cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

КИТАЙСКОЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ЧУДО — СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ МИРОВОГО ГОСПОДСТВА?


Китайский кинорынок сегодня переживает бурный рост посещаемости и объемов бокс-офиса — в первом полугодии 2015-го было продано кинобилетов на сумму свыше около $3,3 миллиардов, что на 49% больше, чем за аналогичный период 2014, и уже в феврале 2015-го бокс-офис Китая впервые превысил американский.

Объем рынка кинопроката растет во многом благодаря американскому кинематографу, однако китайский национальный кинематограф также набирает обороты — ОХОТА НА МОНСТРА, вышедшая в прокат в июле, к середине августа стала самым кассовым китайским фильмом в истории. Проект заработал $384 млн и занял второе место за всю историю рынка, расположившись в непосредственной близости от лидера — ФОРСАЖ 7 собрал $391 млн.

Такой взрывной рост бокс-офиса обусловлен, в первую очередь, объемом рынка — население Китая составляет 1 368 млн человек, и стремительным развитием китайской киносети за последние несколько лет. Так, в 2013 году в Китае было открыто 903 новых кинотеатра с 5077 экранами; всего на начало 2014 года в стране функционировало 4 582 кинокомплекса и 18 195 экранов, что на 25% и на 39% соответственно превышает показатели 2012 года.

По данным статистического портала Statista, в 2014 году количество экранов увеличилось еще на 5397 и достигло 23 592 экранов, а количество проданных билетов — 830 миллионов (в 2010 году этот показатель был равен 284 миллионам). У рынка кинопоказа в Китае еще есть перспективы роста — по расчетам аналитиков, для адекватного охвата населения стране нужно от 35 000 до 40 000 экранов (для сравнения, в США и Канаде насчитывается около 40000 экранов).

Развитый американский рынок, который давно делает ставку не на количественные, а на качественные изменения в системе, приносит правообладателям менее существенные прибыли, по сравнению с потенциалом развивающихся стран.

Активно развиваются китайские кинотеатральные сети — крупнейшая из них, Wanda Cinemas, планирует к 2021 году построить 80 IMAX залов и установить RealD 3D в еще 780 кинотеатрах. Кроме того, компания планирует к 2020 году открыть 200 тематических парков.

Активное развитие киносети происходит в том числе и благодаря налоговым льготам, предоставляемым государством, а также благодаря увеличению квоты на иностранные фильмы (с 20 в 2012 году до 34 в 2014-м). Голливудские мейджоры готовы со своими проектами пройти все этапы цензуры, чтобы попасть в репертуар кинотеатров, и даже подготовить специальную версию фильма (как с ЖЕЛЕЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ 3), чтобы завоевать расположение китайских властей и зрителей.

Сотрудничество Китая и мировых компаний

Развитие китайского кинорынка не ограничивается одним освоением внутреннего рынка. Из-за особенностей законодательства, строго регулирующего выход в прокат зарубежных фильмов и дающего приоритет национальным проектам, китайские дистрибуционные компании инвестируют в крупные проекты голливудских студий с целью обеспечить им более выгодные условия проката в Китае.

Так, при участии китайского капитала снимались фильмы ТРАНСФОРМЕРЫ 4, ФОРСАЖ 7, ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 3, МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ и другие голливудские блокбастеры. Однако китайско-американское сотрудничество отнюдь не ограничивается единичными инвестициями в отдельные проекты.

Голливудские компании «второго эшелона» активно ищут китайских партнеров в надежде, что сотрудничество с ними позволит потеснить мейджоров с пьедестала. Так, в марте 2015-го компания Lionsgate заключила соглашение о стратегическом партнерстве с китайским амбициозным провинциальным дистрибьютором Hunan TV, а STX Entertainment заключила договор с китайской компанией Huayi Brothers на производство и дистрибуцию 18 картин.

В конце 2015-го китайский дистрибьютор инвестировал в шесть крупных блокбастеров компании Fox на общую сумму в $225 млн. Компания 20th Century Fox, в свою очередь, заключил договор с компанией Huace о совместном производстве фильмов на китайском языке.

Пожалуй, наибольшие амбиции демонстрирует китайский лидер кинопоказа, компания Wanda Group. В 2012-м компания купила одну из крупнейших американских сетей кинотеатров AMC Entertainment, а в 2015-м — вторую по величине сеть австралийских кинотеатров Hoyts. Но одними кинотеатрами дело не обошлось — в начале 2016 года компания приобрела голливудскую студию Legendary Pictures за $3,5 миллиарда долларов. И пока руководство Legendary обещает создавать самый лучший контент, руководство Wanda Group хладнокровно признается, что ему интересны деньги, и что они, возможно, еще купят кого-нибудь покрупнее.

Что интересно: не всегда отношения между Голливудом и Китаем были такими продуктивными. В июле 2013 года китайское правительство решило ввести дополнительный 2% налог, после чего компания «Двадцатый Век Фокс» отказалась принимать уменьшенную часть прибыли и приостановила сотрудничество с дистрибьюторами. Спустя месяц переговоров китайская сторона уступила, и мейджоры смогли снова получать все, что им причитается по контрактам.

В настоящее время китайские власти активно сотрудничают с правительствами других стран по вопросам кинематографии — с Великобританией, Россией, Украиной и другими.

Китайская модель кинопроката

Китайское правительство занимает откровенно протекционистскую позицию по отношению к национальному прокату — в стране действует квота на количество зарубежных фильмов. Кроме того, каждый фильм, выходящий в прокат в Китае, обязан соответствовать требованиям китайских властей, например, в фильме нельзя выставлять сотрудника правопорядка в негативной роли.

Помимо квоты, китайское правительство практикует регулирование дат выхода зарубежного кино в прокат — для национальных фильмов залы искусственно «освобождают», тогда как голливудские картины часто специально ставят на одну дату, заставляя их соперничать между собой.

Китайское правительство старается идти в ногу со временем и ввело квоты на контент VoD сервисов — иностранный контент не должен превышать 30%, однако при этом пока не ясно, о каком показателе (количество наименований, серий или часов) идет речь.

Тем не менее, в последнее время китайское правительство смягчает давление на рынок и увеличивает квоту. Кроме того, правительство Китая ведет переговоры с разными правительствами о предоставлении специальных квот, в частности, Минкультуры РФ ведет переговоры о появлении квоты на российское кино.

Китайский протекционизм из-за своих особенностей приводит к ускорению сближения китайских дистрибьюторов и зарубежных компаний — ради обхода ограничений и стремления получить более выгодные условия, мейджоры активно ищут китайских партнеров для совместного производства.

Несмотря на все усилия, наилучшие результаты в китайском прокате показывают именно голливудские проекты — так, за первую половину 2015 года в топ-10 по сборам вошел только один фильм, снятый исключительно китайскими кинематографистами, еще три — совместное производство, причем все четыре картины замкнули десятку лидеров. Правда, российским производителям о такой «неудаче» приходится мечтать — в топ-20 на национальном рынке в прошлом году  вошли только два отечественных проекта — ТРИ БОГАТЫРЯ: ХОД КОНЕМ (13 место) и САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ (18 место).

Иногда в Китае стремление преувеличить достоинства национального кино приводит к недобросовестному поведению и искажению рыночной информации. Так, в сентябре 2015-го разгорелся скандал, когда две крупных компании — Bona и Huayi заявили о фальсификации данных национального бокс-офиса. «Жертвой» махинаций в пользу военно-патриотического фильма БИТВА СОТНИ ПОЛКОВ стал ТЕРМИНАТОР: ГЕНЕЗИС.

Пользователи китайских соц.сетей выкладывали в интернет видеозаписи и фотографии, подтверждающие, что кинотеатры продают билеты на ТЕРМИНАТОРА, проводя их под видом БИТВЫ. При этом в сеть попал документ, в котором национальная компания China Film Distribution задала всем крупным театральным сетям целевой показатель по сборам БИТВЫ СОТНИ ПОЛКОВ за первую неделю. Согласно тексту, кинотеатрам не только разрешается оставить себе 100% от суммы проданных таким образом билетов, но им также будет возмещен обычный 8,3% налог с продаж.
via




Tags: кинобизнес, кинорынок
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

  • Отзывы о Clubhouse, или что нужно доработать

    На днях протестил новую социальную сеть Clubhouse. Сеть для тех кто любит ушами :) и любит поговорить. Причем первых больше чем вторых. Если…

  • Monster Hunter или Твою мать драконы

    Наконец-то в кинотеатры выпустили достойный фильм. С этими карантинными переносами почти нечего смотреть на большом экране. А вот в IMAX…

  • Оценка года

    Опросник для оценки прошедшего года и постановки задач на новый. Прошлый год О каком событии этого года вы рассказали бы своим детям и…

  • Карма Айтишника

    Жил был один айтишник, работал не на галерах, а в продуктовой компании. Создавал продукт который должен принести людям радость, допустим…

  • Почему? Какие фразы лучше заменят ПОЧЕМУ при работе с командой?

    Зачем нужны вопросы Почему? Чаще всего, менеджер задает вопросы, чтобы: помочь найти решение проблемы проекта или клиента; помочь команде…

  • Осторожно! Остров фантазий!

    Идея с осуществлением желаний или фантазий очень привлекательна в кино. Наиболее ярким примером для меня был фильм Исполнитель желаний. Суть…

  • Ежик Соник теперь в Кино

    Кинопроизводителям все сложнее и сложнее выпускать блокбастеры. Бюджеты все выше и выше, риски тоже растут, поэтому мы видим ремейки, сиквелы,…

  • Война, 1917

    Давеча посмотрел фильм 1917. Давно хотел, с того самого мгновения, когда увидел кадры со съёмочной площадки. Похоже создатели фильма, хорошо…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments