cinematographua (cinematographua) wrote,
cinematographua
cinematographua

Category:

Откуда брать темы? 15 источников

Не бывает ситуации, когда нет новостей, даже если, казалось бы, в вашем городе или поселке за этот день ни­чего заметного не произошло. Очень часто подбором тем для новостей зани­маются «специально обученные люди» — продюсеры. Причем такая картина есть в последнее время не только в федеральных, но и в региональных СМИ.

С одной стороны, очень хо­рошо, когда каждый занимается своим делом и в редакции четко рас­пределены обязанности.

Надо уметь выполнять задания редакции и каждое та­кое задание сделать «своим», но при этом не закрывать глаза и уши, не терять вкуса к поиску информации. Ведь это, вместе с уме­нием выделить главное и зажечься — необходимое качество любо­го журналиста.

К тому же следует помнить, что сегодня вы журналист, а завтра, возможно, именно вам предстоит стать тем самым продюсером, кото­рый берет на себя смелость из вороха событий отбирать темы, кото­рые надо снять и дать людям в качестве главных событий дня.

Надеемся, что список источников информации, который мы составили, в чем-то вам поможет. Здорово, если вы вспомните что-то такое, о чем мы не упомянули. Конечно, ситуации в разных студиях и в разных городах различны. И у каждого хорошего репортера есть свои секре­ты.

1. Интернет

Сейчас даже в российской глубинке в редакциях есть компьюте­ры и доступ к всемирной информационной Сети. Интернет дает воз­можность просматривать сообщения информагентств, а также нахо­дить любую информацию по той теме, которая нас интересует.

2. Другие средства массовой информации

Очень грамотно использовать в качестве источника информа­ции центральные и особенно местные газеты, радио и даже каналы- конкуренты. О чем-то сказано вскользь, а вы зацепились и сделали прекрасный сюжет. Радио вообще очень оперативно, и к нему надо в полном смысле этого слова прислушиваться. Например, утром вы слышали сообщение, что ваша спортивная команда стала победите­лем международного соревнования. Срочно ищем архивы, фотогра­фии, берем интервью у тренера, который воспитывал эту команду, и сюжет готов оперативно и качественно. Особое внимание нужно обратить на районные газе­ты. Среди материалов в таких газетах встречаются настоя­щие жемчужины, особенно когда речь идет о необычной судьбе и яр­ких героях. Этот источник информации может здорово помочь при создании особых субботних или воскресных репортажей.

3. Пресс-релизы различных организаций и государственных служб

Сегодня не только органы власти, но и многие заводы, фирмы, об­щественные организации, партии имеют собственные пресс-службы. Каждый день по элек­тронной почте или факсу в редакции телекомпаний поступают пресс- релизы различного содержания: итоги заседания Законодательного собрания области, или выпуск новой детали, или презентация нового проекта. Это надо внимательно уметь читать, отделяя рекламные мо­менты от самой информации. Профессионал может найти в таком до­кументе зацепку, которая сильно удивит его авторов.

Например, пресс-релиз автозавода о выпуске нового автомобиля в красках повествует о его новых качествах и рекордных сроках его производства. Где-то в середине сообщения одной строкой указано, что этот автомобиль получил высокую награду на автосалоне пять лет назад. Грамотный журналист может сразу сопоставить «ре­кордные» сроки и дату открытия автосалона. Так появляется осно­вание для журналистского расследования на тему, почему цепочка от производства пилотного образца, выставленного на автосалоне, до реального производства такая долгая? И какие автомобили на се­годняшних автосалонах считаются модными? Насколько они отли­чаются от нашего «нового» авто?

4. Календарь памятных дат

Очень полезная вещь, поскольку такого же числа несколько лет назад обязательно что-то происходило и об этом полезно напомнить людям. Конечно, лучше, если этот календарь будет базироваться не на чем-то глобальном, а на местных фактах и событиях, важных именно для вашего ре­гиона. День рождения Александра Македонского — значительное со­бытие, но если вы поздравите в эфире с днем рождения почетного жителя вашего города — это будет лучше. Интересно напоминать о на­родных приметах, церковных праздниках, но надо делать это осто­рожно, без перебора.

5. Возвращение к теме

Почему-то этот источник информации редко используют, а зря. Предположим, год назад вы или ваши коллеги сделали интересный репортаж об открытии первого предприятия с иностранным капита­лом в вашем регионе. Прошел ровно год. Нравится ли товар потреби­телям? Сколько зарабатывают рабочие? Как считают жители: прода­ем мы Родину иностранцам, привлекая инвесторов, или нет?

6. Служба 01

Раньше у нас были телефоны различных служб 01, 02, 03. Теперь вся оперативная информация находится в руках МЧС и полиции. Что случилось за день? Какие события обязательно надо сообщить лю­дям? Хорошо было бы иметь среди работников этих служб своих лю­дей, но это уже относится к следующему источнику.

7. Информаторы

Работа с информаторами должна вестись постоянно и требует за­трат, в том числе материальных. Телекомпания НТВ в сое время «раскру­тилась» как лучшая информационная компания во многом благодаря хо­рошей сети собственных информаторов в самых разных сферах. Это со­всем необязательно взятки или другие знаки благодарности в виде по­дарков. Можно использовать какие-то клубные встречи с приглашени­ем нужных людей на свою «тусовку» (обычно это ценится). Отношения с информатором можно и нужно выстроить на основе взаимного интере­са и уважения, а не просто: «Скажи мне все, что знаешь, и радуйся, что это было в эфире». И, конечно, надо строго соблюдать все законы про­фессиональной этики, так как часто информаторы реально рискуют сво­им положением, выходя на связь с вами. Это надо уважать и ценить.

8. Звонки в редакцию

Даже если вы не даете телефон редакции в эфире, обязательно най­дутся активные люди, которые его раздобудут. Часто звонки бывают назойливыми и малоинтересными: кому-то не дали тепло, кто-то недоволен вашей вчерашней программой, у кого-то течет крыша, у кого-то попросту едет… Но относиться уважительно необходимо к каждому звонку. Активные люди быва­ют очень полезны. Если вы поговорите вежливо и толково, сумеете объ­яснить, куда человеку надо обратиться за решением своего вопроса, и так же вежливо попросите звонить в редакцию, если будет интересная свежая информация, — вы получите нового информатора, причем совер­шенно бескорыстного. Не нужно отбрасывать сразу жалобные звонки по поводу тепла, дорог, мусора и прочее. Иногда выезд на место по такому звонку дает благодатный материал для новостей. В любом случае лучше фиксировать в специальном журнале каждый такой зво­нок. Потом, когда вы будете готовить спецрепортаж о городских доро­гах или о проблемах ЖКХ, этот журнал может вам сильно помочь.

9. Личные наблюдения

По дороге на работу и с работы будьте внимательны. Новые ре­кламные щиты или маленькие объявления на остановках иногда дают самую свежую информацию о приезде интересных людей, фестива­лях и акциях. Так как обычно реклама появляется задолго до события, у вас будет возможность подготовиться, а может быть, и раскрутить это событие в эфире.

Иногда наблюдения дают неожиданную информацию. Например, в один прекрасный день площадь в центре города оказывается закры­той для проезда. На щитах указаны новые маршруты трамваев и ав­тобусов. В чем дело? Как журналист вы просто обязаны это узнать. Оказывается, принято решение о строительстве на этом месте стан­ции метро, той самой станции, которая вызывала огромное сопротив­ление общественности.

Таким образом, тайное станет явным, если вы будете наблюда­тельны.

10. Городские форумы

Конечно, на них будет много лишних сообщений, много приду­манных новостей, но все равно такие форумы — реальная возможность узнать, что происходит в городе из неофициальных источников, то есть от простых граждан.

11. Личные контакты

Настоящий репортер не должен расслабляться ни на минуту. Об­щаясь с людьми, надо уметь настроить себя на постоянный поиск свежей информации. Подруга рассказала вашей жене, что в роддоме, где она работает, родилась тройня. Жена рассказала вам. Теперь глав­ное, чтобы вы были первыми.

Часто бывает, что источники информации существуют внутри ва­шего близкого круга. Каждый человек где-то работает, что-то инте­ресное вокруг него происходит, и очень часто люди просто не дога­дываются, что это интересное надо сделать фактом общественного достояния. Разумеется, ваше служебное рвение не должно выходить за рамки и всегда надо обсудить возможность съемок с тем человеком, от которого получена информация.

12. Гостиницы, вокзалы, аэропорты

Хорошо бы иметь там своих информаторов, но в любом случае полезно обзванивать гостиницы, вокзалы и аэропорт в поисках ин­формации об интересных гостях города. Многие приезжают специ­ально инкогнито, а это для нас самое интересное.

13. Проверка слухов

Это замечательная рубрика для регионального телевидения. Одна из задач журналиста — разведать, правда ли то, о чем говорят люди на улице, в автобусах и на кухне. Прекрасный информацион­ный повод — успех гарантирован.

14. Общественные организации

Некоммерческие организации есть в каждом городе, и бывает, что их число переваливает за несколько тысяч. Конечно, многие существуют лишь на бу­маге, но и действующих тоже довольно много. Там работают замечательные люди: те, кто возится с больными детьми или инвалидами, защища­ет семью или помогает молодежи после тюрьмы. Как правило, эти люди не любят журналистов в ответ на безразличие к их деятельно­сти. Попробуйте наладить контакты с некоммерческими организаци­ями, и у вас будет возможность снимать ярких героев.

15. Результаты соцопросов. Статистика

Отличная вещь для редакции — досье с важными ре­зультатами социологических исследований и статистикой. Досье не­обходимо, чтобы можно было сравнить, как это было в прошлом году, как пять лет назад (рождаемость в вашем городе, показатели роста и падения экономики, наконец, количество чиновников и размер потре­бительской корзины). Это всегда интересно. Информационным пово­дом может стать появление свежих данных. То же самое касается со­циологии при одном условии: опрос должен быть репрезентабельным и опубликован в серьезном издании, иначе вы можете попасться на удочку социологической подделки или чьего-либо заказа. (с)

Tags: новости, обучение
Subscribe

  • Как легализовать каннибализм? Технология легализации

    Джозеф П. Овертон (1960-2003), старший вице-президент центра общественой политики Mackinac Center. Сформулировал модель изменения представления…

  • Следующее Поколение - Э!

    Заметил одну очень странную тенденцию в современной психологии и воспитании. Можно сказать Новый перегиб. Если раньше воспитывали любовь к…

  • Я сумасшедший?

    Сегодня с ужасом осознал, что я не нормальный. В чем это проявляется? Мне жалко уходящего времени. Мне хочется делать, что-то нужное, важное,…

promo cinematographua декабрь 29, 2016 19:15 122
Buy for 100 tokens
Что смотрят Блогеры ЖЖ? Это новый проект который поможет блогерам Живого Журнала поделиться своими предпочтениями или дать советы по просмотру Кинофильмов или Телесериалов. Возможно вы найдете друзей с такими же кино пристрастиями. Время от времени мы будем создавать список самых популярных…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments