cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Как снять фильм без бюджета: Кристофер Нолан о съемках

Как снять фильм без бюджета: Кристофер Нолан о съемках своей первой полнометражной картины

Специально для издания фильма в серии Criterion Collection Нолан дал большое интервью, в котором рассказал, к каким средствам он прибегал, чтобы снять «Преследование».


Я самоучка: не ходил в киношколу и формально никогда не учил кинопроизводство. Я начал снимать, когда мне было семь лет: я брал отцовскую камеру Super 8 и свои игрушки, а потом делал своеобразную stopmotion — анимацию. Когда я вырос, я просто продолжил снимать. Со временем фильмы стали больше, надеюсь, лучше и сложнее, но ни разу в своей жизни я не бросал съемки.

В какой-то момент я перешел с Super 8 на 16 миллиметров, а «Преследование» продемонстрировало максимум того, чего я мог достичь на данном этапе: с друзьями и своими силами.

В студенческие годы мы вместе Эммой Томас, моей женой и продюсером, пытались снимать разные фильмы: цветные и достаточно длинные. Проблемы, которыми мы столкнулись , мешавшие нам донести фильмы до зрителя, научили нас многому. В конце концов, мы смогли поэкспериментировать с короткометражными фильмами, стали снимать на черно-белую пленку, позволявшую нам добиться экспрессионистского стиля просто и быстро. По большей части мы снимали с рук, что помогало нам избегать сложных кинематографических техник, которые требовали использование тележки и другого дорогостоящего оборудования.

Мы пытались создать очень простой, очень эффективный способ производства, который затем можно было бы применить для полнометражной картины.

Сначала мы учились снимать короткометражки за выходные, как, например, «Жук-скакун», а когда стали заниматься «Преследованием», то, можно сказать, делали по короткометражке каждые выходные, по 2-3 минуты.

В то время я был оператором и звуковиком для медиа-тренингов, записывал радиопередачи. Благодаря этому я многому научился: в частности, приходить на место и выставлять свет и камеру быстро, под давлением жесткого расписания, поскольку предстояло провести интервью с председателем огромной корпорации, у которого есть на вас только десять минут.

Приходится учиться, как создавать прилично выглядящий материал очень быстро. Этот же метод мы применяли для съемок фильма. Мы могли осветить площадку тремя-четырьмя осветительными приборами очень быстро. Мы ориентировались на натуральное освещение и просто старались его усилить.

После этого мы с Уолли Пфистером стремились к схожей технике, стараясь создать похожее ощущение «усиленного натурализма». Подобной эффективности я сумел достичь благодаря своей основной работе.

Именно поэтому я решил снимать фильм на черно-белую пленку: с цветом бы было практически невозможно добиться приличного результата за такие сроки. Работая с черно-белым изображением часто получаешь интересные стилевые решения всего лишь с несколькими осветителями.

На более масштабные фильмы мне пришлось приглашать оператора. Я очень сильно переживал, потому что до того момента основу моих фильмов составляли я и моя камера.

«Преследование» снималось, по большей части, на одну камеру. Я всегда стараюсь снимать на одну камеру. Когда вы создаете экшн-кино, вы вынуждены использовать мультикамерную съемку, но в остальном одна камера мне казалась правильным подходом к повествованию. На мой взгляд, снимать фильм самому очень полезно, так как сразу начинаешь подстраивать свое положение под актеров, прятать или, наоборот, показывать определенные детали освещения.

«Преследование», по большей части, снималось ручной камерой, и мне очень нравилось так работать. Мне кажется, есть связь между тем, что я сам учился управлять камерой без монитора, и тем, что я и дальше стал без него обходиться, используя только глазомер. Если вы используете монитор, вы мыслите в рамках двумерного изображения, и не думаете о физическом расположении по отношению к объектам.

Не используйте зум-объективы. Тогда вам придется физически передвигать камеру, в зависимости от точки зрения, которая вам нужна. Многое из этого я понял, снимая «Преследование», хотя там у нас был зум-объектив. Во многом так получилось потому, что мы не могли подстраивать локации под наши нужды, а могли только двигать камеру сквозь сцену.

Многие ограничения для нас были новыми, например, черно-белая и ручная съемка. Я изначально видел фильм черно-белым и с ручной камерой. Сцену в полицейском участке мы снимали с тележки, поскольку я хотел снять ее очень четко, профессионально, чтобы, когда зритель видел остальную часть фильма, он понимал, что она снята так «небрежно» специально. Подобный выбор может смотреться, как ограничение, но я писал сценарий, держа все это в голове.

Например, я заметил, что малобюджетных фильмах огнестрельное оружие смотрится не очень хорошо: из реквизита нельзя стрелять холостыми, у него неправильный вес или внешний вид. Оно все время выдает небольшой бюджет. Так что мы использовали молоток.

Для меня было очень важно понять техническую основу вещей, как все работает. Поскольку потом, когда я начал снимать более масштабные фильмы, я стал видеть, что мне нужно, а что нет. Например, когда я снимал «Помни...» в Голливуде, многие говорили, что формат Super 35 может заменить анаморфотный, но я знал, что это не так. Это так же относится и к монтажу.

Я очень рад, что являюсь представителем последнего поколения, которое может монтировать на пленке.

<...>

Начиная с «Преследования», я всегда пытаюсь перемешивать сцены друг с другом. Если у вас есть сцена с диалогом двух людей, ее можно соединить со сценой с человеком, бегущим по улице. Это позволит вам проще скрывать недостатки, помимо прочего.

На мой взгляд, очень полезно проводить монтаж в своей голове и снимать только то, что действительно войдет в финальную версию.

Во всех своих фильмах я часто использую детали. Очень важно привлекать внимание зрителей к объектам, например, молотку. Кроме того, это полезно и в техническом плане: красивую деталь можно снять быстро и за небольшие деньги, это делает изображение дороже.

Звук для малобюджетного кино — самое сложное, поскольку люди привыкли к очень качественным, «отполированным» звуковым дорожкам. На «Преследовании» мы начали со сцены диалога, снятого в таком окружении, в котором мы могли достаточно просто качественно все записать. Таким образом, мы не отпугивали зрителей сразу же. Так что к тому времени, когда кино начинает звучать действительно дешево, со всеми машинами и шумами камеры, зрители уже погружаются в историю.

<...>

Мы использовали несколько трюков, которыми я часто пользовался после. Например, «пустые дубли», когда вы не включаете камеру после бракованного дубля, испорченного пролетом самолета. Вы просто повторяете сцену еще раз сразу же, без включения камеры. Интересно, что то же самое мы делали для «Темного рыцаря», снимая на IMAX-камеры.

<...>

Когда мы снимали «Преследование», я чувствовал, что слишком юн, и моя собственная жизнь не заинтересует людей. Так что я искал жанр, форму, которая позволила бы их привлечь. На мой взгляд, криминальный жанр сильно помог мне в этом. Персонажи в нем характеризуются действиями, предательством, распространенными страхами. Как молодой режиссер я искал способы выразить себя в этой усиленной реальности. Это позволял сделать фильм-нуар. Он, к тому же, дает большое пространство для эксперимента: вы начинаете фильм с закадрового голоса, с разговора. Зрители знают, что вы к этому еще вернетесь, так что можно решиться на эксперименты со зрительским пониманием.

Когда мы снимали «Преследование», в прокат вышли такие фильмы, как «Клерки» и «Музыкант», так что мы точно знали, что малобюджетное кино может получить приличную дистрибьюцию. Тем не менее, я против того, чтобы к какому-то фильму относились как к ступеньке к следующему. Команда должна получать удовольствие от самого процесса. В то время в Англии не практиковалось безбюджетное кино, да и особо больших фестивалей не было, но мы дали себе задачу снять и завершить проект полностью, а после поехали в Америку и пустили по фестивалям там.

Я не думал о том, чтобы иметь на руках готовый сценарий во время путешествия по фестивалям, но так получилось, что я закончил писать «Помни», когда «Преследование» начали понемногу замечать. Оказалось, это большое преимущество, так как я мог сказать: «Хорошо, вам понравился фильм. Вот что я хочу снять дальше». Однако это было простое совпадение. Я бы не рекомендовал распределять свое внимание и специально планировать подобное: лучше полностью сосредоточиться на завершении проекта.



Tags: кинопроизводство, режиссер, советы
Subscribe

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

  • Отзывы о Clubhouse, или что нужно доработать

    На днях протестил новую социальную сеть Clubhouse. Сеть для тех кто любит ушами :) и любит поговорить. Причем первых больше чем вторых. Если…

  • Monster Hunter или Твою мать драконы

    Наконец-то в кинотеатры выпустили достойный фильм. С этими карантинными переносами почти нечего смотреть на большом экране. А вот в IMAX…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments