cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Categories:

Креативная работа над идеей и сценарием



Креативные методики, которые помогают при разработке идей

Вне зависимости от того, генерите ли вы идеи в мозговом штурме с группой товарищей, или сидите в одиночку взаперти, вы наверняка будете так или иначе использовать один из четырех классических способов создания идей. 

1. Эволюция. Улучшение чужой идеи.

Большинству людей проще отталкиваться от уже существующего для того, чтобы создать что-то свое. Подавляющее большинство «новых идей» во всех областях науки и искусства – это усовершенствованные и дополненные старые. Критика увиденного и желание сделать лучше очень часто приводят к невероятным  творческим удачам.

2. Синтез. Ситуации, когда две и более идеи на стыке рождают нечто новое.

Давайте попробуем поэкспериментировать в режиме реального времени: что получится, если совместить «Крепкий орешек» и «Маленькую мисс Счастье»? Например – история о том, как фургон с ненормальной семейкой угоняет террорист, которому надо добраться на корпоративной вечеринки своей бывшей, пока та не выскочила замуж за другого… Самое время теперь применить первый способ и попробовать улучшить придуманное.

Другой вариант: можно совместить героя и самое неподходящее для него место действия. Например, поместить двух музыкантов в джазовый оркестр, где играют только девушки. Беглых заключенных – в пионерлагерь («Каникулы строгого режима»), блондинку – в Гарвард («Блондинка в законе»).

Большинство фильмов с двумя главными героями, кстати, строятся на том, что герои являются носителями несовместимых идей / представлений о жизни. Проститутка и холеный бизнесмен («Красотка»); циничный хваткий парень, нуждающийся в деньгах, и его брат-аутист - наследник большого состояния («Человек дождя»)… Эти и многие другие истории объединяет одно: все они рассказывают о судьбоносной встрече героев, которые друг друга на дух не переносят, но, как выясняются, могут многому друг друга научить.


3. Революция. Ломка существующих представлений и традиций.

Если до этого мы говорили о механизмах создания пусть очень хороших, но все-таки историй из категории low-concept, то сейчас речь пойдет о прорывных идеях. Здравый смысл позволяет нам успешно функционировать в обществе, но он же одновременно является и одной из самых частых причин творческого ступора для сценариста. Простой способ «отпускать» мозг – это почаще задаваться вопросом «Что было бы, если бы…»

Совет звучит банально и многим известен, но он на самом деле хорошо работает. Особенно, если его дополнить: задача сценариста – не придумать вопрос, а найти на него ответ. Так что, задавшись даже самой «бредовой» проблемой, потратьте хотя бы 5 минут на то, чтобы логически продумать возможные варианты ее решения. Результаты могут удивить.    

4. Взгляд на конфликт или на жанр под другим углом.

Сюжетов в мировой литературе не так много, и большинство циркулирующих вокруг нас историй – не что иное как вариации нескольких основных тем. Например, «Девчата» и «Служебный роман», на первый взгляд, представляют собой два разных сюжета. Но если вдуматься, сюжет – один и тот же, «вечный»: герой ради выгоды пытается влюбить в себя «жертву», но влюбляется в нее сам. Новый взгляд Брагинского и Рязанова на историю по сравнению с «Девчатами» заключался в том, что они отразили реалии своего времени и показали новых героев - в ситуации, когда женщина оказывается выше мужчины по социальной лестнице.  

Традиционный взгляд на сюжет о похищении заключается в том, что герой должен начать выполнять требования преступников, чтобы вернуть близкого. В фильме «Выкуп» 1996 года сценаристы перевернули сюжет, заставив главного героя использовать деньги не по назначению, а на оплату убийства преступников. Фильм отлично смотрится и в наши дни. 

Еще одна эффективная техника: можно попробовать посмотреть на известную историю через призму другого жанра. Что было бы, если «Полет над гнездом кукушки» стал комедией? Совсем другая история…

Креативные методики, которые помогают при работе над сценарием

Специфика работы над сценарием заключается в том, что не только сценарист должен быть креативным, но и его герои. Зритель «включается» в историю только тогда, когда герою удается удивить его нестандартными поступками.

Это работает всегда, даже в мелочах. Вспомните «Чего хотят женщины»: не самый симпатичный персонаж Мэла Гибсона начинает танцевать с вешалкой, и тут же становится нам симпатичен. Не потому что Мэл Гибсон танцует хорошо, а потому что его герой проявляет креативные способности.

1. Существует очень простая техника развития творческих способностей, которая может помочь вам создать симпатичного героя. Выберите любой предмет, на который ваш глаз упадет, и придумайте 15-20 способов, как его можно использовать не по назначению. Именно так: вешалка нужна для того, чтобы вешать на нее одежду, но с ней можно и танцевать. 

2. Любая киноистория, как известно, это движение героя к цели через препятствия. Довольно часто сценарист сталкивается с проблемой, когда он знает, какое препятствие герой должен преодолеть, но не знает – как. В этой ситуации можно попробовать записать на бумаге проблему, которую герою надо решить, а затем последовательно, раз 5 подряд, отвечать на вопрос: «Почему герой должен это делать?». Например:  

«В этой сцене герой должен узнать секрет своей жены». Почему?

«Потому что герой должен начать сомневаться в успешности своего брака». Почему?

«Потому что герой должен начать думать, что он не отец своего ребенка». И т. д.

Это позволит вам, не «закапываясь», увидеть и понять картину целиком. К тому же, как правило, самый глубинный слой проблемы и подсказывает в итоге самое неожиданное и интересное ее решение.

3. Проблему можно не решать. Если хорошего варианта решения проблемы в голову не приходит, иногда бывает полезно целенаправленно думать о том, как герой может не справиться с задачей. Есть шанс, что, пока мозг переключился на решение нового вопроса, подсознание предложит хороший ответ на предыдущий. Если нет – вполне возможно, что для истории будет даже лучше, если герой не справится. Мы же помним: сюжет – это череда взлетов и падений на пути к цели. А в провале драмы всегда больше. 

4. «Что может быть хуже?». Роберт Макки на своих семинарах предлагает довольно интересный метод, как можно двинуть историю дальше. Если вы не знаете, что герой может предпринять в придуманной ситуации, попробуйте представить себе: что самое худшее может с ним сейчас произойти? А что – самое лучшее?

5. Неожиданное вмешательство. Если ничего не помогает, в крайнем случае всегда есть второстепенные персонажи, которых можно использовать для решения проблем. Правда, в этой ситуации сценаристу тоже надо проявить немало креативности, чтобы помощь посторонних сил выглядела естественно и непредсказуемо.


Tags: идея, креатив, сценарий
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

  • Отзывы о Clubhouse, или что нужно доработать

    На днях протестил новую социальную сеть Clubhouse. Сеть для тех кто любит ушами :) и любит поговорить. Причем первых больше чем вторых. Если…

  • Monster Hunter или Твою мать драконы

    Наконец-то в кинотеатры выпустили достойный фильм. С этими карантинными переносами почти нечего смотреть на большом экране. А вот в IMAX…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments