cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

5 уроков из фильмов о добре, которые противоречат замыслу авторов

Ни для кого не секрет, что мы любим критиковать Голливуд. И давайте посмотрим правде в глаза: он этого заслуживает. Каждый фильм, независимо от того, насколько он мрачный или наоборот беззаботный, пытается, в конце концов, преподать нам какой-нибудь моральный урок. Но говоря по справедливости, Голливуд является наименее подходящим источником моральных ценностей на планете.

Хуже всего их «позитивные» фильмы. Все их сюжеты выстроены вокруг хорошей, твёрдой морали, но когда вы попробуете сложить всё, что получается в итоге, то фильм, если бы события развернулись в реальности, показался бы Вам настоящим трешом. В нижеследующих примерах мораль не просто плоха, она прямо противоположна тому, что хотели сказать создатели фильма. Например ...



«В поисках Немо»: всегда держите детей под присмотром

Планируемая мораль:

Весь смысл мультфильма «В поисках Немо» заключается в том, что Марлину, отцу Немо, нужно расслабиться и научиться отпускать своего сына и позволить ему расти самостоятельно и идти своим путём (потому что это всегда происходит с детьми).

Когда он приводит Немо в школу в первый раз и узнаёт, что учитель ведёт всех на глубокое погружение, Марлина охватывает паника и он плывёт вслед за ними. Он говорит учителю Немо, что его сын может легко потеряться и получить травму, что он ещё не готов к школе, что заставляет нас закатить глаза к небу от того, какой он требовательный отец и пожалеть Немо, у которого такой строгий и боящийся всего папаша. Мы все знаем таких чрезмерно заботливых родителей и мы всегда хотим сказать им: «Чёрт возьми, чувак, успокойся. Твой малыш будет в порядке».

Но Марлин абсолютно прав, потому что всё, что происходит дальше во время фильма, доказывает, что вместо того, чтобы ослабить присмотр, нужно делать всё совсем наоборот.

Фактическая мораль:

В самом начале фильма Марлин сталкивает с кучей проблем. Мы видим его трудолюбивым, заботливым и любящим. Но в один момент о теряет всё, любимую, дом, детей и просто чудо, что он не посадил Немо в золотую клетку. Давайте вспомним:

- его жена и 99.99% процентов его детей заживо съедены барракудой,
- его сын в первый же день пребывания в школе отправился на рискованное мероприятие, оторвался далеко от класса, и был похищен австралийским стоматологом,
- он был вынужден вступить в клуб «Друзья рыб» под управлением акул,
- лидер клуба, Брюс, пытается его съесть,
- он чуть не подорвался на противолодочной мине,
- его съедает «Морской чёрт»,
- он впадает в кому от контакта с медузами,
- его снова съедают, на этот раз кит,
- он выживает, когда его закручивает в «вихрь ужаса»,
- после всего этого его опять съедает, пеликан (для разнообразия).


После всего этого считать, что Марлин должен был расслабиться, как песчаная черепаха и повести себя так, как рыба с полной амнезией, то есть предоставить Немо самому искать своё место в мире, который систематически пытается убить их - это просто глупо.

Кроме того, существуют два персонажа, чьи советы кажутся наименее заслуживающими доверия. Это Дори, которая едва помнит своё имя, но Марлин почему-то верит, что она знает, когда наступит подходящее время, чтобы «выпустить в мир» Немо. Она что, родитель? Она рассказывает ему это после того, как они были съедены китом!

Что касается Краша (песчаной черепахи), то ему в детстве просто повезло, что его не съела акула и не закружило до потери сознания в Восточно-австралийском течении. И всё же предполагается, что Марлин должен принять их советы, как пример хорошего воспитания?

Да, и вспомните начало, когда Марлин впадает в панику, узнав, что его ребёнок будет участвовать в погружении и он беспокоится, что Немо отстанет от остальной части класса и с ним произойдёт что-то плохое. Тот эпизод, когда мы все закатывали наши глаза? Но именно это и происходит!

Реальный урок для родителей фильма «В поисках Немо»: не позволяйте вашим детям выходить на улицу и не оставляйте их без надзора ни на один момент, потому что тогда они, скорее всего, погибнут.





«Миссис Даутфайр»: почему развелись ваши родители

Планируемая мораль:

В «Миссис Даутфайр» Даниэль Хиллард бросает высокооплачиваемую работу (подразумевается, что по моральным соображениям), что ставит крест на его карьере и ему приходится работать на складе. После этого его брак распадается и он решает притвориться женщиной и наняться на несколько месяцев воспитательницей собственных детей, что поможет ему и оплатить счета, и позволит чаще видеться с детьми. Беспроигрышный сюжет, не так ли?

Но этого мало. Даниэль не только расстаётся с женой, он почти навсегда теряет доступ к своим детям. Но всё хорошо, потому что, в конце концов, он регулярно посещает их, и все они живут долго и счастливо.

Фильм «Миссис Даутфайр» - единственный голливудский фильм, где мы видим не только разрушенную семью, но и то, как это происходит. Мораль фильма изложена в конце. Когда мы видим, как Даниэль отъезжает со своими детьми, мы слышим, как его голос по телевизору отвечает на вопрос детей разведённых, заверяя их, что «Это произошло просто потому, что ваши родители больше не любят друг друга, но это не означает, что они не любят Вас».

Могу прямо сказать, что я с этим полностью согласен, потому что сам нахожусь в начале пути Даниэля.

Фактическая мораль:

Проблема есть, но если поставить себя на место ребенка, то просто ответьте: "Хотели ли Вы услышать реальную мораль этой истории?"

Да и эта мысль излагается в тот момент, когда неудачи доконали Даниэля и он напился в хлам. После всего этого судья объявляет, что его поведение было потенциально вредным для детей и он не только запрещает ему доступ к ним, он говорит, что Даниэль должен обратиться за профессиональной помощью. Что является абсолютно рациональным с юридической точки зрения.

«Миссис Даутфайр» стремится убедить детей, что даже если их родители в разводе, они всё ещё любят их. В случае с Даниэлем Хиллардом никто этому тяжело возразить, но эта любовь проявляется очень неправильными способами: она отталкивает Даниэля от жены и почти вводит в транс его сына, когда тот обнаруживает, что няня имеет пи-пи.

В защиту своих действий, Даниэль говорит: «Что касается моего поведения, я могу только сослаться на безумие. С того момента, как они появились, я был без ума от них. Я был поражён. Я пристрастился к моим детям».

Его дети стали его наркотиком и он неспособен найти золотую середину, не позволяя жене заботиться о них должным образом. Это стоит ему брака (и, что ещё хуже, лишает доступа к детям).

Таким образом, настоящее послание фильма: Причина того, что ваши родители расстались, заключается в том, что они очень сильно вас любят. Эта любовь - психическое заболевание. Она делает людей сверходержимыми, настолько, что они теряют способность думать и вести себя рационально.

Я уверен, что это большое утешение.



«Форрест Гамп»: делайте то, что вам говорят, идиоты.

Планируемая мораль:

Глядя со стороны на дебаты о Форесте, получается, что эта получившая «Оскар» эпопея о том, что умственно отсталый мальчик глубоко повлиял на массовую культуру и добился успеха во всём. На первый взгляд кажется, что фильм имеет очень позитивный посыл. Можно подумать, что умственно отсталый человек может превзойти ожидания и вдохновлять других.

Форрест начинает очень скромно, настолько скромно, что он практически не имеет базового образования. Но ему удаётся закончить колледж, стать героем войны, изобрести танцевальные движения Элвиса, и заработать чёрт знает сколько денег. И если это не американская мечта, то я не знаю, что это.

Однако, взгляните на фильм «Форрест Гамп» ещё раз, и вы найдёте очень разные уроки.

Фактическая мораль:

Всё, что делает Форрест и чего он достигает, является либо результатом везения (инвестирование в «Apple»; выживание в шторме, после чего он создаёт империю ресторанов «Bubba Gump Shrimp»; уборка с футболкой на лице и неосторожное создание смайликов), либо, что самое главное, это результат того, что он делает то, что ему говорят.

Мама Форреста говорит ему «Тупой и делает всё тупо». Возможно, она права, но слепо следовать всему, что вам говорят, это даже не тупость: это безмозглость.

Кто-то пытается сесть рядом с Форрестом и объяснить ему правила футбола, но из-за того, что его приучили бежать, когда он слышит слово «беги», он бежит до тех пор, пока половина стадиона не крикнет ему «остановись». Его командир говорит ему, что он «чёртов гений», потому что он делает то, что ему сказали или написали, не имея собственных желаний, мыслей или потребностей. Идеальный солдат, другими словами.

Его способность сосредоточиться лишь на одной задаче (будь то бег, сборка винтовки, или слежение за шариком при игре в пинг-понг) приводит его к успеху в любой области. Форрест становится героем войны во Вьетнаме, олимпийским чемпионом, попадает в сотню «Forbes» - и всё потому, что он никогда не задаёт никаких вопросов. (Например: «Почему я бегу от побережья до побережья?» или: «Думаю ли я, что воевать во Вьетнаме просто?»). Вместо этого он бездумно придерживается того, что он делает, потому что ему сказали это делать.

Это резкая критика общества в целом, и, в общей сложности, пощёчина всем, кто говорит инвалидам: делайте то, что вам сказали, и не задавайте никаких вопросов, тогда у вас всё будет великолепно, потому что «жизнь, как коробка конфет, вы их не покупаете для себя - кто-то вручает вам её в подарок».



«Волшебник из страны Оз: никогда не возвращайтесь домой

Планируемая мораль:

Неудивительно, что в сиквеле Диснея от 1985 года «Возвращение в страну Оз» Дороти отправляют на электро-шоковую терапию: если твой дом перемещается с помощью торнадо и он совершает аварийную посадку в мире с танцующими монстрами и ведьмами с летающими обезьянами – этого уже будет достаточно, чтобы даже Чак Норрис получил посттравматическое стрессовое расстройство.

Задачей Дороти, какой её видит она сама и её верный пёс Тото, является приобрести друзей на всю жизнь, изменить общественно-политический порядок в стране и разоблачить одного из величайших мошенников во всей беллетристике: большого и могущественного Оза.

Но всё, что переносит Дороти, помогая уничтожить зло, и освобождая людей; все друзья, которых она приобретает, всё, что она делает, всё это даёт непредвиденный побочный эффект – она возвращается туда, откуда была вырвана.

Тема фильма, для тех, кто в конце концов задремал, это: «Нет места лучше дома».

Фактическая мораль:

Но это плохая идея, потому что, говоря прямо, дом Дороти – это глубокая дыра.

Это мрачное, бесцветное и лишённое всякой надежды место (где из магического есть только погодные явления). Сравните это со страной Оз: полноцветная страна чудес, настолько полная разных приключений, существ и волшебства, что какой-нибудь маг мог бы организовать торговлю ими.

Чем занимается Дороти в стране Оз: Она уничтожает не менее двух злых ведьм (правда, случайно, но всё же), побеждает философию ненависти и фанатизма, заставляет подружиться самых неожиданных героев, и делает реальные, положительные изменения для граждан этого мира.

Вернувшись в Канзас, ей придётся вставать на рассвете, выполнять непосильную работу в течение всего дня, и ложиться ночью спать совершенно измождённой, при этом все её усилия малы или совсем незаметны (такой была жизнь людей в Эпоху пыльных бурь на Среднем Западе, США). Не говоря уже о том, что все на этой ферме, от родственников до рабочих, все относятся к ней, как к досадной помехе. Независимо от того, что она пытается делать, её просто гладят по головке и, как малыша, отправляют подальше. «Ах ты, глупая девочка. Пойди, поиграй в другом месте, пока взрослые люди занимаются взрослыми делами».

Правильнее будет сказать, что «Волшебник из страны Оз», на самом деле, учит детей следующему: покиньте свой дом, как только вы сможете это сделать и не оглядывайтесь назад. Там не осталось ничего ценного для вас. Остальная часть мира намного лучше, чем та дыра, в которой вы живёте. Серьёзно, за 77-летнюю историю этого фильма кто-нибудь когда-нибудь видел Дороти счастливой, после того как она вернулась домой?

Дороти, возможно, могла бы ходить в рубиновых шлёпанцах, иметь летающую обезьяну или двух, и управлять частью страны Оз. Вместо этого она возвращается на чёрно-белую ферму, которую у её семьи собираются отобрать. Зачем?! Я не знаю, но, возможно, ответ даст электро-шоковая терапия.



«Эта прекрасная жизнь»: убей себя

Планируемая мораль:

Джордж Бейли, дойдя до предела, пытается убить себя, спрыгнув с моста в канун Рождества (потому что, конечно же, лучший подарок для семьи на Рождество – это выловить утром из реки его замороженный труп!). К счастью для него, вмешивается ангел Кларенс, который хочет сделать доброе дело, чтобы заработать себе крылья. Он прыгает в реку первым и тем самым заставляет Джорджа спасать его.

В остальной части фильма Кларенс показывает Джорджу, какой была бы жизнь в городе, если бы того никогда не существовало: его брат погиб бы ещё в детстве в результате несчастного случая при катании на санках, что означает, что спустя годы он не смог бы во время войны спасти транспорт, полный солдат; если бы он во время обвала фондового рынка не прервал свой отпуск, то подавляющее большинство жителей города потеряли бы свои дома и мелкий бизнес.

Тема фильма является самой простой в этом списке, она в названии: «Эта прекрасная жизнь». Но квинтэссенция этого «доброжелательного» рождественского фильма по своей сути очень противоречива.

Фактическая мораль:

Проблема всего сценария заключается в том, что совершив самоубийство, Джордж не отменяет все те добрые дела, которые он сделал в прошлом; он просто достиг той точки, когда забота о всех остальных оставила его без надежды делать то, что он хочет.

Кларенс говорит: «Странно, не так ли? Жизнь каждого человека затрагивает так много других жизней. Когда его нет, он оставляет ужасную дыру». Это правда, (в зависимости от человека), но, убивая себя, Джордж никоим образом не возвращается назад во времени и не стирает себя из истории. Его брат всё равно спас солдат своего взвода, а отмена кругосветного путешествия всё равно сохранила горожанам их дома и их бизнес. С этой точки зрения, слова Кларенса – полная ерунда.

Серьёзно, почему это называется «Эта прекрасная жизнь»? Если вы смотрели фильм, то вы видели, что на том пути, который привёл Джорджа к этому мосту, было мало хорошего. И то, что такой самоотверженный человек, как Джордж Бейли, был доведён до самого края здравомыслия, когда он думает, что самоубийство в канун Рождества является единственным способом заставить замолчать демонов, доказывает это.

Перечисленный список тех значительных вещей, которые он сделал, только усугубляет проблему. Джордж знает, что он хороший парень, и что всегда будет стараться для других, не имея собственной жизни: вот в чём проклятая проблема! Он, возможно, желает, чтобы он никогда не существовал, но это совершившийся факт; это не может быть никем отменено (особенно бескрылым ангелом). Тот факт, что он постоянно делает многое из того, чего другие от него требуют, означает, что он живёт в постоянном, неизбежном аду.

Очевидно, что Джордж унаследовал это от своего отца. «Я никогда не узнаю, почему он когда-то начал это дешёвое дело по строительству и ссудам. Но ни вы, ни кто-либо другой не могут сказать ничего плохого о его характере, потому что об этом говорит вся его жизнь... с 25 лет, когда он начал это дело, он ни разу не думал о себе». Это было бы точным описанием и самого Джорджа: он не думал о себе все эти годы; вместо этого, он провёл всё это время, пытаясь вытащить своих сограждан из нищеты.

В результате, когда он, наконец-то, начал думать о себе и решил покончить со всем этим, ему мешает старый ангел (тут есть определённый конфликт интересов) и не даёт этого сделать.

Конечно, спасение жизни хорошего человека есть благородный поступок, но всё же, единственной понятной для меня причиной, почему Джордж Бейли остаётся жить, является то, что Кларенс пробуждает в нём чувство вины и вынуждает помочь ему. Джордж, классический безотказный человек, вынужден сначала попытаться решить проблему бескрылого ангела, прежде чем заняться своими собственными делами. Либо это так, либо это происходит потому, что он уже побывал в воде и не хочет, чтобы ему снова стало холодно.

Реальная мораль истории: жизнь неблагодарна и утомительна, а люди, которые зависят от вас, высосут из вас всю кровь. (c)




Tags: интересное
Subscribe

promo cinematographua декабрь 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments