cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Categories:

Распил на Евровидении ?

Продюсер Джамалы дал Karabas Live откровенное интервью – о гонораре певицы, коррупции в «Евровидении» и о том, как до Киева не доехала Леди Гага




С Джамалой после победы в Стокгольме. Фото из архива Игоря Тарнопольского

Успехи Джамалы в последние годы — это успехи и ее команды. Небольшой по составу, слаженной и дружной в прямом смысле слова — все эти люди знакомы давно и связаны не только профессионально, но и по-человечески. Ключевая фигура в этой Jamala’s band — продюсер Игорь Тарнопольский.


Тандем продюсера и певицы сложился почти десять лет назад. Творческие метаморфозы Джамалы, принимаемые ею решения, победа на «Евровидении 2016» — в этом немалая доля ответственности Тарнопольского. Когда он говорит об артистке, с которой работает, Игорь похож ювелира, который придерживается принципа «не навреди» — упаси бог сделать неловкое движение и зацепить природный талант. Тарнопольский, при всей твердости позиций и бизнес-жилке, осознает, что имеет дело с тонким и сложно устроенным музыкальным организмом.

За последний год мы случайно виделись на различных мероприятиях раз десять. Из спонтанных коротких бесед было ясно — с каждым разом Тарнопольскому все больше есть что сказать, но он себя сдерживает. Накануне «Евровидения» в Киеве критическая масса ожиданий была накоплена: у меня назрели вопросы ребром, у продюсера Джамалы — ответы на них и на те вопросы, о существовании которых я даже не подозревал. 16 мая мы встретились и четыре часа проговаривали все шаг за шагом. Ниже — лишь самое ценное из этого разговора.

«Я знаю, что распил был. И что делалось это неприкрыто»

Я вижу по лицу: тебе есть столько сказать, что даже не знаю, когда мы закончим.

Попробую начать. Почти полтора года, начиная с нацотбора «Евровидения 2016» и заканчивая финалом «Евровидения 2017», мы провели в состоянии марафонцев. На пик скорости мы вышли в день победы в Стокгольме. Супервайзер конкурса Йон Ола Санд, передавая папку с документами, дающими право Украине проводить «Евровидение 2017», руководителю нашей делегации Виктории Романовой, сказал: «Подготовка к конкурсу начинается уже сейчас». И мы все поняли, что это не метафора. И в «правильных» странах, я думаю, так все и происходит. Люди берутся за «Евровидение» как за всем понятный проект и делают его на высоком уровне. В Стокгольме, к примеру, конкурс был проведен на высочайшем уровне.

Мы вернулись домой, нас жарко встретили в Борисполе, потом были поздравления от высших органов власти, прием у Президента. А потом было совещание Кабинета министров, на которое меня пригласили. И там же сразу несколько чиновников заявили о неготовности своих ведомств к проведению конкурса. После этого был создан оргкомитет, и началась такая чехарда длиной в 12 месяцев… Меня очень подмывало рассказать о ней по ходу, но мне не хотелось влиять на результат подготовки к конкурсу. А теперь я готов говорить.

Предлагаю обо всем по порядку. Что за чехарда?

Прежде чем перейти к деталям, я вот что скажу. На определенном этапе моей деятельностью были ТВ, кино, реклама. Я в качестве исполнительного продюсера работал над проектом «Телезірка – Суперзірка», это был большой опыт. Я очень хорошо ориентируюсь в том, как делаются музыкальные телепроекты. А в Стокгольме я довольно дотошно изучил, как делается «Евровидение».

Но как выделяется государством бюджет в таких случаях и какова структура национального вещателя, я не знал. И первое, что я понял – этого не понимает у нас никто, не собирается понимать и не имеет на это политической воли. А я точно знаю: если судьба бюджета не определенная, там не может быть производства. Люди не будут работать бесплатно, а техника сама не подвесит себя к потолку и т.д.

Кроме того, в Украине архаичная структура государственного ТВ. В России с этим быстро разобрались, превратив госканалы в ретрансляторы идеологии – это два мощнейших конгломерата, напичканных ресурсами разного рода. Это произошло потому, что там 17 лет один человек все в стране строит под себя.

У Украины есть свой путь – идея общественного телевидения. Прописанная на бумаге после Майдана, на сегодня она тихо умирает. Там, где нет средств и людей, которым это нужно, нет политического лобби проекта, ничего не родится. Когда стало ясно, что надо проводить «Евровидение», руководитель НТКУ Зураб Аласания заявил, что нужно в ускоренном режиме трансформировать НТКУ в новую форму общественного телевидения.

Ответом ему было то, что все останется как есть. То есть государственная корпорация должна была платить иностранным фрилансерам, подрядчикам — которые не входят ни в штат НТКУ, ни в налоговый реестр в Украине. Аласания сломал себе зубы об это и многие другие препятствия, получил инфаркт и ушел.

На днях с радостью прочитал о возобновлении этого процесса и возвращения Аласании как руководителя новой структуры, но на момент подготовки к конкурсу он был связан по рукам и ногам, настаивая на функционировании в рамках закона.




Фото их архива Игоря Тарнопольского


Какой-то замкнутый круг получается из нереального и абсурдного.

Любой проект в здоровом режиме как делается? Берется некая его библия (инструкция), в которой написано, как все делается. Профессионалы национального телеканала садятся, все просчитывают и говорят: проект стоит столько-то, нужен такой бюджет, на основании расценок локального рынка.

У нас делалось все с точность до наоборот. «Сколько мы можем выделить денег на «Евровидение»?» — «Ну, давайте 30 миллионов евро». Это же нонсенс. Невозможно выделить деньги на то, что еще не посчитано. Это разговор не о том, как провести конкурс. Это разговор на тему «Сколько денег мы распилим?» Я сходил на пару совещаний оргкомитета и потом перестал это делать. Это было невыносимо слушать и видеть.

Потом была «битва городов», которой на самом деле отвлекали внимание. Никакого варианта кроме Киева не было, это была игра. У меня была возможность коротко пообщаться с представителями администраций городов и кроме капитальной перестройки советских объектов и накрытия стадионов  ничего похожего на реальный проект предложено не было.

Реальность же такова – в стране за 25 лет не построено крытой спортивной арены мирового уровня, где можно было бы провести такой конкурс, как «Евровидение». Огромный торговый центр возле Дворца спорта в Киеве вырос, а сам Дворец при этом не реформировался. Почему? Потому что в это не пускают частный капитал. Это кормушка, с которой никто сам не уйдет. Собственно, вариант Дворца спорта тоже быстро отпал, потому что там на конец апреля намечался чемпионат по хоккею.

Битва городов отвлекала внимание от чего?

От того, как все обстоит ужасно с подготовкой к конкурсу. В НТКУ, который должен был заняться процессом, работают старорежимные люди с зарплатой в, условно говоря, 1000 гривен, там не может быть профи по определению. Надо было искать каких-то других людей. Когда это стало ясно, выяснилось, что денег на них нет, или они будут, но когда нибудь во второй половине 2017.

Виктория Романова и Александр Харебин, которые на тот момент были исполнительными продюсерами «Евровидения 2017», начали активно предлагать людям работать бесплатно, на перспективу. Это привело к появлению вокруг них некоего вече из студентов, активистов и подрядчиков, которые думали, что проект в любом случае состоится, а с деньгами как-то решится. Например, финансисты и юристы обсуждали креативную концепцию. Когда надо было распечатать что-то, техдиректор Первого национального говорил, что он не может этого сделать, потому что надо купить принтер. И так далее. Это было странно и страшно.




Фото: telekritika.ua. Предоставлено Игорем Тарнопольским


Но даже в этих условиях Романова и Харебин пытались что-то выстраивать. Тем временем, подступали дедлайны по оформлению сцены и прочим вопросам. Часть работы заказывалась за границей – людям обещали, но не платили. И те соглашались на сотрудничество только благодаря гарантиям Европейского вещательного союза (EBU).

Пока нет денег, в ставке премьер-министра Украины происходят невероятные вещи.

Но сначала немного истории. В 2005 году в Украине занимался «Евровидением» Павел Грицак. Его партнер – продюсер Александр Ксенофонтов, муж Русланы Лыжичко. Несмотря на то, что после конкурса 2005 года было заведено несколько уголовных дел, они тогда закончились ничем.




Павел Грицак. Фото: eurovision.ua


Схемы работы за это время не изменились. Например, если надо взять в аренду технику для «Евровидения», то надо не обратиться в компанию, где техника есть, а стать этой компанией. Из бюджета перечисляются средства на закупку техники для такой компании, а потом эта же техника сдается государству в аренду. По такой и многим другим схемам было «блестяще» проведено «Евровидение» 2005 года.

Когда в 2017 году Павел Грицак стал снова исполнительным продюсером конкурса, у меня волосы встали дыбом. У меня нет ничего лично к этому человеку, но я слишком много знаю о его «достижениях».

Как попасть на позицию исполнительного продюсера «Евровидения»?

Нужно иметь хорошее лобби. Его обеспечили Руслана и Ксенофонтов. Они убедили людей в Кабинете министров, что Грицак – кризис-менеджер, который все решит. У конкурса появились также новые кураторы, в частности, режиссер и драматург Сергей Проскурня. Это человек, который завалил немало проектов. Я сталкивался с ним не раз как менеджер артиста, более бескомпромиссного афериста я не видел. Он лучший друг чиновников на Банковой по вопросам культуры, он занимается военными парадами, красными дорожками. Формирует имидж Украины, так сказать.




Сергей Проскурня. Фото: страница в Facebook Сергея Проскурни


Вот такие люди водят хороводы вокруг наших власть имущих и объясняют им, как надо презентовать Украину. Я понимаю, что являюсь сейчас занозой со своим частным мнением, но мне просто обидно, что после такой красивой и чистой победы Джамалы в Стокгольме все обернулось таким фарсом. А страна на это отреагировала так: ну, да, у нас не идеально, ну, пилят бюджеты, но в целом же все получилось неплохо, на уровне.

А как же система Prozorro, которая должна этому препятствовать?

Prozorro – очень хорошая система. И она отлично работает, когда надо, например, из года в год закупать консервы для детского дома, и теперь в этих консервах есть мясо. Но она не может помешать списать несколько миллионов гривен, когда ты проводишь тендер на установку трибун в МВЦ.

Ставится задача: выиграть тендер должна непременно украинская компания «Арт-макс». Но сначала его выигрывает какая-то немецкая компания. На следующий день итоги тендера аннулируются – якобы немецкая компания не соответствует техническим требованиям. И работа перепоручается «Арт-максу». Немцам мы не доверяем, а далеко не самой сильной компании на украинском рынке – да, доверяем. И никто в этом не хочет разбираться. Итог: построено 600 мест в зале в слепых зонах, откуда сцена не видна, дедлайн просрочен на 4 дня, откаты получены.

Возможно, это неправильно – обвинять голословно людей в распилах. С другой стороны, я не могу молчать, потому что я точно знаю, что так все и было. И что делалось это неприкрыто. И поверь, трибуны это малая часть.

«Леди Гага давала согласие выступить в Киеве»

На твой взгляд, между назначением Грицака исполнительным продюсером и появлением Русланы в роли «приглашенной звезды» «Евровидения 2017» есть связь?

Конечно. Она помогла ему занять место продюсера, а он помог ей попасть в эфир. Это ужасно и стыдно. Изначальный шоу-продюсер «Евровидения 2017» Стюарт Барлоу, которого потом заменили Кристером Бьоркманом, говорил мне, что был против этого решения. У Русланы не было ни песни, ни номера, а ее уже утвердили. Барлоу сказал: если только мне придет письмо от генпродюсера НТКУ, я соглашусь на это. Что ты думаешь? Он получил это письмо в течение 15 минут, в отличие от запросов на которые неделями не получал ответов.




Стюарт Барлоу. Фото: 1tv.com.ua


Барлоу дико нервировал Грицака. Он постоянно задавал вопросы, на которые тот не хотел отвечать. В конце концов, дошло до ультиматумов со стороны Стюарта. И тогда Грицак нажаловался в EBU и сказал, что не может работать с таким продюсером. Барлоу – это человек, который придумал номер с ONUKA после посещения ее концерта с НАОНИ. Это он – инициатор номера Джамалы «Заманили». И его сняли за месяц до конкурса. Одной из последних капель стало то, что Барлоу в своем блоге выложил фото непрезентабельных туалетов НТКУ.

То, что ты описываешь, мерзко, но скажи: ведь общие отзывы о «Евровидении» не разгромные? Ведь и правда хорошо все в целом прошло?

Все прошло нормально, не более того. А могло пройти прекрасно. Давай возьмем свет. Его было очень много, это производило впечатление. Лайт дизайнером был Джерри, не помню его фамилию. Он создал освещение для Гамбургской филармонии (зал, открывшийся в январе этого года – ред.) и много лет работает на «Евровидении». Так вот, когда шла работа над первыми репетициями, он всем говорил одно и то же слово из двух букв: «No». А потом объяснял, почему: «Оборудование прежде всего». А оно не было смонтировано вовремя, это забрало определенный запас сил и нервов. Джерри принимал комментарии от участников через раз.

«Свет в номерах? Да кто это заметил? Лампы же светили? Значит, все было клево», — так думают у нас. Глупо сейчас рассказывать о простое немецких монтажников за баснословные деньги, потому что украинская сторона предоставила в три раза меньше подьемников, а вместо электрических были дизельные, от чего на вторые сутки монтажа в МВЦ дышать было нечем. Отсутствие кейтеринга на площадке и переполненный фуд-корт магазина Novus рядом с МВЦ. Простои и переработки. Все это результат отсутствия компетентного продюсерского состава с украинской стороны.


отсель

Tags: Украина, евровидение, шоу бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

  • Отзывы о Clubhouse, или что нужно доработать

    На днях протестил новую социальную сеть Clubhouse. Сеть для тех кто любит ушами :) и любит поговорить. Причем первых больше чем вторых. Если…

  • Monster Hunter или Твою мать драконы

    Наконец-то в кинотеатры выпустили достойный фильм. С этими карантинными переносами почти нечего смотреть на большом экране. А вот в IMAX…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments