cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Редактор и автор: игра на одном поле

Сегодня среди сценаристов распространено мнение, что процесс написания сценариев слишком активно контролируется со стороны продюсеров и особенно редакторов, что, в свою очередь, мешает авторам раскрыть свой творческий потенциал и создавать действительно сильные, оригинальные истории. О том, как построить работу редактора и автора, чтобы получить максимальный творческий результат – в статье руководителя сценарного агентства CINEMOTION SA - Светланы Фричинской.



В процессе работы над созданием  «Курса подготовки редакторов»,коллеги обратились ко мне с просьбой рассказать об особенностях этой профессии и о том, что важно знать начинающему редактору. Я попыталась кратко изложить некоторые  правила и методы редактуры, которые сформировались у меня за время работы  в этом качестве.   

Работа со сценариями требует больших навыков и опыта, чем можно изначально представить. Не достаточно быть адекватным и иметь свое собственное мнение. Хорошие редакторы должны уметь предложить: как улучшить тот или иной материал посредством введения дополнительного персонажа, второй сюжетной линии и так далее. Это умение является результатом накопленного опыта и «шестого чувства», понимания произведения, а этому нельзя научить. Все лучшие редакторы в этой области обладают им. Хороший редактор может сразу представить себе возможный видеоряд и даже временные рамки будущего фильма. Талантливый редактор не заставляет автора насильно преодолевать ту или иную преграду на своем пути, но пытается сделать так, чтобы изменения, вносимые автором в сценарий, были естественными.  

 

Первый вариант сценария.   



Как правило, от первого варианта сценария редакторы ждут чего-то гораздо большего, чем он может реально быть. На самом деле это, скорее, исходный материал. Первый  вариант зачастую не поддается оценке. Иногда кажется, что все потеряно,  но совершенно неудачный первый вариант, на самом деле, может быть полезен. Он позволяет вам наверняка определиться с тем, что же вы хотите от сценария, видя в напечатанном варианте все плюсы и минусы.  

Важный момент. Редактор должен связаться с автором, как только прочел первоначальный вариант, до того, как обсудить идею с кем бы то ни было еще. Если вы знаете лично хотя бы одного автора, вы понимаете, как они переживают, отсылая сценарии в продакшн-компании, когда им никто не отвечает. Если для вас важны деловые отношения, а они должны быть важны, если вы хотите получить удачный сценарий, то тогда не оставляйте автора в неведении. Автору будет приятно услышать вас, даже если вы считаете, что сценарий требует большой доработки.

 

Как строить разговор с  авторами.

Ваш разговор с автором о сценарии должен быть полностью безличен, вы не должны ждать от автора какой бы то ни было благодарности, интересы автора должны быть всегда приоритетными. Ваши предложения должны быть только предложениями и ничем более.

Не бойтесь восторгаться положительными сторонами работы. Неважно, сколько комплиментов вы уже сделали автору, обычно этого все равно недостаточно. Творческим людям обычно нужен стимул, мотивация для того, чтобы выполнить работу наилучшим  образом. Хороший редактор должен быть с автором на paвных. Это необходимо, потому что наиболее удачные сценарии - выражение индивидуальности сценариста.

Огромное количество замечаний, ремарок, как правило, не помогает авторам. От редакторов зачастую требуют написания  весьма пространных критических заметок о сценариях для того, чтобы работодатели могли оценить их ценность, как сотрудников. С моей точки зрения, нескольких строк для выражения основных идей вполне достаточно. Я абсолютно уверена, что сценаристы  ненавидят длинные комментарии, и не возвращаются к ним, когда занимаются переделкой своей работы.

Редактирование сценария - это, своего рода, паззл - вы что-то меняете, и тогда все остальное уходит из-под удара. Вы должны быть вовлечены в процесс для хорошей редакторской правки, и это происходит после обсуждения вами работы с автором, внесения изменений, а затем снова обсуждения. Для того, чтобы действительно выявить проблемы, необходимо проникнуться ими: как только вы начнете воспринимать их как свои собственные, вам легче будет помочь автору.

Редактирование первого варианта сценария. Наиболее важным после первого прочтения сценария является разговор с автором один на один. Я набрасываю несколько вопросов перед началом обсуждения работы, независимо от того: пишу ли я их для себя (чтобы прояснить свои собственные мысли) или для автора (он живет в другом городе или плохо идет на контакт).

Важно дать автору четко понять, какие герои описаны плохо, какие нити повествования до конца не развиты. Важно не обращать большого внимания на отдельные диалоги и сцены при первом прочтении. Вы  должны стараться вдохновить автора на то, чтобы избавиться от наиболее неудачных моментов и развить удачные.

Кстати, иногда я меняю свое мнение о некоторых моментах, подвергнутых мною критике ранее, после непосредственного разговора с автором. Хороший сценарист обычно умно и правдоподобно защищает свои идеи, в которые он безоговорочно верит.

Доработка первоначального варианта сценария. Некоторые авторы не понимают необходимости доработки, и это одна из проблем, с которой сталкиваешься при редактировании. Но реально понять потенциал сценария можно именно при доработках  – зачастую даже многократных.  Переработка сценария  – важная часть творческого процесса.

 

Редактирование второго варианта. Второй вариант сценария обычно вдохновляет на дальнейшую работу. Теперь сценарий начинает приобретать форму. И теперь  для редактора начинается настоящая работа - нужно обсуждать с автором сценарий кропотливо,  сцена за сценой.

Во время чтения сценария  я делаю пометки для автора на полях. Считаю, что этот вариант с пометками наиболее удачен, наилучшим образом помогает автору.

В данном варианте очень важно делать заметки относительно всего, что должен, на ваш взгляд, изменить сценарист. Это необходимо по двум причинам: для поддержания боевого духа автора и для того, чтобы при внесении правок он ничего не упустил.

При чтении второго варианта я действую уже более детально: прошу автора убрать тот или иной диалог, сцену.  Но всегда нужно  прислушиваться к объяснениям автора относительно того, зачем нужен тот или иной эпизод. Если вы четко представляете себе, какие цели ставил сценарист, то вам будет гораздо легче объяснить, почему он или она поступают неверно, и как исправить это упущение.

 

Последующие варианты сценария могут разочаровать вас. Иногда кажется, что при работе над третьим вариантом сценарист  был не до конца усерден. Автор, кажется, не может ничего исправить. Возможно, вам даже больше понравился предыдущий вариант сценария.  Сразу же приступайте к работе - не теряйте время. Не бойтесь, что вы можете повториться. Возможно, вам нужно немного подтолкнуть сценариста. В ответ автор, конечно, может выразить свое недовольство, особенно, если он или она поступили так, как советовали вы, но результат вас не удовлетворил. В таком случае вы должны сначала признать свои собственные ошибки, допущенные вами, как редактором. А затем вы должны дать автору понять, что верите в его силы, что вы готовы к долгой и плодотворной работе.

Возможно, понадобится переписать сценарий еще несколько раз до тех пор, пока не наметится своеобразный прорыв, и тогда работа пойдет легче.

Редактору стоит посоветоваться с  коллегами перед тем, как передать сценарий вышестоящему лицу. За время длительной работы над проектом вы также могли «иссякнуть». Вам может  потребоваться мнение нескольких людей, но не принимайте на веру все, что услышали. Постарайтесь защитить автора, насколько это возможно, от этой «обратной связи». Однако, если вы слышите одни и те же критические замечания, то поделитесь ими с автором,  и внесите некоторые корректировки.

Отдельно хотелось бы сказать о работе редактора с автором, который является и режиссером будущего проекта. Конечно же, многие удачные сценарии в истории кинематографа были написаны самими режиссерами. Но для редактора гораздо сложнее работать со сценарием, который написал режиссер, потому что если это хороший режиссер, то фильм уже у него в голове. Возможно, вы просто не сможете понять, исходя из написанного, как он видит ту или иную сцену. Поэтому лучше проговорить это более детально.

Кстати, совет, - поддерживайте отношения как можно с большим количеством режиссеров. Очень часто продюсеры пытаются реализовать тот или иной проект, не имея представления о том, с каким режиссером они намереваются в дальнейшем работать. Взгляд редактора на сценарий чуть иной, изнутри – поэтому зачастую именно редактор может четче видеть, какой режиссер его может сделать.

Мне кажется, что многие режиссеры не придают должного значения сценаристам, они считают, что главным в процессе создания фильмов является их, режиссерское, видение. Редактор должен  отчетливо понимать, что автор является ключевой фигурой в процессе создания фильма. И его задача - убедить режиссера, что ему одному не справиться с переработкой сценария, если она требуется.

Когда вы выбираете автора, нужно всегда помнить следующее.

Есть два основных  типа авторов - одни способны не только написать сценарий, но потом действительно улучшить его, переработать, и вы будете видеть прогресс с каждым новым вариантом.  Есть сценаристы, которые  могут предложить вам только идею единовременно и ничего более. Поэтому вы должны четко понимать, на какой вид работ берете того или иного сценариста, чтобы ни с его, ни с вашей стороны не было разочарований.

Ваша задача - найти автора, который будет действительно заинтересован в работе над проектом. Наилучшим вариантом является ситуация, когда идея сценария принадлежит самому автору, или он будет работать в непосредственной связи с продюсером и режиссером. Гораздо реже можно достичь положительных результатов, если мотив автора - деньги.

 

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА РЕДАТОРА

Верьте в то, что вы делаете.

Будьте терпимы, и всегда помните о том, что процесс создания сценариев сложен и неоднозначен.

Найдите  баланс между внимательным отношением к авторам  и пониманием того, что имеет практическую ценность и коммерческий потенциал.  отсель http://www.cinemotionlab.com/think/135

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

  • Отзывы о Clubhouse, или что нужно доработать

    На днях протестил новую социальную сеть Clubhouse. Сеть для тех кто любит ушами :) и любит поговорить. Причем первых больше чем вторых. Если…

  • Monster Hunter или Твою мать драконы

    Наконец-то в кинотеатры выпустили достойный фильм. С этими карантинными переносами почти нечего смотреть на большом экране. А вот в IMAX…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments