cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

«Самая страшная ошибка для режиссера промо — считать зрителя дураком»

«Самая страшная ошибка для режиссера промо — считать зрителя дураком»

Старший режиссер отдела промо на канале ТВ-3 Вера Терентьева рассказала нам об основных этапах работы над созданием роликов, главных трудностях профессии и значении промо для имиджа каналов.


О важных этапах работы над промо

Я могу говорить о том, с чем я сталкивалась в течение работы на двух телевизионных каналах — на РЕН ТВ в отделе анонсов и на ТВ-3 в отделе промо и дизайна (где я работаю сейчас).

Важные этапы в процессе создания промо-ролика выделить сложно, но можно попробовать.

Первый этап — это отсмотр материала. Когда я получаю задание сделать ролик — к сериалу, телепередаче, художественному фильму или имиджевому ролику, — то сначала просто отсматриваю соответствующий материал. Причем стараюсь смотреть не как зритель, а как профессионал: выписываю синхроны, сразу в монтажной программе скидываю себе на линейку те планы, которые считаю удачными и которые мне, скорее всего, пригодятся в монтаже. Параллельно я обращаю внимание и на то, что в этом фильме или передаче меня трогает эмоционально.

Для запуска сериала, например, мы делаем общие ролики, и нет возможности посмотреть все серии, потому что их даже еще может не быть на канале. В принципе, бывает достаточно посмотреть первые пять серий, чтобы сложилось впечатление. Если сериал хороший, то для создания промо на запуск хватит пилота, потому что пилот как раз и делается с прицелом подсадить зрителя на сериал.

Практически одновременно с отсмотром материала начинается второй важный этап — я начинаю думать об идее ролика. Моя должность — режиссер промо, на каких-то каналах ее называют «промо-продюсер». На РЕН ТВ я сама писала тексты под свои ролики и сама их монтировала. На ТВ-3 другой метод работы: мы обязательно работаем в паре с редактором. При этом режиссер, как правило, предлагает свои идеи. То есть редактор либо мне помогает, либо мы с ним с самого начала вместе садимся и думаем. На втором этапе мы с редактором разрабатываем концепцию ролика — решаем, о чем он будет. И здесь много важных факторов, которые следует учесть, в том числе имидж канала.


Задача промо — не только сообщить дату и время конкретного шоу, но в нем должен быть прорисован образ нашего канала.


Задача промо — не только сообщить дату и время конкретного шоу, но в нем должен быть прорисован образ нашего канала. Мы не канал про стеб, поэтому не имеем права уходить в жесткую иронию. У нас есть библия промо, в которой четко сформулировано, про что наш канал и каким должно быть промо. Также бывают общие собрания, на которых мы обсуждаем нашу работу, и каждый раз руководитель выявляет, где мы пошли в верном направлении, а где немного ошиблись и сделали не «свое».

Когда идея готова, мы пишем текст. По сути, текст пишет редактор, но бывает, что это делает режиссер, а редактор его просто поправляет.

Затем я сажусь монтировать этот ролик. Сначала собираю «рыбу» из дикторского текста, если он есть, и из синхронов. Бывают ролики без синхронов и дикторского текста — например, клипы. То есть я могу взять песню из саундтрека и сделать на эту музыку клип.


Режиссеры анонсов абсолютно серые кардиналы, бойцы тыла. Естественно, никогда и нигде наши имена не упоминаются. У меня возникала мысль (и думаю, многие ее разделяют) о том, чтобы где-то наглядно показать процесс создания анонса на какой-то фильм, чтобы зритель понял, что это трудоемкий процесс.


Потом эта рыба обрастает плотью — я делаю основной монтаж. В процессе монтажа я как режиссер сама подбираю музыку. Бывает, что в ролике на 30 секунд может звучать три разных музыкальных фрагмента. И я в процессе советуюсь со звукорежиссером — он подсказывает, какую лучше взять музыку. Например, я могу сказать, что в конкретном случае хочу сделать что-то а-ля Pink Floyd или Depeche Mode, и он мне подсказывает, где найти похожую музыку. Но часто мы, режиссеры, берем треки из музыкальных библиотек, а бедным звукорежиссерам приходится с этим разбираться.

Потом я свой ролик с предсведенным звуком показываю руководителю, который его либо принимает, либо просит что-то в нем переделать, доделать. Как только он дает отмашку, ролик сдается на озвучку. Мы вместе со звукорежиссером обсуждаем, как я вижу ролик, как он его видит, а после он приступает к работе. Когда звукорежиссер показывает мне результат, теперь уже я его «принимаю»: могу согласиться с тем, что получилось, а могу с чем-то не согласиться. В этом смысле всегда есть место для диалога. В крайнем случае, если творческий спор нам разрешить не удается, на помощь всегда приходит наш руководитель.

В анонсах ТВ-3, как правило, стандартные пэк-шоты, но бывают случаи, когда сам ролик основан на графическом дизайне. Графика может присутствовать как отдельный элемент (например, титры), или дизайнер от начала до конца рисует весь ролик. В этих случаях мы также вместе с ним обсуждаем, что примерно должно получиться. Режиссер примитивно рисует, что он видит, а дизайнер уже дорабатывает, показывая в процессе свои драфты. В конце режиссер забирает эти графические элементы в свой монтаж, вставляет их и наступает этап озвучки. Но я сама как режиссер — адепт прямой склейки: считаю, что хороший монтаж всегда лучше каких-то спецэффектов.

Финальный ролик принимает один человек — руководитель отдела промо. Если речь идет о каких-то имиджевых продуктах или презентации рекламодателей, их принимает начальник отдела маркетинга, их также может посмотреть генеральный директор.

Наш начальник нас очень бережет — отвечает за свое слово: если он принял ролик, то большая вероятность, что и вышестоящее руководство согласится. Если и есть какие-то пожелания от гендиректора, о них становится известно заранее, и по ходу работы их до нас доносят.

Иногда нас просят внести какие-то правки, но на моей практике все они были адекватны. На РЕН ТВ была другая ситуация с утверждением ролика: там вышестоящее начальство начинает принимать ролик еще на уровне текста. Мне кажется, это не совсем корректно, потому что судить можно только о готовом продукте.

Режиссеры анонсов абсолютно серые кардиналы, бойцы тыла. Естественно, никогда и нигде наши имена не упоминаются. У меня возникала мысль (и думаю, многие ее разделяют) о том, чтобы где-то наглядно показать процесс создания анонса на какой-то фильм, чтобы зритель понял, что это трудоемкий процесс.

О коллегах

В моем отделе работают режиссеры — Миша Емельянов, Саша Сосов, Наташа Васютинская, Вова Лисовой, Дима Чебышов, Алексей Габов и я.

Саша Фролов и Виталий Кисличенко — наши режиссеры монтажа, которые в том числе сдают ролики на эфир.

Редакторы — Катя Якушева, Катя Титова, Рома Кириченко. Со всеми тремя я успешно работаю. У каждого из них свой индивидуальный стиль, и все эти стили мне импонируют. Но так сложилось, что больше я сотрудничаю с Ромой. У него развернутая должность — креативный менеджер, но он в том числе выполняет редакторские функции. Наши звукорежиссеры — это Женя Удот, Артур Габриелян, Женя Бухвалов.

Голос канала, который звучит в наших анонсах —- диктор Александр Шаронов.

Отдел дизайна — это наши коллеги,  им тоже руководит наш шеф. Старший дизайнер — Саша Комаровский, с которым мне повезло работать на РЕН ТВ, и я рада, что он пришел на ТВ-3.

Наш руководитель — Андрей Тельминов, играющий тренер, который помимо управления отделом, сам придумывает, монтирует  и отвечает за большое количество съемочных роликов.

Человек, без которого бы ничего в нашем отделе не работало, — администратор съемок Саша Коваленко. И у нас есть координатор, который отвечает за материал, загрузку и организационные вопросы, — это Таня Воронова.

О рабочих сроках

На моем предыдущем месте работы кто-то из руководства однажды обронил фразу: «Если анонс длится 30 секунд, то он и делается 30 секунд». Но 30-секундное промо может делаться и неделю.

Ролик на один фильм, в принципе, делается два дня: один день я отсматриваю материал и думаю над идеей, на второй — монтирую. Иногда процесс растягивается еще на один день, когда в процессе монтажа я понимаю, что выбранная идея оказалась провальной. Если это имиджевый ролик канала или линейки продуктов, скажем, иностранного сериала, больше времени уходит на отсмотр, на поиск идеи. В среднем такой ролик делается примерно неделю.

О съемках

Также мне приходится сталкиваться с работой над отдельным жанром промо — съемочным, постановочным. Это совершенно другая история: получается настоящее мини-кино. Мы пишем сценарий, придумываем сюжет, вместе с оператором обсуждаем, как будем снимать, параллельно локейшн-менеджер ищет локацию для съемок, продюсер договаривается с реквизиторами, подбираем актеров. Съемочный ролик делается также достаточно быстро, но при условии, что к организации съемок все подходят ответственно.

Если с организацией все сложилось, то ролик снимается за смену. Иногда, правда, когда ролик сложный и необходимо несколько разных эпизодов, требуется и несколько смен. Но так как я заранее понимаю, что к чему, и ролик заранее «смонтирован» в сценарии, его монтаж происходит быстро.

Когда речь идет о съемочном ролике, технические ресурсы ничем не отличаются от съемок сериала или короткого или полного метра. Вопрос только в сроках, поскольку эта история все-таки довольно компактная. Когда это необходимо, снимаем и на «зеленке».

О съемочной команде

Если в ролике предполагается графика, на площадке присутствует дизайнер, чтобы выставить какие-то ключевые точки и определить для себя важные моменты ролика, а также следить за светом. Если в кадре есть речь, присутствует звукорежиссер. Мы стараемся записывать чистовой звук, но в крайнем случае можем переозвучить. Бывают ситуации, когда актер, которого мы снимаем, улетает на следующий день, поэтому лучше сразу записать чистовой звук.

И для работы с актером всегда есть гример и костюмер.

Об актерах

У нас есть актеры, которые являются лицами канала, и нам лучше в съемках задействовать именно их. В частности, это Кирилл Михайлович Козаков, играющий в сериале «Пятая стража». С ним мы снимали очень много промо-роликов. Зрители его любят. Проводился опрос, в ходе которого большинство респондентов отметили, что наш канал ассоциируется именно с героем Кирилла Михайловича — вампиром-детективом Феликсом.

Но бывают и исключения. Например, для ролика «Симфония большого кино» мне надо было снять дирижера. Я понимала, что по разным причинам будет сложно найти настоящего дирижера, и просто искала актера с музыкальным образованием, чувством ритма и слухом. В итоге нашла человека в обычной сериальной базе.

Промо-ролик «Симфония большого кино»

О бюджете

С бюджетом ситуация каждый раз индивидуальная. Почему все каналы стремятся делать больше съемочного промо? Потому что, естественно, оно лучше работает на имидж: сразу видно, что канал создает что-то свое.


Почему все каналы стремятся делать больше съемочного промо? Потому что, естественно, оно лучше работает на имидж канала: сразу видно, что канал создает что-то свое.


У таких роликов солиднее конкурсный потенциал. Поэтому каждый конкретный ролик и каждая идея, поданная режиссером, обсуждаются отдельно, и если есть возможность, то бюджет стараются изыскивать. В то же время все понимают, сейчас происходит на российском телевидении, поэтому суммы варьируются от экономической ситуации на канале.

Когда я делала тот же ролик «Симфония большого кино» с дирижером, за аренду павильона нам платить не пришлось, так как мы снимали на студии дружественного нам канала «Пятница», а оператор у нас штатный — это Виктор Федосеев. Пришлось заплатить только за услуги кастинг-менеджера и работу актера.

О программах

Я работаю в программе Avid Media Composer. Есть люди, которым она нравится, а есть те, кто ее ненавидит. Я как раз отношусь к последним. Потому что у нее неудобный интерфейс, который я не понимаю. Мне всегда приходится звать какого-нибудь монтажера, умудренного опытом работы на Avid, чтобы он мне что-то подсказал.

На РЕН ТВ я работала в Final Cut, которую обожаю за то, что в ней во всем можно разобраться на интуитивном уровне — например, сделать самому элементарную графику, чтобы по пустякам не мучить дизайнера. Но от своих коллег я знаю, что разработчики сделали новую версию скорее не для профессионалов, а для любителей, поэтому она не очень хорошая, кто-то ее даже сравнивает с инстаграмом.

Но все хвалят последний Adobe Premiere: я его поставила для личных целей. Потихоньку начинаю изучать и в принципе согласна, что на сегодняшний день это лучшая монтажная программа. Хотя, конечно, это дело вкуса.

О главных сложностях

Сложно делать ролики, когда абсолютно не нравится контент. Режиссер промо не обязан любить тот контент, с которым он работает, но хотя бы капельку своего в нем найти надо. Если не удается это сделать, то хороший ролик не получится. Потому что невозможно обмануть зрителя. Самая страшная ошибка для режиссера промо — считать зрителя дураком, которому можно навешать лапшу на уши. Все режиссеры говорят, что не надо недооценивать зрителя, и промо в этом плане абсолютно не исключение.


Самая страшная ошибка для режиссера промо — считать зрителя дураком, которому можно навешать лапшу на уши. Все режиссеры говорят, что не надо недооценивать зрителя, и промо в этом плане абсолютно не исключение.


Еще сложно делать анонсы на фильмы, которые ты очень любишь, потому что хочется вместить в анонс все, что тебе нравится. Но нужно понимать, что у тебя есть определенная задача — подать этот ролик, учитывая целевую аудиторию канала и его политику.

У меня был интересный опыт на РЕНе. Я очень люблю сериал «Сверхъестественное» за его юмор, легкость. Когда я пришла на РЕН ТВ, я сразу же сказала, что анонсы на этот сериал буду делать я. Так и получилось: много лет, пока я работала, никто из других режиссеров даже близко не подходил к этому сериалу. Но на самом деле, над промо для этого сериала было работать очень сложно, так как я понимала, что хочу сделать не просто анонс, а очень крутой анонс. Я помню, как даже дома все свое свободное время  думала над этими анонсами. Сейчас я этого уже не делаю, потому что все-таки режиссер должен отдыхать. Если ты не получаешь новых впечатлений и эмоций, то ничего нового и своему зрителю не сможешь сказать.

Был и другой случай, уже на ТВ-3. У меня с детства есть тяга к фильмам и  сериалам, в которых есть немного тайны. Необязательно зеленые человечки или нечисть, но элемент чего-то необъяснимого мне очень импонирует. Поэтому я была рада, что мне предстоит делать анонс на запуск сериала «Секретные материалы» — не съемочный, а основанный на контенте. Мне надо было сделать ролик-профайл на Дану Скалли. Я как современная девушка, которая уважает идеи постфеминизма, решила сделать ролик, который должен был ободрить и мотивировать современных женщин. Моей идеей было показать, что у женщины есть все шансы состояться профессионально наравне с мужчинами. Мой ролик строился на идее, что Скалли — абсолютно независимая женщина, которая всего добилась сама, поэтому Малдер ею восхищается. Но мой руководитель сказал, что для наших зрительниц лучше сделать ролик, который покажет, что сильная женщина, настоящий профессионал в своем деле, как и все, хочет женского счастья. Я в глубине души возмутилась, но решила прислушаться. Я бы продолжала отстаивать свою точку зрения, если бы не решила более внимательно посмотреть некоторые серии. Наткнулась на сцену, в которой сестра Скалли говорит ей, что пора бы найти мужа и советует присмотреться к Малдеру. Меня удивило, что Скалли не ставит сестру на место, а признает, что ей действительно нужна своя семья, правда Малдер плохо подходит на роль супруга.

Анонс на запуск сериала «Секретные материалы»

Об мировых трендах в создании промо

Когда приходит задача сделать ролик на иностранный сериал, который я видела до этого и знаю, что он действительно хорош, я смотрю, какие промо к нему уже выпущены за рубежом, но не с целью украсть что-то, а, напротив, чтобы избежать повторов. Все-таки проторенной тропой идти не особо интересно. Часто у нас есть доступ на профессиональные ресурсы, и мы, режиссеры и редакторы, смотрим видео, допустим, когда приходит задача подумать над каким-то имиджевым роликом. Мы выделяем для себя какие-то внутренние «хэштеги», и ищем по ним, что люди уже делали на подобные темы. Но это просто для вдохновения.

Есть различные международные конкурсы в сфере промо, самый известный из которых, пожалуй, Promax. Я всегда слежу за его лауреатами, и мне даже повезло благодаря моему каналу побывать на самой церемонии в прошлом году. Promax как раз очень интересен в плане наблюдения за общемировыми тенденциями. Часто так бывает, что ролик получает приз на Promax, а потом многие российские телеканалы заимствуют какие-то находки этого ролика, подхватывают тенденцию или идею. отсель


Tags: промо, телевидение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

  • Отзывы о Clubhouse, или что нужно доработать

    На днях протестил новую социальную сеть Clubhouse. Сеть для тех кто любит ушами :) и любит поговорить. Причем первых больше чем вторых. Если…

  • Monster Hunter или Твою мать драконы

    Наконец-то в кинотеатры выпустили достойный фильм. С этими карантинными переносами почти нечего смотреть на большом экране. А вот в IMAX…

  • Оценка года

    Опросник для оценки прошедшего года и постановки задач на новый. Прошлый год О каком событии этого года вы рассказали бы своим детям и…

  • Карма Айтишника

    Жил был один айтишник, работал не на галерах, а в продуктовой компании. Создавал продукт который должен принести людям радость, допустим…

  • Почему? Какие фразы лучше заменят ПОЧЕМУ при работе с командой?

    Зачем нужны вопросы Почему? Чаще всего, менеджер задает вопросы, чтобы: помочь найти решение проблемы проекта или клиента; помочь команде…

  • Осторожно! Остров фантазий!

    Идея с осуществлением желаний или фантазий очень привлекательна в кино. Наиболее ярким примером для меня был фильм Исполнитель желаний. Суть…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments