Берясь за фильм о немецком промышленнике Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи евреев от смерти в концлагере во время Второй мировой войны, Стивен Спилберг подошел к делу со всем тщанием: была выстроена точная модель концлагеря Освенцим, а у польских граждан были закуплены тонны одежды 30-40-х годов, в которую одели 20 тысяч актеров массовки, и т.д. – недаром «Список Шиндлера» стал самым дорогим черно-белым фильмом в истории.
Тем не менее на экран все же проникли исторические ляпы, заставившие людей старшего возраста приподнять бровь. Например, Шиндлер не мог носить на своем пиджаке 30-миллиметровый золотой партийный значок НСДАП, поскольку тот полагалось цеплять только к военной форме (для гражданского же платья существовал уменьшенный вариант, и крепился он булавкой, а не винтом). Поезд со спасенными Шиндлером евреями не мог прибыть в Чехословакию, поскольку в конце войны такого государства еще не существовало на карте. Из-за оплошностей палача садист-эсэсовец Амон Гет в реальной жизни был повешен трижды, Спилберг же успешно казнил его с первой попытки (к слову, в сюжете картины отображена лишь малая часть преступлений гауптштурмфюрера, что можно назвать преуменьшением фактов, да и сам Шиндлер в жизни был, мягко говоря, личностью неидеальной). Почти вся музыка, звучащая в кинокартине, появилась уже после войны, равно как и студия Fogg Records, пластинка которой засветилась в кадре. Коньяк же Hennessy, который можно видеть там же, похоже, был просто куплен авторами «Списка Шиндлера» в ближайшем винно-водочном магазине: с такими этикетками, как в фильме, его стали выпускать только в 90-е годы.
Но критики были не строги: экранизация романа Томаса Кинелли «Ковчег Шиндлера» получила семь «Оскаров» и три «Золотых глобуса». Наградам сопутствовал громкий кассовый успех. Потому что по большому счету аудитории не важно, какой значок носит главный герой, – главное, чтобы кино «цепляло». Вероятно, в истории, написанной английским писателем по рассказам одного из выживших польских «евреев Шиндлера», пересказанной американским сценаристом и вдобавок еще переработанной режиссером, могло быть и больше ляпов, но допустить их Спилбергу не позволили те сами выжившие евреи, приглашенные постановщиком на съемки. Все-таки когда под рукой есть целая толпа консультантов, чувствуешь себя гораздо уверенней.
Journal information