cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Продюсер, различные подходы

Общие функциональные задачи продюсера

Продюсер это тот, кто принял решение сделать кино – не важно какое, на пленке или видео, неважно какого жанра. Главное – это решение сделать кино. Для этого продюсеру необходимо собрать вместе деньги, творческую команду, техническую команду, производственные мощности. Если все это есть при наличии идеи, то в определенный срок будет создано кино.

На этом общее в определение продюсера заканчивается, а начинаются отличия, которые определяются страной, где продюсер оперирует, является ли он независимым или студийным. От этих отличий будет зависеть фокус и навыки конкретного продюсера, а также методы его действий. Если решение о производстве фильма исходит непосредственно от человека, то он определяет все ключевые моменты. Кстати, наивно полагать, что на крупных студиях решения принимает некая абстрактная студия. Всегда начальная инициация исходит от кого-то, кто приходит с проектом, кто приделывает ему ноги. Правда, в студийной системе не всегда продюсер – этот тот, кто первый нашел идею.

 

Национальные модели прибыли кино производства

Продюсер - лицо  (Не важно – это юридическое или физическое лицо), которое стремиться получить прибыль от производства фильма.

Все существующие в мире модели прибыли можно очень грубо разделить на две:

  • американская модель, основанная на получении прибыли продюсером при продаже прав и получении хороших результатов в прокате и на иных рынках. Это классическая рыночная модель, при которой прибыль отдельного кинопроекта возникает если совокупные затраты на производство и продвижение проекта меньше совокупных доходов от проката и всех рынков. Такая модель характерна для любого национального кинематографа, где достаточно развит прокатный кинорынок. Развит настолько, что устанавливает предел для реалистичного бюджета отдельного кинофильма. К рыночным странам относятся все англоязычные страны, Франция, Германия, более или менее Италия, Индия, Япония и страны Юго-Восточной Азии. Эти страны позволяю создавать фильмы со значительными бюджетами, которые окупаются (при успешном фильме) в национальном прокате. Безусловно, самый крупный рынок – это США и Канада, он имеет огромный потенциал и огромную конкуренцию, искушенного зрителя и громадное предложение. Естественно американские производители в лице большой «шестерки» доминируют на мировом рынке. По такой модели работают классические рыночные продюсеры.
  • бюджетная модель, основная на получении прибыли продюсером при получении финансирования на производство фильма и в меньшей степени ориентированная на получение широкого проката. Такие модели существуют в Великобритании, Франции, России и всех странах, где есть системная государственная поддержка кино (Product placement и спонсоринг также можно отнести к разновидности этой модели). Эта модель прибыли основана на получении положительной разницы между общим количеством полученных средств и прямыми расходами проекта. По такой модели работают, наверное, 99% российских продюсеров.

Фокус рыночного продюсера – поиск выдающейся истории, актеров и режиссеров, которые могут максимально раскрыть потенциал идеи.

Эти правила прекрасно понимают в США и любой рыночно ориентированной отрасли (к примеру на ТВ), поэтому если продюсер сделал хороший пакет, в который входят сценарий и каст, то это максимальный шанс получить финансирование. Этот тезис работает как для независимого продюсера, так и для студийного, который может разрабатывать проект на деньги студии, но еще не факт, что будет дан «Green Light».

Продюсеры, работающие по бюджетной модели - НЕ стремятся достигнуть как можно более широкого проката. Их цель – ограниченный прокат для т.н. «элитной» аудитории. Поскольку они работают в заранее заданных бюджетных ограничениях, то для них важно иметь проект, который не превысит этих ограничений. Более того, для бюджетного продюсера важна не столько краткосрочная прибыль текущего проекта, а возможность постоянно нырять в бюджетную кормушку.

Государственными и окологосударственными бюджетами управляют люди, которые никогда не занимались коммерческим кино. Это всегда специфическая ниша, которая получила название Арт Хаус, или «умное» кино, «кино не для все». Именно на такое кино обычно работает большинство фестивалей, такое кино имеет определенные критерии. Которые, однако, зависят только от экономической составляющей и ни от чего более. Поэтому бюджетные продюсеры действуют в рамках серьезных ограничений.

Они не могут приглашать дорогих звезд, они не могут использовать огромные постановочные ресурсы – у них просто нет денег. Поэтому бюджетные продюсеры ищут не выдающиеся истории, которые могут привлечь всех, а ищут сценарии, которые можно уместить в прокрустово ложе скудных бюджетов. А ведь надо еще и денег заработать, а ведь надо еще и отблагодарить. Соответственно и режиссер для этой картины привлекается маргинальный, который более никак не востребован, кто не будет просить серьезных гонораров и претендовать на многое. По такому же принципу подбирается и все остальное. Это, в частности то, что происходит у нас.

Фокус бюджетного продюсера – поддержка ключевых отношений с чиновниками фондов и финансирующих агентств, поиск бюджетных историй, укладывающейся в ограничения, поиск актеров и режиссеров, которые согласятся участвовать в этом проекте.

В результате исконная, я бы сказал, родовая модель прибыли бюджетных продюсеров – это заработок на освоении бюджета. Их прибыль – разница между полученным бюджетом и реально потраченным. Из этого следует вполне определенное отношение к рискам, а именно их неприятие. Бюджетные продюсеры в своем большинстве не привыкли вкладывать средства, а более привыкли осваивать бюджеты. Если прибыль возникает в момент получения финансирования, а не в момент реализации прав, тогда действуют иные механизмы ее максимизации.

К примеру, вы получили на производство фильма 1 млн. долларов, а ваш реальный производственный бюджет составляет 300 тысяч. Долларов (да-да, на пленке). В этом случае ваша прибыль составляет 700 тысяч долларов если только вы не потратите больше. При этом вы отлично понимаете, что никакой прокат вам не нужен, так как нормальный прокат, к примеру, на 100 экранах – это как минимум 100 тыс. долларов на печать копий. Да еще и на рекламу нужно тысяч 200 долларов бросить. В результате если вы идете в прокат в 100 копий с рекламной поддержкой, то, может быть, вы достигнете неплохого результата в 5000 долларов на копию. На 100 копиях вы получите box-office – примерно 500 тыс. долларов, из которого вы как продюсер получите не более 30% а именно – всего 150 тыс. долларов.

Получается нонсенс – Вы вложили в прокат 200 тыс. долларов, а получили всего 150 тыс. долларов. И это хороший результат. А если вы получили какие-нибудь 500 долларов на копию, то ваша прибыль продюсера будет вообще отрицательной. Вы, конечно, можете работать с прокатчиком, но тогда вы скорее всего получите не более 20% от кинотеатрального сбора. Опять риски.

Получается, что выгоднее не увеличивать бюджет, не вкладывать в рекламу. Ведь вы уже в прибыли. Зачем ее уменьшать. Тем более зачем нужны фестивали, зачем затраты на маркетинг? Дешевле заплатить сообществу критиков или PR менеджеров, которые обзовут фильм шедевром. Даже премию на Кинотавре можно получить.

Возникновение прибыли в момент получения финансирования, а не в момент реализации прав приводит к еще одному пагубному результату – к снижению цен на продажу премьерных прав на теле показы и DVD. Если прибыль УЖЕ получена, то дополнительная продажа это просто хороший бонус. Телеканалы и дистрибьюторы отлично знают эту кухню, поэтому понимают, что любая предложенная цена будет приемлема для продюсера, более того – это будет уже сверхприбыль. Наконец, если есть источник безвозвратных и бесконтрольных денег, то зачем вкладывать свои деньги, которые возникают в процессе освоения бюджета.

Старая студийная система разделяла всех создателей фильма на творческий и технический персонал и ресурсы (Above-the-line и Below-the-line). Можно сказать так, что в компетенцию executive producer входит привлечение финансовых и творческих ресурсов, подписание с ними контактов. В компетенцию продюсера входит привлечение технических ресурсов и подписание с ними контрактов. В компетенцию линейного продюсера входит выполнение работ.

Такое разделение имеет свои корни в бюджетном процессе кино производства:

  • Executive producer определяет примерный бюджет фильма на основе сделок с творческой командой.
  • Исполнительный продюсер уже действует в рамках бюджета при заключении договоров с продакшн компанией и сервисными компаниями.
  • Линейный продюсер исполняет бюджет.

Соответственно, линейный продюсер следит за соблюдением бюджета и графика съемок, и если возникает превышение, то решение о выделении средств или приостановке проекта – выносит Генеральный продюсер.

Таким образом, система управления кино проектом – выглядит, в общем, так:

финансирование генеральный (executive) продюсер
реализация продюсер (producer)
организация
preproduction production post-production
линейный (line) продюсер
творчество
  production coordinator post-production coordinator
режиссер

Примерное соответствии между американской и российской системой:

Россия США
Генеральный продюсер Executive producer
Исполнительный продюсер Producer
Линейный продюсер Line producer/UPM

Основная задача Генерального продюсера – обеспечить комплекс – идея, актеры, съемочная группа и финансирование. Поскольку в реальности кто-то лучше может привлекать один из ресурсов, то люди могут объединяться, поэтому у фильма может быть несколько Executive producer. Признак Executive producer – то, что он привносит в проект какой-то ресурс – кадры, связи, деньги или идею. Также Executive producer отвечает за заключение ключевых сделок проекта – это контакты с актерами, сценаристом, режиссерами и другими.

Основная задача Producer – обеспечить все, чтобы фильм был сделан в соответствии с планами Executive producer, и обеспечить развитие проекта. Иногда бывает так, что Executive producer и producer – разные люди, а иногда – это один человек. На привычном языке producer – это руководитель проекта на верхнем уровне. Он может управлять несколькими проектами.

Producer – заключает все контакты с поставщиками и персоналом нижнего уровня.

Line producer – это реальный руководитель проекта, который отвечает за все организационные моменты и вся организация лежит на нем. Это операционный директор проекта и он может отвечать только за один проект.



Автор Алексей Крол

 

Tags: продюсер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments