать – дать еще один день.


Почему такое название: «Просто еще один день»?

- Изначально хотела назвать ленту «Еще один день». Но слово «просто» - оно двоякое: с одной стороны действительно простое, а с другой стороны – оно характеризует то, как живет большинство людей – просто и не задумываясь… Я сама часто использую это слово-паразит 


(тарелка: по кино-поверию ее нужно разбить и кусочки разделить между съемочной группой, а на премьере она должна быть склеена заново)

Как вообще возникла идея снять нечто подобное?

- Неожиданно, как наверно и все фильмы, книги, песни этого мира…: бац… и в голову приходит идея, и она не дает тебе ни есть, ни спать. Я не планировала писать сценарий, или, тем более, становиться режиссером. Но это случилось. И все



началось с образа Ангела Смерти. Того, как он выглядит. Что и почему делает. Как к нему относятся люди, и как он относится к ним. Так я промаялась целую неделю, пыталась заснуть, но мысли из головы не уходили. Перед глазами разворачивались картинки, появлялись раскадровки к фильму. В силу своей лени, я убеждала себя что это ерунда, что мысли как пришли, так и уйдут… До этого у меня не было амбиций стать режиссером или сценаристом. Как актриса я хорошо представляла тот объем работ, который им проходится проделывать, и считала процесс создания фильма слишком сложным для себя. Но в одну из очередных бессонных ночей я осознала, что стала заложницей своих мыслей о фильме, и что у меня нет выбора. Я села за клавиатуру и всего за три часа закончила сценарий. Я не знаю, откуда шли все эти фразы, мысли, идеи, диалоги, вся эта философия. После не раз перечитывала текст и не верила, что это написала я. Мой фильм для меня важен даже не тем, что он первый, а тем, что он очень символичен, что он появился именно так. Хочу верить, он даст зрителям еще один повод задуматься о жизни и смерти. Как мы свои жизни проживаем, точнее прожигаем… и что может быть совсем иначе.
Философ Эммануэль Левинас написал, что работа художника-творца состоит из трех этапов: Принять, Оценить, Передать… Мне кажется, я справилась с задачей 

(так отсматривают отснятые кадры, в условиях минимального бюджета)

Если не секрет, как возник образ ангела по имени Смерть?

- Это целая история. Я практикующий психолог – куда же без этого – и участвовала в семейной расстановке по Хеллингеру. На мероприятие пошла из праздного любопытства и не предполагала, во что все это может вылиться. Так вот, в процессе занятия случилась расстановка, в которой участвовал человек по имени Ярослав. Не буду объяснять подробности, в интернете можно найти много информации по теме, скажу лишь, что участникам занятия достаются различные роли, связанные с какой-либо проблемной ситуацией, а затем эта ситуация «проживается», находятся решения. Ярославу досталась роль моего брата..., которого уже 20 лет как нет… Масса эмоций, переживаний, мыслей. Осознание многих вещей. Впоследствии я даже хотела пригласить Ярослава на главную роль в фильм. К сожалению, у него не было нужного опыта… и мне пришлось долго искать актера, похожего на него.

(кадр из фильма. Главный герой)


Довольна ли подбором актеров?

- Кастинг проходил всего один день. Пришло очень много писем. Все очень талантливые ребята, очень много красивых лиц, зачастую слишком красивых. Вопрос был в том, чтобы подобрать человека на роль Ангела Смерти… Мне нравятся те актеры, которые были. Для Саши, игравшего ангела, это была первая роль. С учетом этого он справился хорошо. А Маша Крушинская сыграла так, как я и хотела… и даже лучше.

В фильме привлекают внимание диалоги: емкие, острые… словно обмен уколами между фехтовальщиками. Сложно поверить, что они появились в течение всего нескольких часов…

- Но это действительно так. Как мысли приходили, так и ложились «на бумагу». Быть может, помогло то, что в роли главной героини Екатерины я видела себя. По первому образованию я, как и она, маркетолог. То, что она думает, что говорит – у меня было в жизни. К примеру, в один момент меня начало тошнить от моей работы, от лжи, пусть и в красивой обертке.
Я благодарна своим учителям по журналистике, которые в 12 лет подвигли меня прочитать «Библию», «Мастер и Маргарита» и творчество Маркиза де Сада, и все это - одновременно! Ближе всего, в данном случае, именно диалоги в произведениях месье де Сада - они философские и там всегда есть протагонист и антагонист, при чем, читая их, ты уже не знаешь, на чьей же ты стороне, и чувствуешь, как светлая сторона автора говорит с темной. В моем сценарии у меня тоже было ощущение, что диалоги в тексте – это разговор одной моей части с другой. Как будто, мое бессознательное меня же учило, как нужно жить.

(кадр из фильма)

То есть, Ангел Смерти – это еще и «темная» часть тебя (улыбаюсь)?

- Ангел – это мое бессознательное, которое мудрое, которое все знает. Почему ангел Смерти, а не просто Смерть? Каждый профессионал делает свою работу качественно. И если люди обладают правом выбора, то смерть - нет. Я хотела подчеркнуть, что люди, имея широкий спектр возможностей, не используют их. Слово «смерть» у 99% людей вызывает дискомфорт, страх. А «ангел» звучит позитивно. Словосочетание «ангел Смерти» создает неоднозначность. Я часто задумывалась, что если бы не было смерти… В фильме есть фраза по теме, ее говорит Ангел о дворниках: «Если бы не было дворников, мир бы захлебнулся в собственных отходах». Если бы не было смерти, не было бы рождения. Просто наш эгоистичный ум не в состоянии это понять.

(кадр из фильма)

Запомнился монолог Ангела Смерти о том, что часто души портятся и их нужно «срывать», пока они еще «свежие». Какой смысл в него вкладываешь?

- Сложно не тем, кто умирает, а тем, кто теряет близких. Непросто справится с утратой. Вопрос эгоизма, как это ни печально. В фильме есть некое посвящение близким мне людям, которые «ушли». Мне было сложно принять их уход. И давность не имеет смысла. У многих людей схожие чувства. В монологе одно из множества оправданий, почему их не стало. Добрых, сильных, светлых… Мне давно приходила мысль, что смерть – это очищение. И она не приходит просто так. В этом мире вообще ничего просто так не бывает. Все закономерно. Все вовремя. У меня действительно есть ощущение, что смерть не будет размениваться на случайных людей. Да, с ней даже случается договориться. Но обычно все должно быть в свой час. Я писала о тех людях, которых хорошо знала и фразы из этого монолога касалась одного каскадера и близкого для меня друга, который погиб пар лет назад… Я видела как он постарел за последний год жизни, как не находил своего места в этом мире. Он словно чувствовал себя не в своем измерении. На эту тему с ним общалась не раз. А за год с ним случилось несколько несчастных случаев: авария, затем он чуть не погиб на съемках «Тараса Бульбы»... и вот в один день его не стало... Кстати в фильме есть его песня, в его же исполнении. Я обещала ему когда-то, что буду помогать со съемками в кино, но обещание выполняю только сейчас… Считаю что обещания нужно выполнять…
Вообще, тяжело объяснить, откуда мысли приходили для сценария. Но все было очень интуитивно, такое ощущение, что Мельпомена стояла рядом…

(режиссер в ожидании актеров. 7 утра)

Фильм можно назвать европейским по духу?

- Да (улыбается). По крайней мере, мои друзья-режиссеры говорили, что не хватает экшена, эротики…. Что герои много разговаривают и часть сцен нужно вырезать. Но я выросла на фильмах Марка Захарова и такие картины как «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхаузен» давно стали частью меня. Мне нравится, что герои много разговаривают. Более того, в процессе съемок я поняла, что если выкину хотя бы 10% фраз из сценария, то потеряется та суть, которую хотела передать. Так что это - Настоящее Европейское Авторское Кино с кучей подсмыслов (смеется).
Я очень благодарна своему другу-режиссеру Косте Шлямину за отказ быть режиссером этого фильма. После написания сценария я пришла к нему и сказала: «Костя! Сними». А он мне в ответ: «Я в тебя верю, ты снимешь сама». Он меня поддержал и во время съемок став моей правой рукой. Для меня это был самый трудный, но и самый полезный вариант.

(режиссер Константин Шлямин)


Получается, изначальный сценарий на 100% воплотился в фильме?

- Да. Все сцены были сняты, все вошли. Не смотря на все комментарии по поводу длинного и возможно заумного сценария. А две сцены были даже добавлены. Обожаю импровизацию! А если бы был хороший бюджет… К сожалению, в Украине вопрос с финансированием очень сложен. Я знаю, каким мой фильм мог бы быть! И однажды сделаю ремейк… и он будет именно таким, каким я его вижу.


Ремейк с другими актерами?

- Машу я бы снова пригласила (улыбается). Она дала фильму глубину и изюминку. Она импровизировала, многие ее фразы я оставила, потому что считаю их гениальными, они добавили жизнь фильму.

(актриса Маша Крушинская спешит на съемку)

Сложно сравнивать идеальный образ ленты и реальный фильм? Было ли желание вообще не выпускать продукт на экраны?

- Хотелось бы более качественной работы со светом, звуком, чтобы актеры имели больше времени на проработку образов. «Не выпускать»… Такой мысли не возникало. Все имеет право быть.


Какой, кстати, был бюджет? И какие в связи с этим были ограничения по съемкам?

- Общий бюджет… $3 тыс. Хотя в такой фильм хорошо было бы инвестировать хотя бы $15 тыс. Съемки заняли всего два дня, что очень мало. Вся команда была в нервном состоянии, и только благодаря двум камерам и профессионализму ребят успели все снять. По-хорошему, нужно было 5-7 дней на этот хронометраж. Изначально планировала, что фильм будет 15 минут, но получилось на пол часа (улыбается). Если развернуть сценарий, а у меня есть мысли написать книгу, получится снять полноценный метр. Вообще-то обычно все делается наоборот: сначала книга, потом сценарий, потом фильм. У меня получилось иначе. Как обычно! (смеется)

Ограничения? Фильм вышел на экраны благодаря поддержке моих друзей, их профессионализму и вере в то, что я делаю. Я очень благодарна оператору Анатолию. Мало того, что он был «вторым» оператором, так еще и взялся за сложный монтаж. Он также дал свою музыку - группа «Зелень» - и его композиция играет в начале фильма. Монтаж – это подвиг. Первый блин комом. И сколько бы я не была на съемках в качестве актрисы, но пока не начнешь управлять процессом, не поймешь всех тонкостей. Были свои ошибки… Поэтому Толику нужно давать медаль за отвагу. Он разобрал очень сложный материал: 101 Гб, порядка 10 часов…
Еще одно маленькое чудо – музыка. Мой фильм получился музыкальным, хотя на это и не было средств. Вначале фильма идет клип. Если внимательно присмотреться, действительно есть соответствие действия и текста. Удивительно то, что музыка подбиралась после монтажа, и я просто наугад выбрала песню, а она идеально легла по своему смыслу. Далее, композиция моей лучшей подруги Леси Ильиной в аранжировке Алексея Ольшевского придала этому фильму звучание. Когда я ее услышала, то даже появилась мысль, что только ради одной этой композиции фильм имеет место БЫТЬ!


(звукооператор (и режиссер игрового кино) Владимир Пихоцкий)

Сложности монтажа и пост-продакшн надолго отложили выход фильма?

- Более чем на полгода. Идея появилась в мае и за майские праздники мы закончили съемки. Затем я на личном опыте усвоила, что самый сложный процесс не подготовительный и даже не съемка, а пост-продакшн! Сперва был сложный монтаж. Затем звук долго собирался. Потом столкнулись с цветокоррекцией. Снимали с двух камер, поэтому при совмещении кадров получилась нестабильность по цвету и свету. В итоге, не смотря на хорошую и качественную цветокоррекцию, я обратилась к своему изначальному желанию сделать фильм в ЧБ. Действительно была такая мечта: люди должны ощущать суть, не отвлекаясь на краски и спецэффекты. В данном случае аж до конца съемки картинка идет в ЧБ, что подчеркивает состояние души девушки, которая живет в таком сознании.

Символично…

- В этом фильме вообще очень много символизма. Я огромный поклонник европейского кино, в основном французского. И для меня символизм играет первостепенное значение в любой картине!

(подготовка актера к кадру. Визажист... он же и режиссер Нинель Приходько)

Это первая работа в качестве режиссера. Будет ли вторая?

- Да. Сняла вторую короткометражку – «Доброе сердце». Сейчас идет монтаж. Также есть мечта создать полный метр. Есть наброски к сценарию, которые собираю уже года три. Теперь жду, когда придет та самая муза и скажет «Пиши. Я с тобой!».
Еще полгода назад я не могла взять на себя такую большую ответственность как быть режиссером. Теперь понимаю, что это возможно. Да, это требует очень много сил, очень важно знать правила, обладать большими знаниями в этой области, не менее важна интуиция, нужно уметь делегировать полномочия. Это огромная ответственность. Это подобно тому, чтобы быть богом. Создание фильма – это сотворение маленького мира, новой реальности, в которую, как минимум, верят актеры, веришь ты и команда. А в идеале – еще и зрители.

Радость творчества ощущалась во все моменты создания ленты?

- Да, хоть это и странно. Были тяжелые этапы, но все равно... Один из них - монолог Ангела на горе, когда он говорит о том, что забирает чистую душу пока она еще не успела испортиться. Я лежала на траве пластом, чтобы меня не было видно с двух камер и повторяла про себя весь текст. Этакий мысленный суфлер… я переживала каждое слово актера. В какой-то момент я аж прослезилась... Потому что он сказал именно так, как мне хотелось… Это был катарсис! (смеется)

(актер Саша Сергеев в ожидании "Камера, мотор, начали!")

Кто продюсер фильма?

- Я. Снимала за свои. Продвижением тоже буду заниматься я. К сожалению, в Украине много актеров и режиссеров, но мало продюсеров. А спонсоры - неведомые заморские зверушки. Вроде и есть такие, но в живую никто не видел.

Получается, создание короткометражек в Украине – это, по большему счету, хобби…

- В большинстве случаев. А если говорить обо мне, то нужно еще и добавить «дорогое удовольствие». Когда я назвала сумму друзьям, которые снимают короткометражки, они были в шоке… И заявили, что сняли бы на эти деньги полный метр. Я им верю. Но у меня есть убеждение, что каждый должен получать достойную оплату за свою работу. Более того, я не могла заплатить столько, сколько эта работа должна была бы стоить. К примеру, актерам за съемочный день платила по 300-400 грн. Оплата была всем и считаю, что это правильно. Я сама актриса и соглашаюсь сниматься в безбюджетных короткометражках. Но как режиссер понимала, что мне будет неловко, если не заплачу людям за ту энергию, которую они вложили. Плюс, это взаимоотношение на площадке. Когда все бесплатно - это уровень дружбы… и не всегда тебя услышат. Так работать сложно. Когда есть оплата за работу, силы впустую не тратятся на уговоры. Есть иерархия, и она очень важна. Друзья друзьями. Я их люблю после команды «стоп». Но по команде «начали» – я главная.

(режиссер Нинель Приходько раздает задачи команде)

Чего хочется пожелать зрителям?

- Вдохновения. В фильме нет экшена, насилия, поцелуев… почти ничего из того, что модно в современном кино. Но там есть философия, душа, есть проблема современного общества. На той памятной для меня расстановке у всех вначале спрашивали: «Зачем сюда пришли и чего ожидаете?». И 90% молодых мужчин и женщин, до 35 лет, говорили, что их «убивает» уныние, что постоянно есть ощущение, будто уже видели все, что все «уже было». Фильм об этом. Очень многие люди не живут, а существует. Я бы хотела, чтобы каждый зритель задумался о том, что любой день может быть как последним, так и первым. И что никогда ничего не бывает поздно. Живите и радуйтесь. Все очень просто. Просто еще один день!

9 декабря в Киеве в кинотеатре Жовтень состоится премьера короткометражного фильма «Просто еще один день». (вход свободный)

отсель


Tags: короткий метр, короткометажка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

  • Отзывы о Clubhouse, или что нужно доработать

    На днях протестил новую социальную сеть Clubhouse. Сеть для тех кто любит ушами :) и любит поговорить. Причем первых больше чем вторых. Если…

  • Monster Hunter или Твою мать драконы

    Наконец-то в кинотеатры выпустили достойный фильм. С этими карантинными переносами почти нечего смотреть на большом экране. А вот в IMAX…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments