cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Как разработать идею фильма

Что делать, если не знаешь, о чем писать, а надо? Только в фильмах и книгах о сценаристах человек всегда знает, о чем и как писать. Только в книгах встречается красивая фраза о том, «что в первую очередь у автора должна родиться идея». А откуда ее взять, если даже не знаешь, о чем писать? То есть не можешь найти тему?


Сегодня мы поговорим о том, как при помощи креативных техник можно быстро и не напрягаясь разработать тему с «нуля», легко создать идею сценария/произведения и приблизиться к конструированию сюжета истории.

Шаг первый — находим тезис (не более 5 минут)


На самом деле древний как мир и традиционный. Находим любой тезис. Это может быть красивая фраза из книги или фильма, умная мысль, парадокс. Мой опыт доказывает, что на основе одного и того же тезиса можно создавать бесчисленное количество абсолютно разных историй.

Например, берем неоднозначный тезис: «Проблемы человека находятся в его голове». Записываем его на листе бумаге, при этом в конце фразы ставим разные знаки препинания.
Проблемы человека находятся в его голове?
Проблемы человека находятся в его голове.
Проблемы человека находятся в его голове!
Проблемы человека находятся в его голове...

Зачем это нужно? Это дает вариативность вашему мышлению — совершенно необязательно соглашаться даже с авторитетами. Это стимулирует на аргументацию.

Шаг второй — «5 почему» (до 15 минут)


Техника «5 почему» — метод решения проблем, нахождение оригинальных решений, при помощи которого  быстро устанавливаются причинно следственные связи, лежащие в основе проблемы или тезиса. Создатель техники «5 почему» Тайити Оно (Taiichi Ohnо, создатель производственной системы Toyota), описал методику так: «… повторяя пять раз почему, характер проблемы, а также ее решение становится ясным».

  • Записав  на чистом листе наш тезис, сформулируйте любое вопросительное предложение от этой мысли, начиная фразу с «почему».

  • Ответьте сами на этот вопрос, как считаете нужным и правильным. Главное – не нужно долго и напряженно думать. Что первым приходит в голову, то и правильно.

  • Обычно после трех-четырех «почему» может возникнуть вопрос «как» или «зачем». Не игнорируйте его – если он возник, значит, ответ на него может быть значим для вас.


Почему именно пять почему? Считается, что этого достаточно для того, чтобы «нарыть» что-то интересное, оригинальное и одновременно ограничивает поток мыслей.

Необходимое условие: записывать все вопросы и мысли-ответы. Никакой самокритики и боязни «неправильных» ответов! Их не бывает, поверьте!

Метод «5 почему» обладает рядом очевидных достоинств:

  • Простота – каждый может им пользоваться без труда и обучения

  • Малые затраты времени по сравнению с большинством других техник (10-15 минут)

  • Минимальные требования к необходимым материалам: стол, ручка, блокнот.  Лучше использовать формат не меньше А4. Тишина – совершенно необязательна. Отлично пишется где-нибудь в кафе.


Что дает нам техника «5 почему» при поисках темы для истории?

  • Она  помогает найти темы, которые вам интересны. Фиксирует их на бумаге.

  • «Разминает» возможные тематические направления, углубляет и расширяет направление мысли.

  • Помогает перефокусировать точку зрения, дает неожиданные направления для размышлений.


По окончанию «вопросов-ответов» перечитайте написанное и подчеркните наиболее интересный для вас вопрос или ответ. Это – вариации возможных тем для вашей истории.

Шаг третий — фрирайтинг (10 минут)


Фрирайтинг или фиксация на бумаге потока ваших мыслей на определенную тему. После того как тему мы нащупали, пришла пора сформулировать основную мысль – идею нашей будущей истории.

Фрирайтинг – одна из самых приятных, простых и быстрых креативных методик, которую можно использовать  не только при работе над текстами, но и для решения различных проблем, для нахождения неординарных идей и решений.

Фрирайтинг оформился как самостоятельная техника в 70-х годах прошлого века благодаря профессору Питеру Элбоу и приобрел невероятную  популярность в  90-х, благодаря его бестселлерам «Writing Without Teachers» и «Writing With Power». По совершенно непонятным мне причинам он до сих пор не дошел до представителей сценарного цеха, хотя используется повсеместно.

Итак, что делаем?

Вам понадобится: листы бумаги, ручка, секундомер.

  • Запишите на листе бумаге мысль (или вопрос), которую вы считаете наиболее интересной во время игры в «почему».

  • Включайте секундомер и сразу начинается записывать мысли. Которые приходят вам в голову при прочтении написанной фразы. Основное правило: записывайте абсолютно всё, что приходит в голосу. Пишите быстро и непрерывно. Обрывки фраз, вопросы невпопад самому себе – все это очень важно!

  • По окончании 10 минут отложите ручку. Фрирайтинг закончен.

  • Теперь перечитайте написанное, подчеркивая самое любопытное, на ваш взгляд.


Марк Леви сформулировал шесть основных правил фрирайтинга:

1. Не прилагайте сверхусилий: вместо того чтобы подходить к письменному столу со стиснутыми зубами, требуя от себя немедленных виртуозных решений, расслабьтесь и попробуйте постараться на 90%.

2. Пишите быстро и непрерывно: когда вы пишете непрерывно, вы оттесняете помешанную на редактировании сторону своего разума на второй план, чтобы генерирующая идеи сторона могла беспрепятственно выдавать слова.

3. Работайте в жестких временных рамках: это хорошо мотивирует. Писательство в течение коротких, ограниченных промежутков времени заставляет разум сосредоточиться.

4. Пишите так, как вы думаете: фрирайтинг — это не писательство в чистом виде; это способ отслеживания своего мыслительного процесса. Пишите для себя.

5. Развивайте мысль: развивая мысль, вы допускаете, что некое утверждение верно, и делаете ряд логических шагов, отталкиваясь от него. Иногда это приводит к удивительным выводам.

6. Переориентируйте свое внимание: задавайте себе простые вопросы в письменной форме, это помогает переориентировать разум на неисследованные элементы ситуации.

Что нам дает фрирайтинг при разработке темы и идеи будущего сценария/истории?

  • У вас появляется несколько оригинальных тем и возможных идей – раз.

  • И второе – чаще всего во фрирайтинге находится и сюжетный ход для будущей киноистории.

Шаг четвертый — финал будущей истории (до 5 минут)


Итак, у вас есть тема и идея. Отлично. А теперь пофантазируйте. Попробуйте увидеть последний кадр вашей будущей истории. Сначала вам надо увидеть цветовую гамму. В каких красках вы видите последнюю сцену фильма? Заставьте себя увидеть, что там происходит? Какие звуки вы слышите? Кого или что вы видите? Конкретизируйте, насколько позволяет ваша фантазия, что происходит в последней сцене. Увидели? Зафиксировали?

Ну что ж, поздравляю: у вас есть тема, идея, финал вашего сценария. Теперь вам нужно вспомнить великий «пинок ослу» Сида Филда, заняться подробным созданием сеттинга вашей истории и построением структуры.

Начало положено! Удачи!


Tags: обучение, сценарий, сценарист
Subscribe

promo cinematographua декабрь 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments