cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Как снять успешный полнометражный фильм без продюсеров? Продолжение



начало читайте тут http://cinematographua.livejournal.com/1163331.html

СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА*

Мы рассматриваем работу внутри очень ограниченного бюджета. Если вы сами умеете планировать фильм и сочетать в себе функции второго режиссера и директора, вам, может быть, не понадобится продюсер, отвечающий за организационную часть. Если у вас есть человек, которому вы сможете доверить функции исполнительного продюсера — конечно, привлекайте его. Тогда вам не придется, как мне, договариваться со всеми объектами, бегать по магазинам в поисках одежды героям, просить друзей одолжить машину на полдня, квартиру, сумку, туфли и т. д. То есть вам придется этим заниматься тоже, но вы хотя бы сможете разделить этот объем на двоих. И во время съемок, когда вы добиваетесь определенной эмоции от актера, вас не будет дёргать за рукав охранник кафе с вопросом, а где можно будет посмотреть ваш фильм? Пусть тот, кто исполняет обязанности продюсера, возьмет на себя всех этих прекрасных людей. И заодно не забудет со всеми подписывать договоры и складывать их в отдельную папку.

Если вы задействуйте две камеры и, как следствие двух операторов, съемки пойдут быстрее. Это, конечно, при условии того, что вы и ваши операторы знаете, как работать двумя камерами. Об этом приеме чуть позже.

Звукооператор — вам обязательно надо записывать звук на площадке. Обычно этим занимаются как минимум два человека. Но можно найти и одного силача и смельчака, который умудрится держать удочку над актерами и управлять записью еще двух или четырех микрофонов. Нам повезло. У нас такой человек был — великолепный Георгий Ермоленко.

Ассистент, как бы вы его не назвали (помощник режиссёра, ассистент продюсера), должен совмещать в себе, как и все на малобюджетных съемках, несколько функций и обязанностей. Он должен успевать щёлкать хлопушкой в начале кадров, чтобы потом вы смогли синхронизировать звук с картинкой, организовывать питание на площадке, обзванивать актёров и бегать в магазин (потому что всегда чего-то не хватает в последний момент). Если вы сможете привлечь двух ассистентов на работу над фильмом — это прекрасно. Лишних рук на площадке не бывает. Только помощник должен помогать, а не стоять на площадке и пялиться на съемочный процесс.

Водитель... В идеале взять помощника с машиной. Или двух с двумя машинами. У вас будет техника, которую надо перевозить с одной съемочной площадки на другую. У вас будет реквизит, костюмы. Придется встречать актеров, которые иначе на перекладных будут к вам ехать вечность и так далее. Только помните, что водителям надо компенсировать траты на бензин. Прекрасно, если люди готовы работать у вас за небольшие деньги или бесплатно, но никто не обязан вкладываться в ваш фильм.


Прекрасно, если люди готовы работать у вас за небольшие деньги или бесплатно, но никто не обязан вкладываться в ваш фильм


У меня есть один знакомый американский режиссер, который всех, кто как-то помог долларом или подбросил кого-то с оказией, записывал в титрах, как продюсеров. В итоге у него человек пятьдесят продюсеров. Я не приветствую такое разбрасывание титулом продюсера, так как считаю, что продюсер — это тот человек, который либо ощутимо поддержал проект финансово, либо оказал другую весомую помощь. Иначе говоря продюсер — это человек, без которого ваш проект был бы не осуществим. Не путаем с позициями исполнительных продюсеров, которые отвечают за организацию съёмочного процесса.

И так плавно мы подобрались к планированию и бюджетированию.

ПЛАНИРОВАНИЕ*

Грамотное планирование сократит время и средства.

Начнем с того, что вам нужно проставить номера рядом с каждой сценой в вашем сценарии. Если вы будете добавлять сцены, чтобы не переделывать всю работу, указывайте букву рядом с номером сцены.

Далее — самое главное — распределение бюджета. Должна сказать, что мне, например, о деньгах думать не то, чтобы противно, но скучно, неинтересно. Но есть такие случаи, когда «надо — значит надо». Потому что если вы фильммейкер, у вас в приоритете фильм, который надо сделать. И все разговоры о том, что я творческая личность, и деньги для меня неважны, хороши только, если у вас как у режиссера есть агент или менеджер, или сильный продюсер, который обязательно будет вмешиваться в картину и требовать, чтобы вы изменили то или это и выстроили фильм по его вкус.

Итак, у вас есть n-ая сумма. У вас стоит задача поместиться в нее несмотря ни на что. И довести фильм до состояния, когда вы сможете показать почти законченную работу потенциальному инвестору или партнеру.

В Америке, например, есть режиссер, он же фильммейкер, Гленн Бергойтц, который выступает на своих фильмах всем — сам их ставит, сам либо за камерой, либо звукозаписывающую удочку держит. Он за две тысячи долларов умудряется снять по три полнометражных фильма, они попадают на фестивали, даже иногда в прокат, он очень хорошо себя чувствует, пишет книжки о том, как снять кино за две копейки — правда книги не адаптируемы на нашу, российскую реальность, к сожалению.

Вам нужно посчитать ваш проект, как говорят киношники, «осметить» его. Начните с вашей съемочной группы. И, пожалуйста, пусть у вас не будет никого в команде, кто потребовал оплаты своего труда по рыночным ценам. Ни среди актеров. Ни среди съемочной группы. Это ваш первый фильм, вы тратите свои деньги или деньги вашей мамы, и либо человек входит в ваше положение и работает за символическую оплату, либо это не ваш человек. Либо переписывайте сценарий — он у вас, видимо, чудовищный, раз никто не вдохновляется им и не горит желанием стать частью команды.

И просто, чтобы вы понимали — в кино в принципе реальней привлечь людей за меньшие деньги, чем скажем, на съемку клипов известной музыкальной группы. Или в рекламный ролик.

Из чего еще состоит смета независимого фильма?

Костюмы. Внимательно почитайте сценарий — сколько разных дней в вашей истории? Вы удивитесь — вам казалось, что один из сюжетов разворачивается в два дня, а оказывается — это три или четыре разных дня. Поэтому посчитайте дни из жизни ваших героев в фильме, и вы поймете, сколько раз переодеваются ваши герои. Составьте эти наборы одежды. Первым делом отправляйтесь в гардероб актера. Если не найдете там одежды, необходимой для образа, идите в гардероб к другу, который совпадает в размерах с вашим актером. Если и там не найдете, то идите в магазин секонд-хэнд. Это и дешевле, и одежда уже «жила». Это добавит достоверности в кадре. Если вам нужен отполированный образ героя, с достатком выше среднего, тоже необязательно идти в дорогой магазин одежды. Купите рубашку или брюки дешевые и наденьте на героя дорогой аксессуар — займите у друга — часы, запонки, галстук, портфель.

Кадр из фильма «Портрет в сумерках»

Реквизит вам нужно собирать внимательно. Составляйте список для каждой сцены. Реквизит должен стоить минимально. Кое-что придется купить, но остальное вы насобираете дома или дома у друзей.

<...>*

Здесь вы видите объект «квартира, в которой живет главный герой с братом и дедом». Мне важно было, чтобы отсутствие женщины в этом доме было очевидным. Зная, что мы не сможем себе позволить покупку реквизита для оформления съемочной площадки, я выбирала квартиру, которая уже была наполнена громкими артефактами. И мы просто сгущали краски, передвигая горы хлама из одной комнаты в другую, где мы снимали. На одной из фотографии фигурирует деталь, которая громко передает смысл интерьера — сохнущие на трубе носки — они постираны и выжаты, но не расправлены. Так жгутами они и сохнут. С этой любопытной деталью я столкнулась в другом интерьере, где жили немногочисленные члены нашей съемочной группы и привнесла этот элемент в кадр.

И не забывайте, что достоверность — в деталях. Проверьте — все ли в вашем кадре соответствует той действительности, которую вы создаете.

<...>*

Ездите и фотографируйте потенциальные объекты. На поиски натуры может уйти месяц или больше. Я, например, уже ищу подходящие объекты к своему следующему фильму, хотя съемки через год.

Может так получиться, что вы найдете подходящий подъезд в одном доме, а лестничную площадку в другом, а квартиру в третьем. И тогда вы будете снимать, как ваша героиня выходит из квартиры, спускается по лестнице и выходит из подъезда в разных местах и, возможно, даже в разные съемочные дни. Очень важно следить за прической, в какой руке у героини или героя сумка, и, конечно, аккуратно с костюмом и туфлями — все должно совпадать. Иначе вы не смонтируете сцену (за редким исключением — я расскажу об этом позже).

Когда определитесь с местом, надо поискать, можно ли договориться о съемках на этом объекте.

<...>*

Вот пример очень простого письма — запроса о разрешении на съемку в непростом объекте — аэропорту. Надо сказать, что официальной формы документа, разрешающего съемку на том или ином объекте в той инстанции, в которую вы обратитесь, может не быть. Они возможно ни разу не сталкивались с подобными просьбами. Но любая подписанная бумага, подтверждающая тот факт, что начальник не возражает — вам поможет, потому что только ленивый не подойдет к вам и не спросит во время съемок сначала «А че это вы тут делаете?», а потом, услышав ответ, спросит: «А кто вам разрешил здесь снимать?», дальше может быть «идите отсюда, сейчас вызову милицию».

<...>*

Вот основная разблюдовка вашего сценария, который начинает приобретать форму плана. Это никакой не стандарт. Это форма, которая была удобна мне. Вы можете создать свою или прибегнуть к общепринятым формам этого документа — слушателям курса я предоставлю на выбор несколько общепринятых форм календарно-постановочного плана на выбор.

Итак — название объекта, уточнение интерьер это или это экстерьер — то есть у вас может быть гараж — нат — это около гаража, а гараж — инт — это соответственно внутри гаража. Время суток, номер сцены. И если их несколько — пишите все через запятую. Графа время — это примерное время, требующееся на съемку. Но так как я планировала для себя и знаю свой ритм съемки, я не обозначала продолжительность, примерно прикидывая, сколько сцен поместится в день. Герои, которые в кадры. В главе «техника» — обычно указывается перечень оборудования, необходимого для съемки. Но так как набор техники у нас был один и тот же каждый день — две камеры и звук, который всегда был у звукорежиссера. Поэтому я использовала эту графу для определения позиции камер. Ну и, конечно же, реквизит.

Кадр из фильма «Портрет в сумерках»

<...>*

Это мой КПП. Здесь сцены уже расписаны по дням. Ваше расписание зависит от нескольких факторов — время суток, заданное сценарием, расписание актеров, время, предоставленное вам хозяином объекта. Первая сложность в том, что графики актеров могут не совпасть, потом графики актёров совпадают, но объект в это время не свободен. Если вам нужен игровой транспорт — он тоже может быть свободен для вас не всегда. И вам это надо как-то суметь сочетать. Опыт работы вторым режиссёром очень здесь пригождается.

В начале 2000-х, когда я работала на сериале вторым режиссером, я не понимала, как я накошмарила на кармическом уровне, что мне досталась такая работа. Я занималась планированием, составляла очень сложный график, и каждый день он менялся из-за каких-то обстоятельств. Я спрашивала себя: «За что? Почему? Зачем?» Годы спустя этот опыт работы сделал возможным съемки моего первого фильма. Вам не обязательно проходить все круги ада, в ходе трехмесячного курса я научу вас грамотно планировать свои картины.

Сложнее всего — предсказать, что пойдет на съемке не так. Потому что всегда все идет не так, как вы это планировали. Бывают сюрпризы приятные, бывают не очень. К этому надо быть готовым и не паниковать. А быстро находить выход из ситуации. Есть миллион непредсказуемых причин, по которым график, который вы составляли с таким трудом, поплывет — это может быть что угодно — погода, транспорт не приехал, актёр не смог в последнюю минуту, хозяин объекта передумал. И так далее. Все возможные срывы надо попытаться продумать заранее. И быть готовым перенести съёмку на другой день. То есть оставить себе люфт из нескольких дней до официального окончания съемок. В нашем случае с «Портретом...» — стояла задача застать последние дни хорошей погоды. На дворе стоял ноябрь. И зима могла начаться в любой момент. Даже осенние дожди выбили бы нас из графика, так как уже отснятые сцены при ярком солнце мы бы не склеили с дождливыми сценами. Если вы в такой зависимости от сезона — спланируйте все уличные съёмки на начало процесса. Интерьеры отснимите потом.

СЪЕМКА*

Чтобы не терять время и не чесать затылок, придя на съемочную площадку, вам надо продумать все кадры, которые необходимо отснять в запланированных сценах заранее. Я пишу список планов за день до съемки. То есть, я по сути детально думаю о том, что я буду делать завтра. Конечно, к этому моменту мы с оператором-постановщиком обсудили весь сценарий. И он знает, как снимать каждую сцену.

Раскадровки могут не пригодиться в малобюджетном кино, так как редко бывает, что вы можете придти на объект с актерами и оператором и развести мизансцену, чтобы четко представлять движение актеров по отношению к камере, четко представить каждый кадр. Поэтому я просто описываю кадры в текстовом файле и отмечаю, что уже снято. Опасно забыть что-то какой-то кадр. Вы должны отработать каждый объект по максимуму, чтобы туда уже не возвращаться.

В английском языке есть такое слово — coverage. Оно значит покрытие сцены. Это объем отснятого материалы, разные крупности и ракурсы. Почему мне нравится съемка двумя камерами — я одновременно получаю средний план и крупный план. Иногда, если объект позволяет, и операторы могут разминуться, можно одновременно снимать восьмерки — то есть людей в диалоге.

Потратьтесь на мониторы, которые крепятся на плечевой упор. В маленькое окошко экрана камеры не рассмотреть резкости фокуса. И когда вы будете отсматривать материал после каждого дубля — вы глаза поломаете, вглядываясь в крошечный экран фотокамеры. И что еще страшнее — упустите какую-то деталь — например, взгляд проходящего на заднем плане человека в камеру. А потом обнаружите это на обычном экране компьютера в монтажке, и будет поздно. Не отсматривать материал после каждого дубля нельзя, если вы работаете с двумя камерами — так как смотреть сразу в две камеры при съемке сцены невозможно.


Если вы в начале своего пути, старайтесь избегать съемок сцен одним планом


Если вы в начале своего пути, старайтесь избегать съемок сцен одним планом. Эти приемы требуют филигранной работы актеров и операторов. Работая с такими кадрами, в монтаже вы не сможете уйти на перебивку — реакцию другого героя или крупный план руки, поднимающей чашку. Вы также не сможете повлиять на ритм этой сцены в монтаже. Вы застрянете с этим, единственным планом сцены и в итоге должны будете либо включить сцену в фильм, либо выкинуть ее. Другого не дано. Подробней о психологии крупностях кадров и ракурсах я расскажу на курсе. А пока имейте в виду, что чем больше материала вы снимаете, тем проще вам будет в монтаже. Вам будет, из чего выбрать и чем перекрыться, если вы снимете детали и реакции актеров — даже если они просто молча слушают другого героя. Также не забывайте о проходках. Пусть вы выкинете половину из них. Но дайте вашему герою зайти в помещение. И не заканчивайте съемку сразу после того, как ваш актер закончил произносить реплику. Дайте несколько секунд тишины после. То есть снимайте с запасом — до начала сцены, прописанной в сценарии и после.

Если у вас совсем мало денег на фильм, проще всего отказаться от искусственного освещения — киносвета. Так мы сделали на «Портретом...». Мы искали наиболее выгодное освещение на объекте. И если в одном подъезде была разбита лампочка, мы снимали у другого подъезда. Сейчас вы увидите, что я имею в виду.

<...>*

Иногда приходилось применять хитрость. Мне очень не нравится не мотивированный, не логичный свет например, при съемках сцены в машине ночью в фильмах можно часто встретить героев в автомобиле с включенной лампочкой в салоне. Почему они едут с этим светом — непонятно.

Я вам сейчас покажу, как мы решали эту проблему в моем фильме.

<...>*

Мы имитировали парковку машины по соседству, освещая фарами то, что нам надо было показать.

Как я уже упоминала, важно записывать звук отдельно — это даст вам больше возможностей в постпродакшене. Особенно, если вы надеетесь на кинопрокат. Когда вы смотрите сцену на площадке, слушайте ее тоже. Не давайте вашим актёрам перебивать свои реплики или реплики друг друга посторонними звуками — громко ставить чашку на стол, громко двигать стул и так далее. Актеры должны помнить, что звук, наложившийся на их реплики при записи — убивает реплики, и они не подлежат восстановлению. Можно, конечно, переозвучить. Но сцену, озвученные в постпродакшне, звучат и как результат смотрятся не достоверно. Да и актеры к вам в студию придут совершенно в другом состоянии. Никогда звук, записанный в студии не сравнится со звуком, записанным на площадке. Поэтому старайтесь сохранить максимальный объем записанного на площадке звука.

После каждого съемочного дня сбрасывайте материал в компьютер и копируйте файлы на хард. Старайтесь классифицировать отснятый материал. Как минимум, называйте видео и аудио материал одинаково — скажем, по числам, когда вы записали его. Но желательно указывать номера сцена в названиях файлов. Вы столкнетесь с адом, когда вам придётся разбирать горы видео- и аудио-материала и синхронизировать их.

<...>*

Вот пример очень простого покадрового плана. Создавайте хоть такой. Главное — знать, что вы делаете, приехав в шесть утра на площадку, и не забыть все снять. Кстати, порядок такой: режиссёр и оператор появляются на площадке раньше всех, принимают решение: как выгодней по свету и возможному движению камеру развести мизансцену, потом приезжают актеры, и режиссер показывает им, что делать. Оператор смотрит на движения. Звукооператор смотрит на движения, понимая, как будет двигаться камера, и где ему поместиться с удочкой, чтобы не попасть в кадр и никому не мешать. Потом актёры идут гримироваться и переодеваться, режиссер прогоняет с ними сцену, а оператор и звукооператор настраивают оборудование.

<...>*

Перед тем, как я перейду к подробностям, должна сказать, что каждому режиссеру и оператору необходимо иметь опыт монтажера, чтобы понимать, из чего состоит этот процесс. Тогда вы и снимать будете по-другому. И в отснятом материала не будет нестыкующихся кадров. В нашей школе мы предлагаем два разных курса по монтажу — от двух разных экспертов, курсы отличаются контентом и интенсивностью.

Но вернемся к нашему кейс-стади.

И вот настал тот сладкий час — вы сняли свой фильм. До того, как вы заляжете на дно, чтобы выспаться, отвезите материал монтажеру. Пусть начинается работа по синхронизации звука с картинкой. Это займет какое-то время — от недели до двух. Время на организацию материала зависит от того, насколько аккуратно вы систематизировали материал при сохранении во время съемок. Если вы не были организованы совсем и не подписывали видео- и аудио-файлы, человек будет разгребать материал вечность — и вы будете за это ему платить.

Итак, вы восстановились, пришли в монтажку и вместе с инженером или режиссером монтажа сели за монтаж. И тут увидели дикое количество косяков — своих, актерских, операторских, звукооператорских. Вы ненавидите весь мир. Если вы перестраховались разными планами, ракурсами и дублями — нет почти ничего невозможного. Магия кино — здесь вырезали, здесь заклеили, там перебились стучащими пальцами по столу — и все заиграло. Подробней про множество фокусов монтажа я расскажу на курсе. Но сейчас покажу вам пару маленьких фокусов.

Возвращаясь к важному понятию в кино — к вниманию. Есть такое понятие, как фокус внимания. У меня для вас новость — даже ваш нос вам может мешать. Но вы его не видите, потому что сосредоточены на другом. Это называется фокус внимания. А внимание зрителя на чём-то фокусируете вы. Это как в знаменитой фразе «Следите за рукой». Если напряжение в сцене высокое, вам может сойти с рук парочка нестыковок. Давайте посмотрим видео.

<...>*

В первом случае выяснилось, что актриса не может бежать на каблуках по кочкам, она боялась сломать ноги. Я все-таки настояла, и при первом же дубле у ее туфли отскочил каблук. Во втором я просто не заметила этой злосчастной двери. Кухня была маленькой, мы вынуждены были открывать дверь после каждого дубля, и случился такой косяк. На цветокоррекции мы притушили белый цвет двери, чтобы он не так бросался в глаза.

Учтите, что далеко не все косяки можно поправить в постпродакшне. Оператор-постановщик «Портрета в сумерках», он же монтажер с пятнадатилетним стажем, Ибен Булл расскажет, что надо учесть при съемках фильма, чтобы в постпродакшене было больше возможностей на своём курсе «Основы полного цикла постпродакшна», набор на который мы объявим на днях на сайте фестиваля и на странице проекта киношколы 2morrow на Планете.


окончани завтра вечером








Tags: обучение, продюсер, режиссер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • G. I. Joe и «Кобра» Как все начиналось?

    Уже стало обычным дело, когда снимают приквел к фильму, ранее собравшим кассу. В 2013 году вышел предыдущий фильм о противодействии двух…

  • Форсаж 9 Братоубийственная гонка

    Если человек и может выйти из гонок то гонки из человека уже не выйдут никогда. Доминик Торетто вместе с Летти и своим сыном Брайаном…

  • "Никто" - Тарантино на минималках

    Чем вам запомнились фильмы Тарантино? Интересные диалоги, куча трупов и море крови. Если вам такое нравится, то новинка кинопроката вам…

promo cinematographua december 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment